На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«ИНТЕРТЕАТР» ВЕРНУЛСЯ…


Мария ГУДЫМА "Тиква"

Пятый международный театральный фестиваль "Одесса-Интертеатр-2008" состоялся. Финансовую поддержку оказали Одесская облгосадминистрация, местные предприятия-меценаты, Одесская организация Союза дизайнеров Украины. Фестиваль городу нужен, тем более такой, куда вход традиционно свободный, куда могут попасть без проблем школьники, студенты, ветераны. А платежеспособная публика… Она, как правило, примыкает к внушительному ряду меценатов "Интертеатра".

Парад камерных спектаклей проходил в ТЮЗе и Еврейском культурном центре "Бейт Гранд", одесситы выступали там же либо на родных сценах. Для театров южного региона съездить (хотя бы и в малом составе) на встречу с одесской публикой — событие. И как радостно означенной публике, по выражению ответственного секретаря Одесского межобластного отделения СТД Светланы Григорьевой, "увидеть спектакли, созданные в провинции на завидном даже для Одессы художественном уровне"!
Весьма ценным впечатлением от игры актрисы Херсонского академического музыкально-драматического театра имени Кулиша заслуженной артистки Украины Елены Галл-Савальской обернулся спектакль "Два сердца" (пьеса Александра Образцова, постановка Сергея Павлюка). Играя ни много ни мало Фаину Раневскую на склоне лет, Елена Игоревна умудряется развернуть впечатляющую картину женской души с ее пикантностью предпочтений и слабостей, не забывая, что речь идет о театральной легенде столетия (как она это делает? Да по Станиславскому: от внутреннего — к внешнему)… Миф об актрисе, миф о великой дочери еврейского народа расцвечен комическими красками, но тут же и драма несыгранных ролей, и трагедия личного одиночества, уходящей жизни. Оформление сцены оригинально: фотографии Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, других дочерей и сыновей Серебряного века, знаменитых актеров. А когда жизненный путь героини спектакля завершается, к фотографиям прибавляется снимок Раневской в молодости…
Порадовал Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии озорным молодежным спектаклем "Гарден Стейт Парквей" (пьеса Игоря Афанасьева, постановка Игоря Славинского). Действие его происходит в Америке, и в начале представления зрители сами выбирают марку и цвет воображаемого автомобиля главного героя.
Кировоградский академический украинский музыкально-драматический театр имени Кропивницкого был представлен моноспектаклем Натальи Иванчук "Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине" по Маркесу в постановке Юрия Жеребцова. На последнем "Интертеатре", состоявшемся три года назад, ту же пьесу мы видели в исполнении Софико Чиаурели, — это была, конечно, совсем другая история, и сравнения здесь неуместны. Наталья Иванчук от имени своей героини демонстрировала эмоции, не подернутые пеплом времени, а довольно свежие, острые, что сулит возможность открытого финала, счастливого завершения всех семейных разногласий. Почему бы и нет?..
К сожалению, из-за болезни ведущей исполнительницы в Одессу не приехал Кишиневский муниципальный драматический театр "С улицы роз", который собирался к нам с постановкой "Старой зайчихи" Николая Коляды. Зато из России прибыло два спектакля. Открывал фестиваль Центр театрального искусства "Дом Мейерхольда", Театр Доктора Дапертутто (как известно, так называлась одна из мейерхольдовских масок) из Пензы. Руководит им бывшая одесситка Наталья Кугель, которая выбрала для показа в родном городе отнюдь не "масочную" (как многим о том мечталось), но тем не менее, интересную "Болдинскую осень — 2007", чей жанр определяется так: "пьеса для актеров, мечтавших сыграть в "Маленьких трагедиях" А.С. Пушкина".
Можно спорить по поводу завязки сюжета — мужская часть провинциальной труппы по пути на фестиваль попадает в Болдино, прячется от дождя в местной кафешке и "для сугреву" начинает играть "Маленькие трагедии", "ставшие одной большой трагедией для всех театров — публика-то спит!". Можно усомниться или поверить в то, что лицедеям повезло встретиться со столь же увлеченным материалом барменом. Но нельзя без восторга следить за тем, как герои Алексея Водопьянова, Дмитрия Кинге, Валерия Терских, Валерия Малышева, Ивана Коновалова и Андрея Баранова тянутся, словно травинки к свету, за Пушкиным, приподнимаются над скудной повседневностью. В Театре Доктора Дапертутто скучать не приходится, и очень хочется продолжить знакомство с оригинальным коллективом, хотя бы на следующем "Интертеатре".
Интересно, что моноспектакль лауреата премии имени Смоктуновского Александры Ислентьевой "Последнее письмо" (московский театр "Эрмитаж", постановка заслуженного деятеля искусств Николая Шейко) организаторам фестиваля посоветовал включить в программу еще один бывший одессит, редактор журнала "Театр" Валерий Семеновский. Публика сидела даже на ступеньках в зале "Бейт Гранд", и нужды не было, что жанр представления тяготел к "театру чтеца". Да иначе и быть не могло, ведь предлагалась вниманию зрителей не пьеса, а глава из романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", повествующая о пережившей Холокост героине. Коммерческие гастроли москвичей обычным зрителям недоступны по причине дороговизны билетов, но ведь интерес к тамошней актерской школе еще никто не отменял, вот и наградили Александру Ислентьеву овациями…
Как всегда, не обошлось на "Интертеатре" и без коллектива из Польши. Варшавский театр вихревого танца без всяких трудностей перевода, лишь пластикой (постановка обозначена как коллективная) и светом (художник по свету — Якуб Виттброд) поразил аудиторию спектаклем "По истечении часов". Катажина Кизиор, Эльвира Пиорун, Шимон Осински и Бартош Фигурски убедительно раскрывали внутренний мир своих героев, словно приросших к офисным креслам. Они привыкли двигаться механистично, словно на конвейере, но их души куда богаче, нежели можно с первого взгляда предположить.
Об одесситах, конечно же, следует сказать особо, хотя и в последнюю очередь (хозяева должны выказывать некоторую скромность). Карина Шрагина-Кац в рамках собственного монотеатра сыграла "Печальный спектакль" по пьесе эпатажного Клима о продолжении истории взаимоотношений Аглаи Епанчиной и князя Мышкина. Обаятельная "достоевщина" сохранена драматургом, позволившим себе ряд допущений насчет своеобразной дружбы героев, так обманувшихся в своих надеждах… Постановщиком неожиданно для всех оказался народный артист Украины Семен Крупник, в прошлом звезда одесской оперетты, ныне корифей русской драмы. А еще неожиданней — тонкий вкус и высокий уровень постановочной культуры, заданный "Печальным спектаклем", оказавшимся первой одесской работой на фестивале. Это тот случай, когда хороший артист демонстрирует знание дела куда лучше многих профессиональных режиссеров. Может, Семену Самойловичу в русском драматическом что-нибудь поставить?
Театральный лицей центра "Дивосвiт" под руководством Анатолия Падуки возмутил спокойствие фантасмагоричной "Ссорой в Миргороде" по повести Гоголя "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Студийный театр "Тур де форс" (художественный руководитель — Наталья Князева) — одноактной психологической зарисовкой "Сестрички-лисички" (пьеса Натальи Волконской). Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени Василько пригласил в свой недавно открывшийся камерный зал "Сцена 38" (там действительно только 38 мест) на "Ну… очень маленькие комедии" Виктора Ляпина в постановке народного артиста Украины Игоря Равицкого. Театр юного зрителя познакомил со своим прочтением "Стеклянного зверинца" Теннеси Уильямса (режиссер Виктор Суржа), где одну из своих наиболее ярких ролей, роль Аманды, исполняет заслуженная артистка Украины Валентина Губская.
В Международный день театра, когда гости уже разъехались (многим хотелось бы, конечно, задержаться в Одессе), "Интертеатр" завершил свою работу театральным капустником, причем зал "порвали", как всегда, "васильковцы", поднявшие тему неувядаемого понятия "халтура". Артисты наперебой спешили кто на украинскую озвучку (вот она, забота государства об отечественных служителях Мельпомены!), кто на детский праздник в костюме Винни Пуха, кто на съемочную площадку солдатом в гимнастерке, кто на телестудию — водку рекламировать… Важно, чтобы "халтура" не выполнялась халтурно и оставляла место для чего-то большего, для искусства, считают одесские актеры. Публика с ними вполне согласна и с удовольствием готовится к новым встречам через год на "Интертеатре".
Приятно, что в честь профессионального праздника и в награду за многолетнюю творческую деятельность были награждены Почетными знаками облгосадминистрации народная артистка Украины Галина Поливанова и актриса ТЮЗа Валентина Гульченко, а председатель Одесского межобластного отделения СТД народный артист Украины Анатолий Дуда получил Почетный знак областного совета.
По традиции уже в шестой раз были вручены премии имени народных артистов Лии Буговой и Ивана Твердохлиба, учрежденные ныне живущими в Нью-Йорке одесскими актерами Александром Краснопольским и Львом Котляром (последний прибыл на церемонию в Одессу и пообещал, что первый скоро к нему присоединится). Лауреатами стали молодая актриса русской драмы Татьяна Коновалова, актриса филармонии Лариса Хонич, композитор Сергей Верди за музыку к спектаклю "Дюймовочка" в театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного, а в номинации "За верность театру" награждены народный артист Украины корифей украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько Николай Слезка и художник-гример театра музкомедии Нина Щербинина.
Праздник завершен, но на самом деле он никогда не заканчивается, потому что длится театральный процесс, а это всегда в радость творческим людям и зрителям. Будем надеяться, теперь фестиваль "Интертеатр" будет работать в ежегодном режиме, и праздничных моментов в жизни одесских театралов станет больше.

Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.