На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Да, это таки Рио-де-Жанейро!..


Раиса КРЕЙМЕРМАН "Тиква"

Подобным образом непременно воскликнул бы великий комбинатор, попади он хотя бы на один из двух концертов, которые провел в нашем городе знаменитый "Нью-Йорк самба-джаз-квартет". В состав этого ансамбля вошли американцы Хендрик Меркенс (губная гармоника) и Михаил Цыганов (фортепиано), а также бразильцы Густаво Амаранте (бас-гитара) и Адриано Сантош (ударные).

Клубный вечер в неповторимой атмосфере театра-ресторана "Бернардацци" сменился большой концертной программой в зале Русского драматического театра, причем к знаменитостям присоединялись молодые одесситы, Мирослав Пятников (труба) и Роман Дещенко (саксофон). А благодарить за организацию концертов следует радио "1FM", вот уже год радующее любителей джаза изысканными программами, где звук всегда живой — в джазе только так!
"Моя цель проста — я стремлюсь создавать музыку небывалой красоты", — сказал однажды Хендрик Меркенс. Следуя этой цели, он покинул родную Германию, переехал в Штаты, чтобы получить престижное джазовое образование в колледже Беркли в Бостоне (специальность Меркенса — вибрафонист). Следующим шагом на пути к цели был переезд из Северной Америки в Южную, то есть в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, где только и можно было погрузиться целиком в колорит местной музыки. Скоро Хендрика Меркенса стали уважительно называть "бразиломыслящим" и "бразилоговорящим" музыкантом. Выяснилось, что местный стиль босанова — как раз "его музыка". Напевная мелодия, накладывающаяся на ритм самбы, легко поддается джазовой импровизации, сохраняя все обаяние латиноамериканской музыки. И вот эта самая мелодия, виртуозно исполняемая при помощи хроматической губной гармоники, стала настоящим коньком музыканта. Все эти досужие разговоры, будто европейцы вообще генетически не способны начинать играть со слабой доли такта, никакого отношения к Меркенсу не имеют (другой пример "образиливания" — наш соотечественник пианист Андрей Кондаков). Прихотливые мелодии он может бесконечно повторять, видоизменять и даже сочинять самостоятельно. В чем с удовольствием убеждались коренные бразильцы, посещавшие по вечерам знаменитый клуб "Bar 21" в Рио.
В Одессе исполнялись как прочно вошедшие в репертуар квартета оригинальные композиции (Vamos Nessa, Menina La Janela), так и хиты классика босановы Антонио Карлоса Жобима (Triste, Louisa). Был даже совершен симпатичный крен в сторону хард-бопа, но в целом чистота стиля соблюдалась. Одесская джазовая публика весьма чутко сопереживала исполнителям, что было высоко оценено последними (когда уже аудитория на концертах академической музыки дотянется до такого уровня?..).
— Прежде всего, я играю для самого себя, — признался после выступлений Хендрик Меркенс. — Музыка — это то, что мне необходимо, без чего я не могу существовать. Совсем здорово — зарабатывать деньги любимым делом. Вдохновения я не ищу, оно просто есть, у меня никогда не бывает с ним проблем — я просто просыпаюсь и уже нахожусь в состоянии вдохновения…
Любимцем нашей публики буквально с первых нот стал пианист Михаил Цыганов, променявший некогда Санкт-Петербург на Нью-Йорк, но не забывший от этого русский язык:
— Бразильская музыка настолько красивая, зажигательная, привлекает своими мелодиями, ритмом… Мне кажется, она уже стала международной, принадлежит не только Бразилии…
Все, кто близко знает бразильцев, отмечают следующие свойства национального характера: детскую непосредственность, дружелюбную общительность, умение любить бесхитростные радости. Впрочем, все это никак не противоречит ни серьезности, ни духовной зрелости, что превосходно отражается в бразильской культуре с ее тяготением к карнавализации любого, даже самого обыденного явления. Не правда ли, то же самое можно сказать и об Одессе?

Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.