На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЧУДО ИСХОДА — НА ВСЕ ВРЕМЕНА


Раввин Рувен ПЯТИГОРСКИЙ

Если помните, совсем недавно наша газета писала о чудесах — когда мы с вами справляли Пурим, веселый праздник, посвященный удивительному спасению нашего народа в дни Мордехая и царицы Эстер. На Пурим тема чудес всегда уместна и актуальна. Но и теперь мы переживаем особое время: в ближайшую субботу евреи всего мира сядут за праздничный стол, чтобы в который раз прочесть "Агаду", рассказывающую о необычных явлениях, которые сопровождали наших предков при их Исходе из Египта. Евреи будут читать "Агаду" и кушать мацу. Согласитесь, самое чудесное время календаря!

Исход — это когда море расступается, обнажаясь до каменного ложа. Маца — это когда хлеб пропекается за восемнадцать минут, в спешке, чтобы сотни тысяч людей успели подняться, выйти из домов — и оказаться за пределами негостеприимной страны.
Нет, что ни говорите, чудесней расступившегося моря и почти мгновенно выпеченной мацы ничего не бывает. А теперь вопрос: и зачем эти чудеса нам были явлены? С какой целью?
Тора пишет, что Пасхальные чудеса были явлены с единственной целью: "Дабы ты (еврей) знал, что Я — Всемогущий среди земли". Согласитесь, странные слова, приведенные от имени Творца. Почему для того, чтобы кто-то знал, что Он наиболее велик из всего, что есть в Его Творении, надо устраивать сопровождаемый сверхъестественными явлениями Исход евреев из Древнего Египта? Очевидно, что любой автор стоит над всем, что он создал. А тут Сам Всевышний! Разве надо приводить доказательства для демонстрации Его величия перед теми, кто в него верит (а евреи той поры, несомненно, в Него верили всем своим сердцем)? Но именно так написано в книге Шмот, в 18 главе. Откройте сами и прочтите. Для этого достаточно взять перевод Торы на русский язык. Благо теперь этих переводов вышло великое множество.
Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Великий комментатор Торы, Рамбам (1194, Испания — 1270, Израиль), следующим образом объясняет этот в высшей степени странный стих: "Творец не совершает чудес без причины. Не каждому поколению дано их увидеть. Тем более не происходят они перед недостойными людьми или теми, кто отрицает Тору. Нам заповедано (отмечать праздник Песах), чтобы мы всегда вспоминали о том, что видели своими глазами (во время Исхода) мы, наши дети и дети наших детей до последнего поколения".
И еще велит Тора: "Расскажи (об Исходе) своему сыну". Имеется в виду праздничный Седер.
Из слов Рамбама, приведенных выше, мы понимаем важность этой последней заповеди — рассказать об Исходе следующему поколению. Ведь других доказательств — явных, очевидных, видимых всеми людьми — может больше не быть! Всевышний не устраивает ежедневно вечер чудес, подобный последнему дню нашего пребывания в Египте. То исключительное чудо было дано на все поколения. Одно на всех нас.
Фраза Рамбама о том, что "Творец не совершает чудес на глазах у недостойных людей", любопытным образом прокомментирована раби Исраэлем Салантером. (Справка: раби Исраэль Липкин, 1810-1883. Знаменитый ученый, педагог, основатель религиозно-этического движения "Мусар", оказавшего большое влияние на мир ешив Восточной Европы.)
Следующий отрывок взят из его книги "Тнуат Амусар" (последнее издание, Иерусалим, стр. 318). Даем пересказ этого отрывка. (Почему только пересказ? Да потому что двойной перевод "идиш-иврит-русский" иначе как пересказом назвать трудно, согласны?)
Однажды раби Исраэль возвращался домой из поездки, — а ездил он по всему тогдашнему еврейскому миру, — и вот по дороге завернул на постоялый двор, с хозяином которого был давно знаком. Знаком по предыдущим поездкам, когда часто сворачивал переночевать именно на этот постоялый двор. Есть такой закон: если ты регулярно посещаешь какую-то еврейскую гостиницу или постоянно заходишь в один и тот же опять-таки еврейский магазин, то без серьезных на то причин нельзя поменять ни гостиницу, ни магазин. При случае всегда заходи только в них — чтобы не лишать заработка владельца, который уже сделал для тебя целый ряд хороших дел, поставляя тебе качественные товары или заботясь о твоем отдыхе.
Так вот, прибыл наш раввин на постоялый двор — и тут выяснилось, что за время, прошедшее со дня их последней встречи, в жизни хозяина многое изменилось. Главное изменение можно выразить двумя словами: он разуверился в Торе.
"Раби, у меня серьезная неприятность, — пожаловался он. — Несколько недель назад остановился здесь один странный еврей. То есть культурный, воспитанный человек, говорит тихо, но представьте себе, не соблюдает ни одной заповеди и ест свинину, как мацу".
Прервемся на минутку. Просим обратить внимание на то, что все происходило в середине XIX века, когда по еврейским местечкам никто не вел "антирелигиозной пропаганды". Кто хотел отойти от Торы с ее обременяющими заповедями — тот уезжал в города. Но почти не было таких, кто на глазах маленького селения публично и с открытым вызовом нарушал бы Субботу или не ел кошерной еды. Не удивительно, что владелец гостиницы назвал посетителя странным человеком. Не будем этого владельца строго судить. А главное, уважаемые читатели, только не подумайте, что вас кто-то собирается поучать. Понятно, что сейчас многие не соблюдают заповеди, ну так ведь потому мы и завели в нашей газете эту рубрику — чтобы рассказывать о Торе, а не загонять всех стройными рядами под ее знамена. Популяризация — еще не пропаганда, а ознакомление — далеко не идеология. Читаем и сами размышляем. Сами! Так что вся тема нашей статьи — беллетризованный вариант ответа на вопрос: почему Всевышний не творит Свои чудеса каждый день или хотя бы по Субботам?
Тем временем владелец постоялого двора продолжил:
"Понятное дело, я удивился — как такое возможно? И что он мне ответил? Он ответил: не верю ни в награду, ни в наказание! В доказательство он послал купить в лавке напротив, которую держит один нееврей, свиной колбасы. И сказал: сейчас я ее съем, и если есть наказание — пусть она застрянет у меня в горле. Никогда не слышал, чтобы еврей произносил такие слова. И что вы думаете? Он аккуратно нарезал ее своим некошерным ножом — и съел на глазах у всех, даже не поперхнулся. Вокруг него много людей стояло, целый миньян, никто слова не произнес.
А в конце он нагло так спросил: "Ну что, господа?" До сих пор не могу понять, как он не умер на месте. Выходит, какая-то правда в его словах все-таки есть? Одним словом, с тех пор не покидают меня сомнения".
Раби Исраэль ничего не ответил.
А через некоторое время вернулась из школы дочка владельца постоялого двора и сообщила, что сегодня она получила табель, в котором выставлены отметки за четверть. И с гордостью показала, что самые высокие баллы она получила за пение.
Довольный отец поведал об этом своим постояльцам, в том числе раби Исраэлю Салантеру.
И уже вечером раби пригласил девочку к себе. "Спой что-нибудь, — попросил он ее. — Я слышал, ты лучшая певунья класса. Докажи, что это правда".
Девочка удивилась: "Доказать, что я умею петь?"
И наотрез отказалась.
Тогда раби послал за отцом, и когда тот явился, сказал, что девочка не кажется ему воспитанной, поскольку не хочет уважить его просьбу спеть что-нибудь, чтобы доказать, что табель не подделан.
Отец спросил дочь: "Трудно спеть для уважаемого раввина?"
"Вот так, без всяких причин взять и запеть? — возмутилась девочка. — По-моему, не к месту и не ко времени. Да и что за повод — доказывать, что табель не подделан? Получается, что любой, кто хочет доказательств, может попросить меня все бросить, чтобы петь тут для него изо всех сил?"
"Извините, ребе, — вздохнул хозяин, — мне кажется, девочка немножко права".
Попросил рав Салантер девочку выйти из комнаты и так сказал ее отцу:
"Она права на все сто процентов. Но ее ответ можно привести как возражение на те слова, которые ты сам произнес несколько часов назад. Всевышний один раз уже показал — открыто и недвусмысленно, — что Он участвует во всех явлениях мира, что Он один наказывает и награждает за все, что совершается людьми. Ты хотел, чтобы тот человек умер на месте за то, что поел некошерную колбасу? Это значит, что ты просил чудо. Чудо моментального наказания. Но ведь то же самое я попросил у твоей дочери: докажи, что в табеле написана правда. О делах Всевышнего свидетельствует Тора. Ты хочешь доказательств для того, что написано в Торе? Но чудеса уже случились в прошлом. Во многих событиях нашей истории с легкостью усматривается рука Всевышнего. Ты хочешь, чтобы Он повторил их специально для тебя? Но разве логично — вдруг, без всяких причин все бросить и начать что-то доказывать тебе одному?"
"Кто готов верить во Всевышнего, — закончил рав Салантер, — верит Его документу, нашей святой Торе. И нет нужды ни в повторении чудес, ни в новых документах".
От себя добавим: а кто не готов поверить во Всевышнего, тому Тора — не документ. И даже если лично для него продемонстрировать какое-нибудь особое чудо, оно ему никак не поможет.
Ибо Творца можно обнаружить только в собственном сердце, а не во внешней природе. Другими словами, чудо, совершенное в природных декорациях, — лишь помощь для веры.
Один этой помощью воспользуется. Другой пройдет мимо.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.