На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

СУББОТНИЕ СВЕЧИ

Прежде всего, отметим, что подсвечники, в которых зажгли субботние свечи, — мукце. Тому есть несколько причин. Во-первых, серебряными подсвечниками люди дорожат и используют их лишь по прямому назначению, так что они вполне могут быть классифицированы как мукце махмат хисарон кис. Во-вторых, даже дешевые подсвечники могут быть отнесены к группе предметов, которыми пользуются, не сдвигая их с места, подобно настенным часам.
В-третьих, и это самое главное, при наступлении Субботы подсвечник (как и свечи в нем) стал основанием для пламени, которое рассматривается как мукце. Выше упоминалось, что предметы, которые нельзя было перемещать при наступлении Субботы, остаются запрещенным, даже если причина запрета перестает действовать. Значит, и после того как свечи погасли, подсвечники нельзя двинуть с места.
Поднос, на котором стоят свечи, — классический пример "основания для мукце". Поставив поднос со свечами на стол, мы и стол превращаем в "основание". В этом случае стол нельзя передвигать, но можно использовать его как обычно — сидеть за ним, читать, устраивать застолье.
Правда, часть скатерти, на которой стоят подсвечники, тоже имеет статус "основания для мукце". И если с неподвижностью стола в Субботу еще можно примириться, то запрет на замену скатерти представляет собой неудобство. Поэтому издавна принято перед зажиганием свечей класть на поднос с подсвечниками какой-нибудь разрешенный и нужный предмет, например, халы или бутылку вина. В этом случае поднос не считается мукце, потому что он служит "основанием" одновременно для двух предметов — запрещенного и разрешенного. Теперь можно снять поднос со стола и сменить скатерть. Если же, за неимением подноса, приходится ставить подсвечники прямо на скатерть, имеет смысл перед зажиганием свечей положить халы на нее, чтобы стол можно было передвинуть. Но что делать со скатертью? Снять скатерть вместе с подсвечниками и халами технически неудобно. Убрать одни подсвечники тоже нельзя. Остается только скинуть остатки трапезы при помощи ножа или салфетки.
Теперь рассмотрим "аварийную ситуацию": свеча накренилась и вот-вот упадет на стол. Об этом уже говорилось, повторим, добавив некоторые детали. Поправить такую свечу в подсвечнике не получится — она мукце. Но чтобы скатерть не зажглась, можно поставить тарелку в то место, куда свеча собралась упасть. Если же свеча не падает, но из-за наклона стеарин капает на скатерть, можно подставить тарелку — но только если на ней лежит что-нибудь разрешенное к перемещению, иначе эту тарелку потом нельзя будет сдвинуть с места.
Драматизируем ситуацию: свеча уже упала на стол. Убрать ее со стола нельзя, так как она — мукце, но можно аккуратно наклонить стол, чтобы свеча скатилась на пол. Правда, этим советом можно воспользоваться, как мы отметили выше, только в одном случае — если перед зажиганием свечей на столе уже лежали халы или другие разрешенные к переносу вещи. Если же ничего, кроме подсвечников, на столе не лежало, стол является "основанием для мукце", — наклонять его нельзя. Однако можно попросить нееврея вынести свечу. Когда же нет нееврея, разрешено скинуть свечу локтем или каким-нибудь другим необычным способом (не так, как это делают в будни). Но если и стряхнуть свечу не удается — выхода нет: скатерть сгорит, испортится стол. Правда, если мы опасаемся больших убытков, то можно положиться на авторитетов, разрешающих в данном случае взять свечу в руки и отнести ее в безопасное место.
Теперь перейдем от свечей к электроприборам, имеющим нить накаливания. Вроде бы, горящие настольные лампы и электронагреватели, как и свечи, должны иметь статус "основания для мукце", однако с такой точкой зрения не все согласны. Впрочем, спор носит академический характер; на практике никто не разрешает перемещать в Субботу указанные приборы. Добавим, что незажженная свеча — мукце, потому что в Шаббат ни на что не годна.
Рассмотрим частные случаи, в которых присутствует "основание для мукце".
Иногда случается, что, надевая пиджак в Субботу, человек с ужасом обнаруживает, что в кармане лежат деньги или авторучка. Как поступить? Разберем вопрос подробно. Прежде всего, отметим, что деньги, найденные в кармане одежды, которую мы собираемся надеть в Субботу, не превращают его в "основание", так как у нас не было намерения носить в нем деньги. Иными словами, не выполняется первое условие (см. выше, в правилах для "основания"). Так что разрешается надеть пиджак, но только предварительно вытряхнув из него деньги (вывернув карман). В случае опасения, что деньги пропадут, избавиться от содержимого кармана можно в укромном месте.
И даже когда деньги намеренно оставлены в кармане, еще не все потеряно. Во-первых, если это не большая сумма, пиджак не стал "основанием": владельцу он явно дороже мелочи, в нем звенящей (третье условие). Во-вторых, если в кармане вместе с деньгами лежит любая разрешенная вещь, более важная, чем эти деньги (пятое условие), то надо действовать способом, описанным в предыдущем абзаце.
И только если обнаруженная сумма слишком велика, чтоб ею можно было пренебречь, карман становится "основанием для мукце". В него нельзя ничего класть — даже руку. Все же не будем спешить возвращать праздничный пиджак на вешалку, сначала проверим, что за конструкция у кармана, иногда это помогает. Дело в том, что если карман пришит снаружи, как это делают на рубашках и блейзерах, то весь пиджак стал "основанием для мукце", потому что деньги находятся на нем самом: ведь его полы служат "бортом" для кармана. Такую одежду (с деньгами внутри) нельзя ни носить, ни даже просто перемещать. Однако дело обстоит иначе со многими другими карманами, например, брючными, — они пришиты изнутри по краю, так что сами брюки не служат им "бортом".
В результате деньги лежат не в брюках, а в том, что к ним пришито, своеобразном "придатке". То же самое с карманом, пришитым изнутри к куртке, пиджаку или плащу. Несмотря на то, что карман стал "основанием" для мукце, одежда, к которой он пришит, таковой не стала. Можно ее надеть, но предварительно вытряхнув деньги; правда, в этом случае нельзя выворачивать карман наизнанку, ибо он — "основание".
Похожие правила действуют, если мы обнаружили деньги в кармане, уже надев субботний костюм. Поступаем тем же образом — карман немедленно выворачивается, деньги выкидываются. Если есть опасение, что в этом месте деньги пропадут, или нам стыдно вытряхивать на людях содержимое карманов, можно дойти до укромного места и проделать всю операцию там.
Мукце, которое лежит в ящике стола, превращает весь ящик в "основание", если в нем нет других разрешенных предметов, более важных, чем мукце. Такой ящик нельзя открывать. Что касается самого стола, то здесь, как и в случае с карманами, все зависит от конструкции. Если ящик выдвижной и его можно полностью извлечь, он представляет собой самостоятельный предмет; поэтому, став "основанием" для мукце, он превращает стол в "основание" для себя. В таком случае стол запрещено передвигать, если при наступлении Субботы на нем (или в его ящиках) не было разрешенных вещей. Но ящик, который невозможно полностью извлечь наружу, — неотъемлемая часть стола, поэтому нельзя сказать, что стол превратился в "основание", то есть подставку для собственного ящика. Следовательно, такой стол можно при необходимости отодвинуть. Но открывать ящик с мукце в любом случае нельзя!
Теперь представим себе, что в ящике лежит коробка спичек или отвертка — предметы пользования, предназначенные для запрещенных в Субботу действий. Даже если они превращают ящик, в котором лежат, в "основание", это всего лишь означает, что ящик приобрел тот же статус, что и лежащие в нем предметы-мукце. А поскольку такие предметы позволяется перемещать для разрешенных в Субботу действий (или чтобы освободить место, которое они занимают), то аналогичное разрешение получаем и для самого ящика.
Можно открывать и закрывать дверь, на которой висит мукце: дверь как часть дома слишком важна, для того чтобы превратиться в "основание".
Портфели, с которыми ходят в школу или на работу, можно перемещать в Субботу, потому что обычно они являются "основанием" как для запрещенных, так и для разрешенных предметов (пятое условие).
Если в холодильнике на продуктах, готовых к употреблению, лежат другие продукты, которые к употреблению не готовы (например, сырые кабачки или мороженая рыба), можно — в случае необходимости — извлечь то, что нам нужно, но, разумеется, не отодвигая мукце руками.

ГРАФ ШЕЛЬ РЕИ

Если мукце имеет отвратительный вид или неприятно пахнет, можно удалить его оттуда, где оно раздражает наши чувства: из комнаты или даже с тротуара, по которому ходят люди. В Талмуде это разрешение носит название граф шель реи, буквально "горшок с нечистотами".
Очевидно, что разрешается не только вынести в туалет ночной горшок или положить грязный подгузник в мусор, — под указанное разрешение попадают и куда менее неприятные вещи. К примеру, выше говорилось о том, каким образом следует убирать со стола кости и скорлупу, не годные в пищу животным. Теперь у нас есть еще один способ: если на столе накопилась гора объедков, и вид этой горы неприятен окружающим, объедки можно вынести руками, не вытряхивая скатерть на пол.
Но позволяется ли вынести на помойку полное мусорное ведро? Мусор — это мукце; более того, если ведро было непустым еще до начала Субботы, оно стало "основанием" для мукце. Тем не менее, некоторые авторитеты разрешают в данном случае извлечь пакет с мусором и вынести его наружу, чтобы можно было продолжать пользоваться ведром. Правда, другие добавляют, что так разрешено делать, только когда от мусора исходит неприятный запах, — в полном соответствии с правилом граф шель реи.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕМЕЩАТЬ МУКЦЕ НОГОЙ?

Выше было сказано, что в некоторых случаях можно перемещать мукце, не касаясь его руками, то есть измененным, не принятым в будни способом, например, при помощи разрешенного предмета. Вопрос: входит ли в определение "измененного способа" перемещение при помощи других частей тела, скажем, ногой или локтем, если так не принято поступать в будни? Большинство авторитетов на этот вопрос отвечают положительно. Более того, если при помощи другого предмета нельзя перемещать мукце, чтобы оно не пропало или не испортилось, то ногой — можно! Иными словами, нельзя затолкать упавшую монету в угол веником, но разрешено задвинуть ее туда ногой. Впрочем, Ха-зон-Иш привел в своей книге убедительные аргументы тому, что нет разницы между перемещением руками или другими частями тела. Все же на практике — при большой необходимости — многие полагаются на первое мнение.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Окончание следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.