На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«Меня зовут Яша Конвисер, звините, что не Хейфец!»


Так в Одессе представляется незнакомым людям этот замечательный музыкант. Больше всего друзей и поклонников таланта ему удалось найти во Всемирном клубе одесситов, где он недавно блеснул клезмерским искусством, исполнив на скрипке еврейские, украинские и цыганские мелодии с неподражаемой виртуозностью. Он умеет играть, положив скрипку сзади себе на плечи и даже опустив за спину, ничуть не выбиваясь при этом из ритма. Но главное, конечно, не это, а великолепное качество звука…

Сегодня Яков Конвисер считается музыкантом из Лос-Анджелеса, а родился он, вообще-то, на Львовщине. Мама — одесситка, папа — выходец из Белоруссии. В Минске Яков окончил музыкальное училище и консерваторию. Нынче руководит ансамблем скрипачей "Виртуозы Одессы", состав которого помогли подобрать известные одесские скрипачки Елена Ергиева и Нина Суслова.
— Скрипочку я в руки взял годика в четыре, — вспоминает виртуоз. — Потому что мой папа, к сожалению, уже ушедший из жизни, был скрипачом. Естественно, будучи совсем маленьким, я брал в руки две палочки и пытался копировать его… А в шесть лет я уже поступил в музыкальную школу. Родители видели во мне способности, папа, во всяком случае, видел явно, а мама даже говорила: "Яшенька наш — это будущий Ойстрах!". Папа, правда, отвечал: "Это будущий "Ой, страх!"… Потому что я был лентяй, я ленился, мне больше нравилось гонять в футбол, и только папино давление в правильном направлении, то, что он умел держать меня в руках, контролировать, помогло. Он меня не учил, я учился у других педагогов. Но контролировал жестко, в отличие от мамы. Если она говорила: "Да, Яша занимался, час что-то пилил" (а что пилил, еще неизвестно), то папа, если дома был во время моих занятий, спрашивал: "А почему ре фальшивое? Почему си-бемоль вместо си?". Понимаете, там нельзя было промахнуться…
Первые выступления молодого скрипача происходили по инициативе отца, которого иногда приходилось заменять. Много дали Якову Конвисеру и педагоги, и родители, и выступления в группе Михаила Шуфутинского. В паузах, когда знаменитый певец менял костюм, приходилось играть соло, порой на десятитысячную аудиторию, да так, чтобы внимание публики не ослабело! Работая рядом с мастерами эстрады, музыкант проходил бесценную школу.
Так называемый "мандраж" перед выступлением давно уже неизвестен Якову (еще будучи студентом, играл на экзаменах лучше, чем в классе), но впервые представляя своих "Виртуозов Одессы" в концертно-выставочном комплексе морского вокзала, он мандражировал, еще и как!
— Идея создать подобный ансамбль преследовала меня всю жизнь, — признается Яков. — Когда я был маленьким мальчиком и учился в школе, увидел по телевизору ансамбль скрипачей Большого театра, то влюбился в этот коллектив. Это уже моя третья попытка — первый коллектив я собрал, когда служил в армии. В состав ансамбля песни и пляски Белорусского военного округа, где я был концертмейстером военного оркестра, входили десять скрипачей и один альтист. Вот из них-то я и сделал ансамбль, выступления которого транслировались в то время по белорусскому телевидению. Потом в Америке я сделал скрипичный ансамбль, но возникло много финансовых проблем: стоимость репетиции, концерта, перепечатки нот…
"Виртуозы Одессы" создавались уже на чистом энтузиазме, но что-то мне подсказывает: вариант этот окончательный, больше мне уже не нужно будет создавать ансамблей…

Карина РАУХ.
Фото Леонида Рукмана.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.