На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ТАЗРИА


Глава называется по первым словам фразы: "Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына..." (Ваикра, 12:2). В Торе читаем: "И говорил Творец, обращаясь к Моше — скажи сынам Израиля: женщина, когда зачнет и родит сына, нечиста семь дней, как нечиста в дни ее ежемесячного отстранения, а на восьмой день пусть обрежет его крайнюю плоть. И тридцать три дня пусть пребывает в чистоте от крови своей, и не прикасается ни к чему святому, и не приходит в Святилище, пока не завершатся дни ее очищения. А если она родит девочку, будет нечиста две недели, как во время своего отстранения, и шестьдесят шесть дней должна очищаться от крови своей. И когда завершатся дни ее очищения после сына или дочери, она должна принести к входу в Шатер Откровения, коэну годовалого барана во всесожжение и молодого голубя и горлицу — как приношение за грех" (Ваикра, 13:1-6).
В этой главе Тора начинает обсуждение понятий тагор и таме человека и его окружения — одежды и дома. Для того чтобы определить их, представим, что душа человека — среда, через которую осуществляется связь Всевышнего и человека. Точнее, каналы связи. Если человек поступает неправильно, даже в помыслах, каналы "засоряются", утрачивают чистоту, то есть становятся таме. Если и в мыслях, и в поступках человек стремится выполнять волю Всевышнего, действует согласно желанию Творца, его каналы очищаются и становятся тагор.
В земном мире, на нижнем уровне устройства мира, результат неправильного образа жизни (включая питание) подобен склерозу сосудов. Так же, как коррекция питания, повышение жизненной активности ведет к очищению сосудов, исправление действий и намерений очищает каналы связи с Всевышним. Поскольку речь идет о духовных понятиях, человек не может "открыть" законы тагор-таме, они даны Всевышним — в Торе. И еще одно замечание. За редкими исключениями эти законы могут обнаружить себя в жизни только при более очевидном, чем сегодня, проявлении Присутствия Творца. На практике это означает, что большая часть этих законов неприменима, пока нет Иерусалимского Храма. И все же их изучение приносит и пользу — оно, как, впрочем, изучение любых частей Торы, влияет на душу человека, возвышает ее. Кроме того, мы извлекаем из них информацию об устройстве мира.
Глава начинается с определения статуса роженицы. Рождение человека, приход в наш мир новой души — высочайшая реализация потенциала женщины. И именно в момент родов в ее душе происходит нечто неожиданное. В тексте Торы определяется результат этого неожиданного явления. Родившая сына считается таме семь дней и еще тридцать три дня. Родившая дочь — четырнадцать дней и еще шестьдесят шесть. Когда этот период заканчивался, женщина приносила корбан (жертву Всевышнему) в Храм и лишь после этого возвращалась в состояние тагор.
Что же с ней происходило? Тора заглядывает, если можно так выразиться, в глубины глубин человеческой души. Независимо от того, сильные или слабые боли сопровождали роды, в душе женщины возникает мысль: "Зачем это все? Не хочу…". В этот момент она сожалеет о прошлом и отказывается повторить это в будущем. Почему? Дело в том, что плод в чреве матери, не родившееся, но уже живое существо, связано с ней не только пуповиной, но и весьма активным "взаимодействием" душ. Недаром принадлежность еврейскому народу определяется по матери. Только если мать — еврейка, ребенок автоматически рождается евреем. В других случаях человек сам выбирает — хочет ли он стать частью еврейского народа. И должен пройти процедуру гиюра в точном соответствии с Законами Торы. Иного способа "стать евреем" у него нет.
Однако вернемся к роженице. Разрыв между женщиной и родившимся ребенком вызывает "поломку" в ее душе, подобную резкому сужению сосудов или стенокардическому приступу. Женщина получает статус таме и не может (во времена Храма) касаться продуктов питания, многих предметов (изложение законов здесь упрощенное), чтобы они не стали тоже таме. На успокоение души и ее возвращение в нормальное состояние даются те самые тридцать три или шестьдесят шесть дней. Важная часть процесса "остывания" — усилия материального характера. Среди них — покупка животного и принесение его в Храм, в жертву.
Почему количество дней таме различно при рождении мальчика и девочки? Что означает статус таме в приложении к неживым объектам (продукты питания и т. п.)?.. Вначале Всевышний сотворил небо и землю (Берешит, 1:1) — таков был порядок сотворения мира. Небо — его мужская сторона, Земля — женская. Отсюда следует, что рождение мальчика должно в каком-то смысле предшествовать рождению девочки. А значит, "сужение духовных сосудов-каналов" при рождении девочки сильней. Подчеркнем, что такое происходит не только при первых родах и не зависит от того, рожала ли женщина до этого мальчика. Каждая беременность — отдельный процесс.
Теперь о предметах, которые могут стать таме. Мы говорим о статусе человеческой души. Можно ли сказать нечто подобное о предметах? Оказывается, и они при контакте с источником таме — человеком или предметом — не только сами становятся таме, но и, соприкасаясь с другими предметами, передают им этот статус, то есть превращаются в источники "загрязнения" (и здесь процесс излагается упрощенно). Напомним, что в своем большинстве законы таме и тагор действуют лишь в условиях, когда существует духовный механизм Иерусалимского Храма (Второй Храм разрушен в 68 г. н. э.).
Далее рассматриваемая нами глава говорит об общих для мужчин и женщин законах тагор и таме — об особом поражении кожи, которое на иврите называется нега (множественное число — негаим). Общее состояние, вызванное негаим, — цараат. А человека в таком состоянии называют мецора. Все это специальные термины, которые не имеют аналогов в русском языке. Речь идет о физическом недуге, проявляющемся на теле, на коже человека, который свидетельствует о духовных "неполадках". У этого недуга нет ничего общего с кожным заболеванием проказа, а если где-то слово мецора и употребляется в таком значении, это следует отнести к неточностям в переводах Торы. В тексте Торы об этом говорится: "Человек, у которого появится на коже припухлость, или корка, или пятно, и будет подозрение, что это — нега цараат, приведен будет к Аарону-коэну (священнику) или к одному из его сыновей.
И увидит коэн это поражение (нега)… и признает его таме" (Ваикра, 13:2-3).
То есть с такими проявлениями на коже нужно идти не к врачу, а к служителю Храма — коэну. Более того, Законы Торы прямо говорят, что только коэн способен определить статус человека — мецора он или тагор. Если при кожном поражении коэн засвидетельствует, что человек — тагор, следует обратиться к врачу. Какую же процедуру назначает коэн? Ту же, что и в случае с роженицей. Сначала — определенный период самоизоляции, размышлений и т. п. Потом, приложив реальные усилия, поработав над собой, человек освобождается от неги, и его объявляют тагор. В этой главе описываются случаи негаим на коже человека и даже на его одежде (бывало и такое). Однако важнее понять, какие причины приводят к негаим. Об этом — в следующей главе.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.