На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

УЧИТЕЛЬ УЧИТСЯ УЧИТЬ


Елена АЙЗИНА "Тиква"

Школьный зал, превращенный в театральные подмостки, яркие веселые декорации и костюмы, сказка, игра, театральное представление, участвовать в котором и ответственно, и на самом деле очень интересно. Так воспринимают происходящее самые маленькие его участники — воспитанники филиала учебно-воспитательного комплекса "Тиква"-"Ор Самеах" на поселке Котовского, на улице Героев Сталинграда, 92-а. А для логопеда-дефектолога Татьяны Ерентюк, их наставницы, это своего рода экзамен — перед своими же коллегами, учителями, участниками педагогического семинара-практикума, тема которого очень серьезна и для настоящего педагога является одной из основополагающих. Сформулирована она так: "Положительное влияние индивидуального подхода на формирование личности ребенка".

Именно об этом говорили коллеги (а внимательно слушали будущие учителя, студентки одесского Еврейского университета), побывав на открытых уроках, познакомившись с выставкой педагогических пособий "Современные подходы в психо-коррекционной работе" и детских рисунков, авторскими методическими разработками. Вот пример только одной из них — придуманная Татьяной Владимировной книжка "Болтушки". Ее можно не только с удовольствием рассматривать, читать и запоминать веселые стихи, которые сопровождают картинки… Можно ощутить шелковистость травы или шероховатость камня, покрутить колесики у машинки, словом, по-настоящему поучаствовать в жизни симпатичных книжных персонажей. И это не просто приятное развлечение, но, прежде всего, развитие ребенка. А если есть необходимость — то и часть лечения, арт-терапии, которая очень нужна, говоря языком специалистов, для коррекции речевых, психосоматических, психоэмоциональных процессов в личностном развитии маленького человека.
"Каждый ребенок — индивидуальность". Именно этот постулат должен лежать в основе всей работы, уверена руководитель филиала "Тиква"-"Ор Самеах" Надежда Денисюк. Индивидуальный подход к каждому ребенку, развитие личности каждого — та главная задача, которую здесь ставят перед собой. И — решают каждый день жизни детского сада и школы, где дети учатся по обычной государственной украинской программе, существенно дополненной циклом еврейских дисциплин; где осваивают основы точных наук и сразу четыре языка — русский, украинский, английский, иврит; открывают красоту музыки, живописи, слова, театра; открывают окружающий мир и — себя в этом мире. Учителя тоже открывают — новые методики, наработки, собственные педагогические секреты.
…Легко, естественно, весело, с удовольствием и с полным ощущением личной сопричастности к происходящему дети играют в сказку, хорошо известную даже самым маленьким, — это "Теремок". Правда в этой сказке, в этой авторской версии домик никто не ломал, в нем хватило места всем: ведь это же на самом деле так просто — жить дружно… То, что для детей игра, для педагогов — интегрированное занятие по развитию речи, часть психо-коррекционной и воспитательной работы. Занятие, в ходе которого опытный глаз сразу отмечает множество используемых педагогических методик и приемов. Так Леонид Краснов, руководитель дефектологической службы учебно-воспитательного комплекса "Тиква"-"Ор Самеах", разъясняет:
— Специалисты сразу обратили внимание, что занятие началось с голосовых и дыхательных упражнений, потом были применены упражнения для языка, для голоса, причем упор в каждом случае делался именно на те звуки, которые еще не даются конкретному ребенку (я отметил для себя, у кого что еще нуждается в доработке), была проделана работа над моторикой, то есть двигательные упражнения. Здесь же — развитие речи, ее коррекция. Это все было подготовкой к основному действию, направленному, как и вся педагогическая деятельность, на главное — развитие личности. Нужно отметить, кстати, что личность нужно увидеть изначально — и не в ученике первого или пятого класса, а в ребенке, который только начинает соображать, уже на втором-третьем месяце после рождения проявляя свой характер, свои особенности. С тех пор, с самого начала, эта личность нуждается в уважении. И — в понимании. Именно в этом — суть: если учитель, воспитатель и ребенок понимают друг друга, будет хороший результат…
Здесь, на этом необычном занятии, на деле было показано, что такое театрализация, создание яркого, радостного эмоционального фона, как применяются музыкотерапия, вокалотерапия, ритмика… Словом, долго можно перечислять все то, из чего складывается педагогический опыт, все то, что помогает в достижении главной цели. На таких занятиях дети действительно "раскрываются", начинают понимать собственную уникальность и значимость, чувствуют себя неповторимыми — рядом с такими же неповторимыми личностями. Татьяна Ерентюк на вопрос, как долго шла подготовка к необычному уроку, отвечает, что, наверное, готовилась к нему всю свою педагогическую жизнь. А о том, как определить самую действенную профессиональную методику, говорит коротко: "Главное — любовь к детям, терпение и доброта". Вот так все просто и одновременно сложно в этом важном деле — воспитании, обучении, формировании маленьких людей, каждый из которых — личность, и ее нужно уметь разглядеть…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.