Фуникулер

Строительство фуникулёра, на переднем плане стоит инженер по строительству Н.К. Пятницкий (в костюме с белым платком в грудном кармане)

Строительство фуникулёра, на переднем плане стоит инженер по строительству Н.К. Пятницкий (в костюме с белым платком в грудном кармане)

Открытие подъемной дороги, 6 июня 1902 г.

Открытие подъемной дороги, 6 июня 1902 г.

Открытие подъемной дороги, 6 июня 1902 г.

Открытие подъемной дороги, 6 июня 1902 г.

1902 г.

1902 г.

1902 г.

1902 г.

1905 г.

1905 г.

Существует открытка с фотографией, напечатанной зеркально, 1910 г.

Существует открытка с фотографией, напечатанной зеркально, 1910 г.

Одесса, фуникулер

Одесса, фуникулер

1927 г.

1927 г.

1933 г.

1933 г.

1959 год, фото Александра Бернштейна

1959 год, фото Александра Бернштейна

1966 г.

1966 г.

1967 г.

1967 г.

Верхний павильон фуникулера. На снимке Виктор Корченов с женой. 1 мая 1967 г.

Верхний павильон фуникулера. На снимке Виктор Корченов с женой. 1 мая 1967 г.

Одесса. Нижний павильон фуникулера на ул. Суворова. Фотограф Владимир Петрович Лисовский. 1960-е годы

Одесса. Нижний павильон фуникулера на ул. Суворова. Фотограф Владимир Петрович Лисовский. 1960-е годы

Верхний павильон фуникулера, 1969 г.

Верхний павильон фуникулера, 1969 г.

1969 г.

1969 г.

Потемкинская лестница, начало строительства эскалатора, фотограф М.Д. Яковлев, 1969 г.

Потемкинская лестница, начало строительства эскалатора, фотограф М.Д. Яковлев, 1969 г.

Одесса. Строительство эскалатора на Потемкинской лестнице

Одесса. Строительство эскалатора на Потемкинской лестнице

1970-е годы

1970-е годы

Вид на морський вокзал. Фото А. Підберезького. З комплекту листівок «Одеса» 1973 р.

Вид на морський вокзал. Фото А. Підберезького. З комплекту листівок «Одеса» 1973 р.

В павильоне с эскалатором. Фото из буклета «Приморский бульвар». 1975 г.

В павильоне с эскалатором. Фото из буклета «Приморский бульвар». 1975 г.

1976 г.

1976 г.

1977 г.

1977 г.

Эскалатор. Фото в путеводителе-справочнике «Одесса», 1984 г.

Эскалатор. Фото в путеводителе-справочнике «Одесса», 1984 г.

1997 г.

1997 г.

2003 г.

2003 г.

Пуск нового фуникулера, фото О. Владимирского, 2 сентября 2005 г.

Пуск нового фуникулера, фото О. Владимирского, 2 сентября 2005 г.

Пуск нового фуникулера, фото О. Владимирского, 2 сентября 2005 г.

Пуск нового фуникулера, фото О. Владимирского, 2 сентября 2005 г.

Пуск нового фуникулера, фото О. Владимирского, 2 сентября 2005 г.

Пуск нового фуникулера, фото О. Владимирского, 2 сентября 2005 г.

Верхний павильон фуникулера, фотограф О. Владимирский, 30 октября 2013 г.

Верхний павильон фуникулера, фотограф О. Владимирский, 30 октября 2013 г.

Фуникулер в Одессе открыт 6 июня 1902 года.

Строительство подъемной машины – фуникулера – проводилось по проекту молодого одесского инженера Н.К. Пятницкого под руководством инженера В.К. Раковского. Предварительно были проведены работы по укреплению склонов, затем проложен одноколейный рельсовый путь длиной около 100 метров с разъездом посредине и переходным мостиком над ним. На бульваре, на месте изящной смотровой площадки, возвели верхний деревянный павильон фуникулера, внизу, на Приморской улице – каменное здание с перроном, кассой и конторой.

Два вагончика, вмещавшие по 35 человек, были доставлены из Парижа, специальные тросы изготовили на одесском канатном заводе. Продолжительность поездка на фуникулере была меньше минуты. Стоимость подъема составляла 3 копейки, спуск обходился в 2 копейки.

Фуникулер не работал с 1919 года до 20 сентября 1926 года (Первая мировая и гражданска войны) и в Великую Отечественную войну (работа возобновлена в 1947 году).

В 1969 году фуникулер был закрыт.

С 1970-го по 1995-й на месте фуникулера работал крытый эскалаторный подъем.

2 сентября 2005 года на месте эскалатора открыт наклонный подъёмник-лифт.

Ева КРАСНОВА,
Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ.

Старая_Одесса_как_помочь
Фотогармошка 300х250