Автомобильный салон в Одессе

Автомобиль на фоне Одесского отделения Крестьянского поземельного банка. Пер. Нахимова (тогда — Барятинский) пер., № 2. 1910-е гг.

Автомобиль на фоне Одесского отделения Крестьянского поземельного банка. Пер. Нахимова (тогда — Барятинский) пер., № 2. 1910-е гг.

В автомобиле справа — И.Б. Галюзман, дедушка автора статьи. 1912 г.

В автомобиле справа — И.Б. Галюзман, дедушка автора статьи. 1912 г.

Перед входом в Одесский автомобильный салон. 1912 г.

Перед входом в Одесский автомобильный салон. 1912 г.

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Жетон, изготовленный ювелиром Людвигом Пахманом

Кому из нас не лестно порой узнать, что именно в его городе прежде произошло нечто особенное или вообще впервые? Патриотизм же одессита общепризнанно гипертрофирован.

С каким-то даже спортивным азартом одесситы утверждают, что их оперный театр — самый красивый в мире, а город — самый прекрасный. Вспоминают, что еще в 1829 году в Одессе впервые в мире в борьбе с холерой в качестве антисептика была успешно применена хлорная известь, что еще в 1838 году впервые в России был уложен асфальт, что еще в 1886 году была открыта первая в России и вторая в мире бактериологическая станция, что еще в 1908 году был открыт первый в России авиаклуб и что именно в одесское небо в 1910 году впервые в России взлетел первый русский летчик Михаил Ефимов...

Ужасно грохотавшее и извергавшее неимоверное количество дыма чудо — первый в России автомобиль, также довелось созерцать зачарованным жителям Одессы на своих тогда еще немощеных улицах. Эта необычная диковина — привезенный из Франции «Бенц» принадлежал весьма популярному в городе редактору-издателю газеты «Одесский листок» В.В. Навроцкому.

С того достопамятного 1891 года «экипаж без коня» основательно вошел в жизнь города. И наряду с конкой, трамкаретами, извозчичьими биржами для фаэтонов на резиновых шинах, дрожек, карет и ландо стали появляться и первые автомобильные
биржи.

В 1910 году путеводители по Одессе предлагали приезжим биржу, расположенную в самом центре города на Дерибасовской возле Городского сада в виде следующего объявления:

«Автомобили с таксометрами, вполне удобные и изящные, можно иметь по цене 30 коп. за 1 версту с уплатой по 10 коп. сверх того за каждое занятое в автомобиле место (всего там 4 места); за простой взимается по 10 к. за каждые 4 минуты...»

Правда, тут же следовало предостережение: «Покуда удовольствие это еще слишком дорогое».

Большинство автомобилей в городе составляло частную собственность. До двадцати представительств и отделений всевозможных иностранных автомобильных фирм обосновалось тогда в Одессе. И самой лучшей рекламой им послужил открытый 15 апреля 1912 года автомобильный салон, устроенный Одесским автомобильным обществом в помещении скетинг-ринга по улице Греческой, 48 (скетинг-ринг был оборудован в 1910 году на месте сгоревшего четырьмя годами раньше старого Русского театра).

Салон вмещал в себя несколько отделов. В общем отделе «История автомобилизма в Одессе» девятнадцать фирм экспонировали в хронологическом порядке все типы автомобилей (в том числе и грузовики), существовавшие в то время в городе. Шины, масла, непромокаемые плащи и костюмы были выставлены в другом отделе. И наконец, в третьем отделе салона была представлена литература: книги, брошюры и другие издания по автомобилизму и автомобильному спорту.

Выставка эта просуществовала недолго, всего две недели, но как память о ней сохранились серебряные жетоны работы местного гравера и ювелира Людвига Пахмана.

Виктор КОРЧЕНОВ.
Иллюстрации предоставлены автором.

Опубликовано 21.09.2022.

ПОТЕРИ
Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300