На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

КОРАХ


Зависть — так можно кратко обозначить тему этого недельного раздела. Именно зависть сделала из Кораха бунтаря и злодея. Сначала он позавидовал положению, которое приобрели его двоюродные братья — Моше и Аарон, потом начал строить планы, а затем поднял восстание. "И взялся Корах (...) и Датан с Авирамом (...) — и поднялись на Моше".

Чего же добивался Корах? Он принадлежал к колену Леви и входил в число левитов, которым поручалось носить в пустыне Ковчег Завета. Он был богачом (в иврите даже есть выражение "богат, как Корах"). Но, несмотря на все это, Корах испытывал зависть. Он завидовал своему младшему кузену Элицафану, сыну Узиэля, предводителю самого привилегированного среди левитов рода. Корах мечтал о должности первосвященника. Впрочем, он не столько сам стремился к почестям, сколько пытался отнять их у Моше и Аарона.
Корах был предан иудаизму, но, борясь с Моше и Аароном, попрал основы веры, волю Творца, поставившего братьев во главе нации.
250 заговорщиков, возглавляемые Корахом, Датаном и Авирамом, восстали против власти Моше и Аарона. Бунт был подавлен сверхъестественным образом: земля разверзлась и поглотила Кораха с сообщниками. Многие евреи, поддержавшие бунтарей, хотели отомстить Моше, но в их рядах начался мор. Благодаря заступничеству пророка и его брата-первосвященника Б-г прекратил массовую казнь. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велел поместить в Мишкане посохи с именами колен. Наутро посох колена Леви расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Б-г подтвердил, что левиты избраны Им для служения. Представитель этого колена Аарон по праву стал основателем династии коэнов.
…Евреи — маленький народ. Расшатать его изнутри ничего не стоит. Поэтому неудивительно, что для того, чтобы выжить в течение многих столетий среди враждебного окружения, нам надо было постоянно проявлять свою способность к единению. Каждый еврей — яркая личность, у него всегда есть мнение по любому вопросу, и он чувствует в себе готовность стать лидером. Но надо смирять свою гордость и учиться не мечтать о сказочном миге, когда тебя пригласят на пост премьер-министра. Наша история научила нас гасить свои личные амбиции для того, чтобы из-за раздоров не ослабла вся община. Не мы выдумали идею коллективизма, нам ее подсказал весь уклад нашей жизни. "Все евреи — друзья. Хаверим коль Исраэль". Друг, хавер — от корня "хабар", "объединять", "делать общим". Так мы молимся Всевышнему при благословении наступающего месяца: "Кто совершил чудеса нашим предкам, выведя их из рабства на свободу, Тот вскоре избавит и нас, собрав наших изгнанников с четырех концов Земли, ибо все мы — вместе (хаверим коль Исраэль)". А значит, если кто-то вносит расколы в нашу среду, желая во что бы то ни стало выдвинуться в руководители (не с целью помочь народу, а с целью ублажить себя самого), то он отодвигает от нас срок нашего освобождения. Задерживает Свободу. И это непростительно... Чтобы руководить, надо много знать и — главное — уметь жертвовать собой.
Чтобы завершить тему зависти, расскажем историю, которая, к счастью, кончилась мирно — в отличие от бунта Кораха.
В 1619 году Баху (знаменитому мудрецу раби Йоэлю Сиркису, автору сборника "Бах" ("Баит Хадаш") с комментариями на "Арба Турим" рабену Яакова бен Ашера) было предложено занять раввинский пост в одном из самых "еврейских" городов той эпохи — Кракове. В первый год своего раввинства Бах объехал общины Краковского округа, чтобы познакомиться с их главными раввинами.
И вот гостил он у раввина городка, соседствующего с Краковом. Встретили Баха очень хорошо, а за трапезой местный рав пустился в ученые разговоры. Но Бах, к своему сожалению, быстро понял, что хозяин дома мало сведущ в законах Торы, хотя полон самых высоких амбиций. Вздохнул гость и сказал, будто обмолвился: "Я вижу, раву впору поменяться со мной местами: мне надо переехать сюда, а ему занять мой пост в Кракове". Сказал — да и перешел к новой теме. Но предложение настолько понравилось собеседнику (который был о своих знаниях самого высокого мнения), что тот вернулся к идее об обмене постами: "Я надеюсь, мой гость надо мной не шутит?" — "Б-же упаси! — ответил Бах. — Могу объяснить. Дело в том, что в Кракове много ешив и десятки настоящих ученых. Поэтому, если
у какого-то еврея возникнет серьезный вопрос, он без труда найдет ответ у любого из них. Но в вашем городе, если не ошибаюсь, нет ни ешив, ни раввинских судов. Здесь с каждым вопросом надо бежать к главному раввину. Вот я и возьму на себя все тяготы его работы, а он сможет безмятежно пожить на моем месте"...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.