На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ "Тиква"


Ученый и гуманист Дмитрий Сергеевич Лихачев написал воспоминания о своем одесском детстве "Одесса — та же Италия". Таков лейтмотив этих воспоминаний — казалось, что вся Одесса построена итальянскими зодчими.

Восторженность мальчика, попавшего в город средиземноморской культуры, можно понять. Но мы-то знаем, что наш город строили англичане и чехи, голландцы и поляки, естественно, русские и украинцы. Пожалуй, меньше обращалось внимание в советские времена на то, что среди зодчих Одессы — множество евреев. Нет, Главную синагогу Одессы на Еврейской улице проектировал итальянец Франциск Моранди, а Бродскую синагогу — серб Феликс Коллович. Так что выбирали зодчих не по "пятой графе", а по таланту. И именно поэтому так много зданий в конце ХIХ — начале ХХ века строили архитекторы-евреи.
Пройдемся по улице Маразлиевской. На углу Маразлиевской и переулка Нахимова доходный дом Луцкого в 1902 году построил архитектор Моисей Линецкий, он же построил дом Мартена на Маразлиевской, 14а, а на Маразлиевской, 14б, доходный дом Наума в 1913 году соорудил архитектор Яков Гольденберг.
Это только одна улица. Но если пройтись по Пушкинской, то мы встретим дома архитекторов А.Б. Минкуса, Л.М. Чернигова, Я.С. Гольденберга, Ноя Каневского. Кто подсчитает, сколько страниц вписали в архитектуру Одессы Генрих Топуз и Ефим Вайнштейн? Кто позабудет, как боролась за сохранность каждого памятника архитектуры Рашель Аббовна Владимирская?
В этом-то и сложилась целостность многоликой, многообразной архитектуры Одессы, которую создавали люди разных национальностей, верящих в то, что средиземноморская культура достойна такого города.
В этом году в Одессе в издательстве СПД "Фридман А.С." вышла книга-справочник, а я бы сказал, малая энциклопедия "Здания Одессы и их зодчие". Огромная заслуга в сохранении материалов, которыми воспользовался составитель, — многочисленные книги и статьи В.И. Тимофеенко, который несколько лет в "Вечерней Одессе" разрабатывал эту тему. И тем обиднее, что составитель не обратил внимания на другого энтузиаста — архитектора Валентина Пилявского, сына художника Александра Ароновича Пилявского. В той же "Вечерней Одессе" Валентин Пилявский опубликовал более 150 биографических очерков о зодчих Одессы. Борис Федорович Деревянко уже держал в руках макет сверстанной книги "Зодчие Одессы", но начало 90-х годов не благоприятствовало книгоиздательству, расширенные газетные очерки так и не стали книгой. Обидно, что и в газетном варианте они не попали в новый справочник.
И теперь, называя великих музыкантов-евреев, великих артистов, писателей, мы не должны забывать, что нужно отдать должное евреям-архитекторам. Назову еще одно имя из многих — Файвеля Троупянского (Лермонтовский санаторий, Русский театр на Греческой, Дворец студентов на Маразлиевской), и яснее станет, почему одна из улиц нашего города носит название Еврейской.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.