На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Сатирический журнал «Стрелы»


Мирон БЕЛЬСКИЙ "Тиква"

Будучи в гостях у коллекционера Анатолия Дроздовского, я заинтересовался журналом "Стрелы", хранившемся в его собрании. Один из прежних владельцев обрезал журнал по контуру так, что исчезли выходные данные издания. Мне было известно, что в 1917 году вышло восемь журналов "Стрелы", и полная их подшивка есть в Литературном музее. С помощью сотрудницы музея Алены Яворской — я сердечно благодарен ей — удалось установить, что у А. Дроздовского находится третий номер журнала, который увидел свет 6 мая 1917 года.

За сто с лишним лет до прихода советской власти в Одессе издавалось до четырехсот названий различных журналов. Не все они были юмористическими, было много журналов научных, специальных по различным вопросам, но среди этого множества были журналы, призванные развлекать читателя, доставлять ему радость особым одесским юмористическим языком.
В таких журналах подавались самые животрепещущие сюжеты, изложенные легко и смешным языком, понятным коренным одесситам.
Необходимо отметить, что даже будучи изданиями, далекими от юмора, многие одесские журналы находили возможность выделить в конце несколько страниц для анекдотов, веселых рассказов и смешных историй. Это всегда помогало привлечь дополнительных читателей.
Среди журналов ярко выраженного юмористического направления старой Одессы, до прихода советской власти в 1920 году, можно назвать: "Бешенная тетка" (1919), "Бомба" (1917-1919), "Буржуй" (1918), "Волна" (1910), "Красный смех" (1919), "Огонек" (1905), "Одесская бабочка" (1909) и многие другие. Если посмотреть хронологически, то в основном, юмористические журналы выходили в начале двадцатого века — после первой русской революции 1905 года и после Октябрьской революции 1917 года. Очевидно, тогда пресса слабо контролировалась властями, и для выпуска злободневного юмора было меньше всяких ограничений. Затем наступало время запретов, и журналы становились не столь остросюжетны.
В журнале "Стрелы" двенадцать страниц, мягкая обложка, много черно-белых иллюстраций. Редактор-издатель — А.Х. Рабинович (Чивонибар), заведующий художественной частью — С.Г. Гольдман. Отпечатан журнал в типографии "Т-ва Бр. Кульберг".
Несколько слов о тех, кто издавал и печатал сей любопытный журнал.
Если о С. Гольдмане нет никаких сведений, то о журналисте, писателе Адольфе Харитоновиче Рабиновиче (1872-?) нашлось следующее: он был редактором-издателем газеты "Одесская жизнь" (ранее она называлась "Репортер"), газеты "Одесская правда", а также учредителем курсов газетной техники. Еженедельная политическая и коммерческая газета "Репортер" вышла только шестью номерами, печаталась в типографии братьев Блетницких.
Товарищество писчебумажного и печатного производства "Бр. Кульберг", печатавшее журнал "Стрелы", в апреле 1912 года отпраздновало 10-летие своего существования. В 1901 году Моисей Янкелев-Михелев Кульберг купил типо-литографию у жены атакского мещанина Б.Д. Магальник. В торговый дом "Братья М. и М. Кульберг" (Жуковского, 21) в 1907 году входили типорафия, литография, фабрика конторских и копировальных книг и конвертов. Затем они переместились на Ришельевскую, 1.
Одесские купцы второй гильдии Мордко Янкелев-Михелев и Моисей Янкелев-Михелев Кульберг были организаторами товарищества. Михель Лейзеров Кульберг (1887-?) управлял типографией и магазином. При жаловании 1200 руб. в год имел наличный капитал 3000 руб.
В 1910 году в компаньоны был принят россиенский мещанин, конторщик Хаим Лейба Мееров Каплан.
Затем типография помещалась в подвале на Екатерининской, 41. Помещение сие было непригодным, и они переехали на Ришельевскую, 52.
Сохранились свидетельства о порядках в типографии Кульберга. В 1913 году уменьшилась поденная оплата временным рабочим (с 2 руб. до 1.75). сверхурочная работа процветает в переплетной
и машинном отделе. Чтобы получить за сверхурочную работу, нужно целыми вечерами стоять у дверей конторы и вымаливать деньги. Попасть в типографию хорошему самостоятельному человеку трудно, преимущество отдается подросткам, которые и меньше получают, и менее требовательны. К тому же, для поступления нужны рекомендации. Существовавшие здесь отпуска, врачебная помощь и прочие льготы, как говорят, уж больно "щекотали" Кульбергов, и те всячески стараются при удобном случае рассчитать старого рабочего и принять его на новых условиях, тем самым лишив всех льгот.
В 1917 году рабочий день начинается криками хозяина и проходит в нервном напряжении; не разбирая пола, возраста, изобретательный хозяйский лексикон не щадит никого. Помещение скверное, темное, — целый день нужно воевать за право зажечь лампочки. Штат наборщиков — 20 человек при 9 машинах. Задержка зарплаты — на 2-3 дня. Людей рассчитывают по капризу. Медицинская помощь отвратительна, хозяева давят на врача, говорят, что тот их разоряет.
А теперь о содержании "Стрел". Особый интерес представляет реклама журнала. Она вводит нас в мир столетней давности. Театр "Наука и жизнь", находящийся на Дерибасовской, 29, приглашал на просмотр интересной драмы в пяти частях "Золотой вихрь" с участием М. Горичевой и О. Рунича. В Художественном театре гастролировал талантливый артист И.И. Мозжухин в постановке "Андрей Кожухов" по роману Степняка-Кравчинского, находившейся под запретом, из жизни революционеров 70-х гг. "Картина поставлена и разыграна идеально", — гласит реклама. Кроме спектакля театр обещает дивертисмент — известного юмориста Ал. Франка — и бальный дуэт сестер Туляковых. В театре "Экспресс": "Сегодня и ежедневно! Только у нас монопольно! Роскошная картина в 5-ти частях. Только для взрослых "Девушки, на которых не женятся". Картина бесподобно разыграна артистами московского Художественного театра... Впуск по возможности беспрерывный".
Не менее любопытна реклама кинофильмов. "Кино-Уточкино" (Гаваная угол Дерибасовской): "С 6-го мая будет демонстрироваться богатейшая по постановке, сюжету и художественной игре артистов итальянская картина "Великосветский Дон-Жуан", грандиозная драма в 5-ти частях, в главных ролях знаменитые артисты МАРИО БОНАР и ЭМИЛИЯ МЕРСЕДЕС".
Так как в городе кинотеатров было немного, а подобный боевик шел еще только в одном месте — в театре оперетты (Колодезный переулок, 9), то можно предположить, что сборы были весьма приличные, так как публика заполняла зрительный зал полностью.
По содержанию журнал мало чем отличался от подобных изданий тех времен, другое дело, что его хохмы мало кого могут рассмешить сегодня. Все понятно, ибо юмор хорош в свое время. Он стареет, и когда меняются времена, не вызывает даже улыбки.
Приведу несколько примеров. "Зигзаги": "Говорили: в Одессе вагоны "битками набиты", а я совсем мяса не вижу...".
Еврейский юмор
— Тот не ошибается, кто ничего не делает.
— И тот ошибается! Ибо ничего не делать — уже ошибка.
* * *
Не так хорошо иметь деньги, как плохо без них.
* * *
Хорошим детям незачем оставлять наследство, — у них будут свои средства. Плохим не следует оставлять.

Вот и все, чем хотелось бы помянуть один из старых журналов дореволюционной Одессы.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.