На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕ ОШИБКА, НО ЛИЧНОСТЬ!


Мария ГУДЫМА "Тиква"

"Семейный экшн" — так обозначен жанр спектакля "Мужчина — ошибка природы", идущего на сцене Молодежного драматического театра (тот же ТЮЗ, но "тюнингованный" под старшеклассников да их родителей).

Автором пьесы и режиссером оказался актер труппы Молодежного театра Игорь Коршунов, и это тот случай, когда талантливый человек талантлив во всем. Яркие характеры действующих лиц обозначены как в тексте, так и в режиссуре, очень меткими штрихами (к ним мы еще вернемся). А что касается сюжета (обычно самое слабое место в современных пьесах), то есть в нем некое томление, и в антракте совершенно невозможно предсказать, чем дело закончится. Браво, драматург!
Первую пьесу для детей под названием "Похититель теней" Игорь Коршунов написал в 1996 году, тогда же и поставил ее на сцене родного ТЮЗа. В прошлом году там же поставил свою "Светофорушку" для самых маленьких. Ждет еще сценического прочтения исповедальная "Невидимая брань", посвященная кризисам так называемого "среднего возраста", к которому подошел и автор.
Пьеса "Мужчина — ошибка природы" исследует культуру семейных взаимоотношений, вернее, "наличие ее отсутствия". Ой, какое большое наличие отсутствия данной культуры мы наблюдаем в жизни! В театре это хотя бы смешно. Вот и героиня пьесы, дама с запросами Раиса Николаевна Большакова (хороша, убедительна в этой роли заслуженная артистка Украины Евгения Севырина!) презрительно роняет: "Мужчина — ошибка природы. И эту ошибку мы исправим…". Раиса Николаевна выражает протест против странной жизненной позиции супруга своего Степана Васильевича (артист Тарас Баглюков). Он отошел от дел. Засел дома, заинтересовался непознанным (тайны мироздания, визиты НЛО и тому подобное), уступил роль главы семейства жене, которая стала руководить вместо него фирмой, преуспела, но…
Вполне очевидно: любовь здесь больше не живет. Казалось бы, самый близкий человек мог бы помочь Степану Васильевичу справиться с кризисной ситуацией, только этого не случилось.
Глава семейства на сцене появляется первым. Мы видим, как он кайфует в одиночестве дома, воображает себя этаким Джеймсом Бондом (не худший образец для подражания!). С момента появления супруги пластика героя становится неуклюжей. Степан Васильевич склоняется перед своей госпожой в подобострастном поклоне, угодливо подает приготовленный за время ее отсутствия ужин, перебросив полотенце через руку на манер официанта. А Раиса Николаевна расхаживает по дому тяжелой поступью, покрикивает на муженька, требует послушания во всем, и самое главное — не сболтнул бы лишнего при женихе их дочери, который вот-вот пожалует в гости… Даниил — сын ее преуспевающей и влиятельной приятельницы, его просто необходимо познакомить с дочерью Оленькой!
Своего мнения у Оленьки на этот счет быть не должно, мать намерена выгнать ее из дома, если девушка проигнорирует жениха. Вот так! Жестковато, конечно…
Сценограф спектакля, заслуженный художник Украины Николай Вылкун, при очевидном минимуме средств (уж очень материалы бедненькие, в приличных домах все-таки простынями мебель не драпируют) предложил героям такую среду обитания: слева будуар хозяйки с туалетным столиком, справа комната дочери с диваном, заселенным мягкими игрушками, а посредине — гостиная. В глубине сцены маячит дверной проем, до боли напоминающий декорацию из "Стеклянного зверинца", ну да не об этом речь, просто спектакль заслуживает того, чтобы театр еще чуть-чуть на него потратился, создал достойное оформление.
Молодежь видит ситуацию по-своему. Занудно-правильный, но не лишенный обаяния Даниил Медведев (Сергей Демченко) полностью раскроется лишь ближе к финалу, со слезой вспоминая, как смотрел один и тот же фильм по множеству раз вместе с папой, и был счастлив. Вот только папе пришлось из семьи уйти (видимо, не ужился с преуспевающей дамой). Нервная, напряженная, косящая под "неформалку" Оленька (Ольга Саяпина) явно страдает от диктата матери, от напряженных отношений между родителями. Чтобы как-то противостоять давлению, она является домой с приятелем по имени Дакота (в финале он признается: "Вообще-то, я Дима"), которого играет поистине блестящий молодой артист, выпускник театрального лицея Евгений Баль. Дакота имеет эпатажный облик "неформала", в семейном конфликте исполняет роль шута, трикстера. Посмотрев на себя его глазами, все действующие лица меняются, причем к лучшему. Клоунский наряд и вызывающее поведение даже помогают Диме-Дакоте оградить от реальности себя и приблизить к ней других. Дакота, по сути, тоже безотцовщина, только лишенная диктата властной матери, в отличие от Даниила и Оленьки…
Ни один персонаж у Коршунова не обрисован исключительно темными или светлыми красками, все они неоднозначны, как и сама ситуация, в которой они оказались, как и сама жизнь. К концу представления Раиса Николаевна начинает догадываться, что ни муж, ни дочь ошибками природы не являются, они — личности со своими приоритетами и судьбами. Открытый финал предполагает массу вариантов, но большинство зрителей склоняется к тому, что в этой семье все еще наладится, что все в итоге будет хорошо. Такой заряд оптимизма в наши дни дорогого стоит!

Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.