На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

МУКЦЕ МАХМАТ ГУФО

Предметы, не имеющие никакого практического предназначения в Субботу, называются мукце махмат гуфо. В этот класс входит любая вещь, которая не классифицируется как кли, предмет бытового использования, и не годится в пищу ни людям, ни животным. Такие предметы нельзя перемещать никоим образом. Сюда входят камни, песок, деньги, кредитные карточки и т. п. Несмотря на то, что некоторые из них широко используются в будни, в Субботу они не подходят ни для какого разрешенного применения, поэтому полностью теряют статус кли.
Ясно, что скорлупа яиц и орехов, а также не годные в пищу животным плодовые косточки — это мукце. Но как поступать с ними на практике? Несомненно, можно чистить яйца и колоть орехи в Субботу, можно вынимать косточки изо рта: все это неотъемлемая часть еды. Но положив скорлупу или косточки на тарелку или на стол, мы уже не можем взять их в руки.
О том, как перенести их в мусорное ведро, поговорим ниже.
Косточки мясного блюда, на которых сохранились остатки мяса, а также те, внутри которых есть костный мозг, не считаются мукце, так как они годны в пищу людям (даже если мы не собираемся их обгладывать). Являются ли мукце кости, на которых ничего не осталось? С одной стороны, они не представляют для людей никакого интереса. С другой стороны, для собак они — деликатес. Поэтому, если мы живем в районе, где многие люди держат собак, такие кости не считаются мукце, но если в нашем районе собак нет, собрать эти кости руками можно только при условии, что у нас самих есть собака. То же самое по поводу картофельных очисток, кожуры от бананов, мандаринов и т. п.: все это — отличная пища для коров и другой скотины, но коров у нас с вами, скорее всего, нет. А значит, все перечисленное — мукце.
Можно убрать со стола виноградные косточки, так как большинство людей спокойно проглатывают их, когда едят виноград. Аналогично поступают с косточками яблок и груш. Даже семечки арбуза и дыни нельзя запретить: есть люди, которые едят их в сушеном виде как семечки. Кстати, щелкая семечки в Субботу, не стоит собирать шелуху в руке, как это делают некоторые люди в остальные дни недели, их надо тут же отбросить.
Продукты, не съедобные в сыром виде, такие, как мука, картофель, баклажаны, фасоль, чечевица, хумус, макаронные изделия, рис и различные крупы, считаются мукце. Многие авторитеты добавляют к этому списку также сырые мясо и рыбу, несмотря на то, что они годятся в пищу домашним собакам и кошкам. Причина понятна: это мясо мы держим для себя, а не на корм собакам. Тем не менее, если в Субботу отключился морозильник, и возникло опасение, что мороженое мясо испортится, не запрещено его вынуть и отнести к соседям, потому что ввиду возможного материального ущерба можно положиться на разрешающее мнение. Сырую рыбу тоже разрешено спасти, но, в отличие от мяса, лишь в случае несомненно большого ущерба. Суповые концентраты, которые нуждаются в варке, — мукце, но просто растворимые супы — нет.
Теперь о чае. Напомним, что хотя некоторые авторитеты разрешают заваривать чай из пакетика в третьем сосуде, многие придерживаются более строгого мнения. Но поскольку это всего лишь "устрожение" закона, не заваренный чай в коробках или пакетиках не рассматривается как мукце. Любые запрещенные в пищу продукты тоже являются мукце — например, хамец в Песах или фрукты и овощи, выращенные в Эрец-Исраэль, от которых не отделен маасер. Сюда же относятся плоды, в Субботу опавшие с дерева или сорванные неевреем.
Поскольку здоровому человеку в Субботу при легком недомогании нельзя принимать лекарства, некоторые законоучители запрещают их перемещать, если в доме нет больных. Другие разрешают в любое время перемещать лекарства, используемые при часто случающихся болезнях, — такие, как аспирин, анальгин и пр. Согласно их мнению, обычные таблетки имеют тот же статус, что и остатки от еды человека, годные в пищу домашним животным; эти остатки (а значит, и распространенные лекарства), разрешено перемещать всем людям, включая тех, что не держат дома никаких животных.
Кстати, сами животные тоже включены в класс мукце махмат гуфо. Обнаружив муравьев, расхаживающих по столу, не стоит сгонять их рукой. Но не запрещено сдунуть их со стола, как и любой другой вид мукце. Можно кормить домашних животных в Субботу, но так, чтобы при этом не сдвинуть их с места. Клетка с домашними птицами — мукце. Владельцам аквариума советуем проконсультироваться у компетентного раввина, как ухаживать за рыбками в Субботу.
Цветы, стоящие в вазе с водой, не считаются мукце: с того момента, как их сорвали, они предназначены для украшения дома. Но цветочный горшок запрещено перемещать в Субботу.
Можно снять нитку или перышко, упавшие на костюм, хотя они ни на что не годны, потому что мудрецы, издав закон о мукце, не распространили его на чистку одежды или пищи, когда грязи ничтожно мало. Однако, сняв мусор с платья, не следует его далеко нести, а надо тут же бросить. Аналогично, можно вытереть пыль со стула, на который мы собираемся сесть.

ОБЛОМКИ ПРЕДМЕТОВ ПОЛЬЗОВАНИЯ

Сломанные вещи, не годные более к употреблению (даже если они поломались в Субботу), являются мукце махмат гуфо, и их нельзя перемещать. Однако можно убрать осколки стакана и других стеклянных вещей, если есть опасение, что они могут привести к травме. Также можно убрать обломки, пригодные для какого-нибудь употребления, даже если мы не собираемся их использовать. Но обломки, которые принято выбрасывать, считаются мукце, даже если в принципе они еще на что-то пригодны.
И еще одно правило на эту тему: деталь, отвалившаяся от какого-либо предмета обихода, сама по себе ни на что не годная, не является мукце, если по истечении Субботы ее можно возвратить на место. Благодаря возможности вернуться опять к общему "ансамблю" деталь сохраняет статус кли. Впрочем, это разрешение не действует в следующих случаях:
1) если предмет, от которого отвалилась часть, в данный момент ни на что не годен (сам "ансамбль" утратил статус кли);
2) если починка настолько сложна, что придется прибегнуть к услугам мастера (возможность возвращения становится далекой, и с ней теперь не считаются);
3) если починка предстоит совсем пустяковая. Этот пункт нужно объяснить: дело в том, что мудрецы опасались, что пользуясь сломавшимся предметом, мы машинально вставим выпавшую деталь на место, забыв о запрете чинить вещи в Субботу. Поэтому запрещено переносить такого рода сломанные предметы и их выпавшие детали. Но если выпавшая деталь затерялась, то опасаться нечего — пока мы будем ее искать, наверняка вспомним, что сегодня Суббота. И еще: если в будни мы успели воспользоваться сломанным предметом, то в Субботу он — не мукце.
Таковы правила, теперь попробуем применить их на практике. Отвалившаяся ножка стула или стола не является мукце. Обоснование: поскольку рано или поздно мы вернем ножку на место, она сохраняет статус кли. То же самое можно сказать по поводу самого стула, потерявшего ножку. Все же в случае, если починка не представляет собой сложного дела, перемещать стул нельзя. По аналогии можно сказать, что если упало колесо детской коляски, но так, что его можно с легкостью возвратить на место, колесо и коляска становятся мукце.
Теперь займемся очками. При сломанной оправе очки становятся мукце. То же самое, если в них разбились оба стекла (см. второе правило). Но если разбилось или потерялось одно стекло, и очками хоть как-то можно пользоваться, они не стали мукце; причин для опасения, что их начнут чинить, тоже нет (третье правило), поскольку нечего вставлять в оправу. Идем дальше. Стекло, выпавшее из-за того, что ослаб винтик, нельзя перемещать (см. третье правило). То же самое относится к очкам — даже если ими все еще можно пользоваться благодаря оставшемуся стеклу. Только если мы пользовались этими очками (без одного стекла) в будни, они не считаются мукце.
Резюме. Выпало стекло: и стекло, и очки — мукце (если ими не успели попользоваться в будни). Стекло потерялось или разбилось: очки — не мукце.
В некоторых моделях пластмассовых оправ стекло держится без помощи винтика. Если оправа расшаталась настолько, что стекло с легкостью выпадает, можно вставить его на место — такая починка в Субботу не запрещена. Если выпал винтик, крепивший дужку, то ни очки, ни отвалившуюся дужку нельзя перемещать (третье правило). Впрочем, когда винтик потерялся, а очками все еще можно пользоваться (например, надев на одно ухо), они не становятся мукце.
Дверь или окно, снятые с петель, считаются мукце, даже если они пригодны для другого использования (например, в качестве временной столешницы). Причина понятна: поскольку рано или поздно дверь или окно будут возвращены на свои места, мы и сейчас считаем их частью прикрепленного к земле строения, а не келим, предметами домашнего обихода. Поэтому они — мукце. Как видим, здесь "работает" та же идея, что и выше, правда, приводит она к обратному результату.
То же самое с дверцами тяжелых шкафов, которые вследствие своей неподвижности рассматриваются как мукце. Дверцы легкого подвижного шкафа перемещать разрешается. Единственное, чего следует избегать, так это навешивать их на петли — это все равно что чинить мебель, а починка в Субботу строго запрещена.
Оторвавшуюся пуговицу можно положить в безопасное место: скорее всего, после Субботы она будет пришита вновь. Но вот пуговицы и молнии, купленные отдельно и еще ни разу не пришитые к одежде, — мукце.
Возвращаемся к старой теме. Каким образом мукце махмат гуфо превращается в кли, предмет пользования, который можно перемещать? Чтобы вопрос не выглядел теоретическим, нарисуем конкретную ситуацию. Во многих домах на дверях навешивают особые механизмы, снабженные пружиной или гидравликой, чтобы дверь автоматически возвращалась в исходное положение. Поскольку иногда требуется, чтобы дверь, снабженная таким механизмом, оставалась некоторое время открытой, многие люди кладут рядом с дверью тяжелый камень, который ее держит, а если хотят ее закрыть, убирают камень в сторону. Разрешено ли так поступать в Субботу, ведь камень, как мы сказали, мукце? Или, может быть, одного нашего решения использовать его в качестве упора достаточно, для того чтобы изменить его статус?
Давайте рассуждать логически. Большинство окружающих нас предметов пользования прошли ряд технологических операций, которые и приспособили их к употреблению. Дерево стругали и шлифовали, металлические и пластмассовые предметы отливали и красили и т. д. Стало быть, обтесав камень, чтобы им было удобно пользоваться, мы превратим его в кли; но все понимают, что для банальной поддержки двери это не самый легкий путь. К счастью, есть другой способ употребления — без обработки, когда мы берем вещь в ее природном виде. Скажем, во время прогулки присаживаемся на удобный валун; присматривая за костром, ворочаем угли в костре обычной веткой. Ни валун в сидение, ни ветка в кочергу не превратились: мы пойдем дальше, забыв про то, на чем сидели; костер погаснет — ветку мы выбросим. Однако если мы решили всегда в дальнейшем пользоваться этим камнем для сидения, тем самым мы превратили его в предмет пользования. Аналогично, выбранный специально для дверей камень утратил статус мукце, и его можно двигать в Субботу. Более того, сидеть на валунах не принято — поэтому, чтобы сделать их кли, надо решить, что они всегда будут служить нам "стульями". А вот обычай держать двери открытыми при помощи камня широко распространен, поэтому галаха гласит, что достаточно один раз воспользоваться им в будни, чтобы превратить его в кли.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.