Борис Кушнир. Жизнь, посвященная искусству

Борис Кушнир. Нью-Йорк. Музей испанского искусства. Октябрь, 1999 год. Фото В. Корченова

Борис Кушнир. Нью-Йорк. Музей испанского искусства. Октябрь, 1999 год. Фото В. Корченова

За всю жизнь мне ни разу не довелось услышать от одесских старожилов, чтобы их дальние предки обитали на территории, где позднее была основана Одесса.

И вот, наконец, от Бориса Кушнира, с которым по-настоящему сдружился уже после нашей почти одновременной эмиграции в Америку, узнал о поведанном им семейном предании. Оказывается, его далёкий предок дед Симха заплатил «большие деньги», чтобы в числе других евреев обосноваться на территории крепости Хаджибей и стать подданным Российской империи после того, как завоёванный край в результате русско-турецкой войны 1787–1791 годов отошел к России.

Вполне вероятно, дальний предок Бориса Кушнира был скорняком — мастером по выделке овчин, ибо слово «кушнир» в переводе с идиш означает «кожевник».

И могли первые носители этой фамилии даже «на минуточку» предположить, что их будущий потомок станет талантливым всемирно известным медальером, художником, скульптором, членом Союза художников Украины, а в последние годы жизни — членом Американской ассоциации скульпторов-медальеров?

Родился Борис Иосифович Кушнир 17 июля 1931 года. Естественно, в Одессе.

С детства он любил рисовать, лепить, вырезывать. Но началась война, и в двенадцать лет мальчику пришлось пойти подмастерьем к кузнецу.

За все трудные военные годы мечта стать художником не угасала, и в 1946 году он поступил в Одесское архитектурно-художественное ремесленное училище, которое готовило мастеров-реставраторов дворцов и храмов. Ребята получали специальности художников по росписи, фрескам, мозаике, декоративной скульптуре, резьбе, краснодеревным работам.

Впоследствии Борис с тёплой благодарностью вспоминал своих первых педагогах: преподавателя графики и живописи художника Арона Моисеевича Мерхера, в 30-х годах директора Одесского музея еврейской культуры, а также архитектора и искусствоведа Ванду Андреевну Бутми — преподавателя истории искусств и стилей, впоследствии переехавшей в Ленинград и работавшей там архитектором инспекции по охране памятников города-героя.

Одесское архитектурно-художественное ремесленное училище. 1953 год. (Из коллекции Анатолия Дроздовского)

Одесское архитектурно-художественное ремесленное училище. 1953 год. (Из коллекции Анатолия Дроздовского)

На приобретение мастерства ушло три года. Затем работа в художественно-скульптурных мастерских Одесского художественного фонда.

Но восемнадцатилетний парень стремится к «свободному плаванию» и в начале пятидесятых годов устраивается в цех комбинированных съёмок Черноморской кинофабрики, как тогда называлась Одесская киностудия художественных фильмов.

Его новая специальность — художник по комбинированным съемкам и мультипликации.

И вот тут Борису пригодились накопленные знания и собственное мастерство. И хотя к тому времени он уже был специалистом на все руки, всё равно продолжал учиться у работавших там умельцев Льва Рабиновича и Изи Михельса выполнять поделки, требовавшие ювелирного исполнения. Совершенству нет предела, и Борис успешно осваивает совершенно новые для него приёмы комбинированных съёмок — дорисовки и домакетки.

Он создаёт макет железнодорожной станции, где длина паровоза была всего девять сантиметров, а вагонов пять сантиметров. Особенно много времени ушло на создание действующей стрелки высотой в один сантиметр, где в крошечном фонаре горел огонь.

Борису всегда нравилось возиться с миниатюрными предметами, но мультипликация не привлекала его — на кинофабрике он понял, что благодаря своему мастерству, острому зрению и сильным пальцам сможет создавать нечто более значительное. Ему больше по душе было ювелирное искусство и мелкая пластика.

В мае-июне 1958 года в Одессе проводился открытый конкурс на значок-эмблему нашего города, в котором приняли участие шестнадцать художников Одессы, Харькова, Николаева и Измаила, приславших 44 проекта эскизов значка.

Решением Исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 19 июня 1958 года проект-эскиз № 5 Бориса Кушнира был признан лучшим.

Впервые значок был выпущен на Таллинской ювелирной фабрике в количестве 300 тысяч экземпляров. Выполненный на тяжелом металле и покрытый сверкающими разноцветными эмалями, он мгновенно разошелся и сейчас его можно приобрести лишь на различных аукционах.

После службы в армии Кушнир начинает работать на Одесской ювелирной фабрике, где благодаря своим навыкам сперва становится ведущим мастером, а позднее — главным художником фабрики.

Пришло время, когда наступила потребность не только в товарах широкого потребления, а и в создании высокохудожественных ювелирных и сувенирных изделий как для населения страны, так и для начавших массово посещать СССР иностранных туристов. Осознавая это, было принято решение о создании в Москве и Ленинграде двухгодичных семинаров для ведущих специалистов союзной ювелирной промышленности. От Одесской ювелирной фабрики на них был откомандирован её главный художник Борис Иосифович Кушнир.

Позднее Борис вспоминал о том, как много он узнал из лекций ученого-египтолога доктора искусствоведения Всеволода Владимировича Павлова, который знакомил слушателей семинара с ювелирным искусством древнего Египта; как водил их по тогдашней святая святых, по Кремлю, историк древнерусского искусства профессор Михаил Андреевич Ильин, дворянин — специалист по истории иконописи и архитектурно-художественному наследию Москвы и Подмосковья. За свою принципиальность в 1934 году он был арестован вместе с группой сотрудников ЦГРМ (Центральных государственных реставрационных мастерских) по обвинению в препятствии властям в сносе памятников старины и выслан на три года в Казахстан. В 1941 году был призван на фронт, а после тяжелого ранения в 1942 году демобилизован.

Окончивший Императорское Строгановское училище Федор Яковлевич Мишуков проводил со слушателями семинара знакомство с экспонатами Оружейной палаты. Открывая витрины, знакомил Бориса и иже с ним с технологиями изготовления уникальных образцов ювелирного искусства. Мишуков был художником, реставратором, потомственным ювелиром. Отец его, Яков Федорович, имел собственную основанную ещё в 1880 году ювелирную мастерскую по изготовлению церковной утвари.

И Борис принимает решение заняться мелкой пластики — созданием медалей и плакет. С отличием завершивший учёбу на художественно-графическом факультете Одесского педагогического института, он в совершенстве овладел художественной обработкой металла, дерева, пластмассы и даже получил авторское свидетельство на изобретение им специального способа литья.

Дипломной работой Бориса стала тогда серия графических портретов известных просветителей: Яна Коменского, Антона Семёновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского.

Впоследствии его великолепные портретные медали и плакеты, то есть медали, имеющие форму прямоугольника, стали появляться в экспозициях Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи, в Государственном Историческом музее и в Центральном Театральном музее имени А.А. Бахрушина, в музеях А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге и в селе Михайловском, в музее исторических ценностей в Киеве и в музеях Одессы.

Микеланджело

Микеланджело

За рубежом работы художника представлены в музеях Франции, Италии, Германии, Чехословакии, Болгарии. Музей медальерного искусства в польском городе Вроцлаве поместил в своей экспозиции шесть работ мастера.

В частной коллекции промышленника и филантропа Арманда Хаммера, отец которого был родом из Одессы, находится медаль Кушнира «Микеланджело». Свою работу художник передал Хаммеру во время пребывания миллиардера в нашем городе, когда в сентябре 1986 года тот открывал в Одесском художественном музее выставку живописи и графики «Шедевры пяти веков» из собственного собрания.

По просьбе Советского фонда культуры к 90-летию Арманда Хаммера Борис Кушнир создал его медальный портрет, который вручил миллиардеру академик Дмитрий Лихачев. Позже он напишет Кушниру: «Мы ценим Ваш вклад в благородное дело приумножения национального культурного наследия».

Еще одна медаль Кушнира, посвященная 100-летию со дня рождения Чюрлениса, была передана Советским фондом культуры фонду Рокфеллера в Нью-Йорке.

В 1998 году в Нидерландах состоялась 26-я выставка Международной федерации медальерного искусства (FIDEM). Она проходит один раз в пять лет поочередно в разных странах, и для неё отбирается всё самое лучшее, что было создано за истекшие годы. Здесь Кушнир был представлен медалью «Микеланджело». В каталоге выставки художнику посвящены следующие строки:

«Борис Кушнир работает более тридцати лет, чей оригинальный стиль делает его работы узнаваемыми».

Как верно сказано, «узнаваемыми», то есть имеющими свой творческий почерк, отличный от любых других.

Всегда улыбчивый и дружелюбный, невероятно деятельной натуры человек, он обладал твёрдой рукой и безупречным зрением, воспринимавшим погрешности в незначительных долях миллиметра.

Огюст Роден писал: «Если художник, как фотограф, воспроизводит только внешние черты, если он списывает только линии, не относя их к общему характеру, не стоит и говорить о нем. В чертах лица он должен искать прежде всего душевное сходство: в этом вся суть».

И в своем творчестве Борис никогда не повторял известные стереотипные портреты, а создавал в металле возникший в его воображении образ на основании отысканных им иконографических материалов. И делал это в исключительно сложной в медальерном искусстве технике — в три четверти поворота головы, создавая при этом совершенно новый облик.

Художники Борис Кушнир, Давид Беккер. Рисунки из серии «Скульптуры Оперного театра». 1996 г.

Художники Борис Кушнир, Давид Беккер. Рисунки из серии «Скульптуры Оперного театра». 1996 г.

Мастер был единственным в мире медальером, создававшим рельефные портреты сразу в натуральную величину, то есть в масштабе один к одному, совершенно не прибегая к помощи пантографа — специального прибора для увеличения или уменьшения оригинала.

Свои работы он выполнял в старинной технике — технике литья, позволявшей создавать более монументальные скульптурные произведения, чем традиционная чеканная медаль. На каждой работе автор помещал инициалы Б.К. — Борис Кушнир.

Борис очень любил Одессу, и это чувство он проявил в произведениях малой пластики. Среди них — две работы художника-медальера, посвящённые 30-летию освобождения города от фашистских захватчиков. На лицевой стороне одной из них на фоне знаменитой Потёмкинской лестницы изображены эмблемы воинской доблести: автомат, бескозырка и каска, а также лавровая ветвь как символ славы и юбилейные даты «1944–1974».

На аверсе другой юбилейной медали как домининта — глубоко врезанный в металл штык винтовки на фоне кисти художника и окаймляющая надпись: «Выставка произведений художников Одессы. 1974».

В честь важного международного события — открытия паромной переправы между СССР и Болгарией Б.И. Кушниром была отлита памятная медаль. На её лицевой стороне — горельефное изображение морского узла как символа прочной дружбы между двумя братскими народами.

В 60-х годах на заводе «Одесполиграфмаш» по рисункам художника были выпущены сувенирные медали с изображениями одесских достопримечательностей: «Театр оперы и балета» и «Пушка с английского фрегата «Тигр», а в 80-х годах — «Городской Совет народных депутатов» и «Морской вокзал».

Помимо огромного количества всевозможных медалей, к числу которых относятся наиболее значительные работы художника — портреты великих людей разных эпох: Микеланджело, Тициана, Джотто, Колумба, Чюрлениса, Мейерхольда, Пастернака, он создал «Галерею знаменитых людей, живших и творивших в Одессе», куда вошли медали и плакеты в честь Иосифа де Рибаса, Франца де Волана, герцога Ришелье, графа Ланжерона, светлейшего князя М.С.Воронцова, А.С.Пушкина, Григория Маразли, Кириака Костанди, Леонида Утёсова, Анны Ахматовой, Жанны Лябурб, Эдуарда Багрицкого, Владимира Высоцкого, Давида Ойстраха. Всего же в эту серию входит около двадцати созданных художником медалей и плакет.

Но ещё раньше, в Одессе, Борисом была отлита юбилейная портретная медаль, посвященная 250-летию рождения А.В. Суворова. Барельеф полковадца выполнен в очень сложном для скульптора ракурсе с использованием иконографического материала — прижизненных портретов Суворова. На медали военачальник изображен на фоне взятой штурмом его «чудо-богатырей» Измаильской крепости. На реверсе — назидательные строки: «Потомство моё прошу брать с меня пример».

Впечатляет юбилейная медаль Кушнира, отлитая к 100-летию со дня рождения Жанны Лябурб — дань памяти расстрелянной в Одессе бесстрашной французской революционерки. Авторский экземпляр такой медали был передан художником-медальером в Квартиру-музей В.И. Ленина, что на улице Мари Роз в Париже.

А вот медаль, посвященная 150-летию пребывания А.С. Пушкина в Одессе, вначале была отлита Кушниром в единичных экземплярах, а впоследствии отштампована на заводе «Одесполиграфмаш» и продавалась в торговой сети «Союзпечати» и сувенирных магазинах города.

На её лицевой стороне воспроизведен широкоизвестный профиль Пушкина — автопортрет, выполненный поэтом в нашем городе. На реверсе изображён дом, на Итальянской (впоследствии Пушкинской) улице, в котором жил Александр Сергеевич. Вверху помещены факсимильные пушкинские строки: «Итак, я жил тогда в Одессе...». Внизу — даты «1823–1824».

И еще одна серия работ художника — портретные плакеты «Праведники народов Мира». Это образы мужественных людей из разных стран, которые в годы Второй мировой войны спасали евреев от Холокоста, рискуя собственной жизнью и подвергая смертельной опасности своих близких. Эти люди — граждане Дании, Швеции, Франции, Италии, Испании, Японии, Германии, Югославии, Украины, России.

На портретных плакетах размером 70 х 95 мм изображены король Дании Христиан Х, Мать Мария, Рауль Валленберг, Оскар Шиндлер, Тиунэ Сугихара, Януш Корчак, Андрей Шептицкий, Папа Римский Иоанн Павел II.

Последняя плакета была создана художником под впечатлением прочитанной им книги Йегуды Гордона «Иди к своим». Книга была издана в Иерусалиме под эгидой Музея израильского национального мемориала Холокоста. «Иди к своим» — это рассказ о скромном польском священнике Ка́роль Ю́зефа Войтыле, который всю войну прятал спасенного им от расстрела еврейского мальчика. Сейчас весь мир знает этого священника как Папу Римского Иоанна Павла II.

Выполненный на кости рельефный портрет Папы Борис Кушнир передал вместе с прилагаемым письмом послу Ватикана в Москве. В нём художник излагал своё отношение к человечности бывшего польского священника:

«Ваше Святейшество! Свой скромный труд вложил я в плакету с Вашим портретом... Очень прошу Вас принять его в знак моего глубокого уважения к Вам и Вашей гуманной и глубокой деятельности на благо всех людей Земли».

В ответ папский нунций, дипломатический представитель Папы Римского, вручил Борису Кушниру серебряную медаль Ватикана и благословение Главы Святого Престола:

«Высокочтимый сеньор Борис Кушнир!
Его Святейшество принял с благодарной признательностью этот благородный жест и мотивы, которые Вас вдохновили, и шлет Вам и Вашим коллегам свое апостольское благословение как залог огромных небесных благ».

В 1996 году художником была выполнена медаль с изображением мудреца и пророка нашего времени Менахем-Мендл Шнеерсона, седьмого Любавичского ребе. На медали диаметром сорок миллиметров удивительно переданы глаза ребе, вглядываясь в которые невольно вспоминаются образы еврейских старцев на полотнах Рембрандта.

В 1991 году, в разгар массового исхода евреев за пределы бывшего СССР, владельцем туристического бизнеса американским предпринимателем уроженцем Швейцарии Густавом Шеллером целью жизни был избран путь помощи возвращению бывших узников гетто и концлагерей да и просто еврейских семей на Землю Обетованную.

Густав с женой Эльзой основали благотворительный Фонд экстренной помощи «Эвен-Эзер», с помощью которого свыше семидесяти тысяч евреев из различных частей бывшего Советского Союза.смогли приехать в Израиль, на свою историческую родину.

Термин «ebenezer» (эбенизер), что означает «камень помощи», был взят из библии.

Согласно преданиям, под руководством пророка и верховного судьи Израильского царства Самуила израильтяне смогли разгромить филистимлян (так назывался один из  «морских народов», пришедших с Кафтора (Крит) в XI век до н. э.) Вот тогда в память об этой победе «взял Самуил один камень и поставил между Массифою и Шеном. Он назвал его Авен-езер, сказав: «До сего места Господь помог нам».

Первоначально помощь советским евреям оказывалась в виде благотворительных авиаперелётов, за которыми с конца 1991 года из Одессы в Хайфу последовали рейсы на теплоходе «Дмитрий Шостакович». Проезд и багаж весом двести килограммов были бесплатными.

В 1996 году состоялся пятидесятый рейс Одесса — Хайфа. Этому событию Борис Кушнир посвятил памятную медаль, по кругу которой помещены два библейских изречения:

«Приведи сыновей Моих издалека и дочерей со всех концов земли» и «Ибо (только) Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

В центре медали помещен древний еврейский символ Звезда Давида, внутри которой изображен теплоход «Дмитрий Шостакович» на фоне панорамы древней части Израиля.

От предложенного гонорара художник отказался: «Я передаю эскиз бесплатно за то хорошее, что EВENEZER сделал для моего народа».

C 1997 года Борис Кушнир жил и работал в Нью-Йорке. Здесь удожник создал медальные портреты сенатора Фрэнка Лаутенберга и конгрессмена Джеральда Надлера. Знаменитая «Поправка Лаутенберга» облегчала получение статуса беженца людям не только из бывшего Советского Союза, но также из других стран. Увидев свой портрет, сенатор поразился необыкновенному внешнему сходству, написав на фотографии медали: «Boris, this is the best!» («Борис, это прекрасно!»). Художник очень гордился этой оценкой.

Имя конгрессмена Джеральда Надлера новые эмигранты знают лучше, чем иного политика. Законопроект, предложенный конгрессменом Джеральдом Надлером, облегчал порядок сдачи экзаменов на гражданство. Теперь образы этих эамечательных людей остануться в памяти поколений.

В начале 2002 года художник получил долгожданный документ. Он свидетельствовал о том, что Борис Кушнир стал членом Американской ассоциации скульпторов-медальеров. На то время она насчитывала не более ста мастеров этого сложнейшего вида искусства.

Борис Кушнир. Рисунки утверждённых эмблем. Эмблема Американской ассоциации евреев из бывших республик СССР, 2003 г. и эмблема бизнесов Брайтона, 1998 г.

Борис, как никогда прежде, был полон творческих замыслов. Он, наконец, получил новую квартиру и признание Американской ассоциации скульпторов-медальеров, работал над эмблемой трагедии 11 сентября 2001 года в Нью Йорке, над медальными портретами знаменитых американцев: кинорежиссёра и сценариста Стивена Спилберга; бывшего мэра Нью-Йрка Руди Джулиани, а также предпринимателя и филантропа Билл Гейтса, основателя корпорация Microsoft — самого крупного разработчика компьютерного программного обеспечения в мире.

Но смерть после, казалось, успешно проведенной операции была беспощадно неожиданной — преисполненный надеждой создать ещё немало портретов, отличный художник и скульптор-медальер замечательный человек Борис Иосифович Кушнир скончался в машине Скорой помощи по дороге в госпиталь 20 июня 2005 года.

Виктор КОРЧЕНОВ.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300