На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

Субботу принято называть Царицей. Известно, что, согласно Торе, суть любого предмета или явления раскрывается в его названии. Поэтому закономерен вопрос: какую суть Субботы показывает ее имя — Царица? Частично ответ на этот вопрос мы уже получили ранее, теперь попытаемся углубить его и расширить. И хотя исчерпывающее объяснение понятия царства (малхут) невозможно дать, не изучая Каббалы, все же для нашей цели вполне подойдет предлагаемое ниже упрощенное объяснение.
В жизни часто случается, что желания человека расходятся с возможностями. Кто не знаком с этим печальным фактом! Иногда нам хочется помочь нуждающимся, но когда доходит до дела, мы сталкиваемся с большими трудностями. Позавчера не было времени, вчера усталость валила с ног, сегодня не хватает денег... Мы не сомневаемся в необходимости помочь, однако, как сказал поэт, "суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано".
У каждого среди знакомых есть несколько человек, которые задыхаются от негодования, стоит им столкнуться с несправедливостью, коррупцией или произволом властей. Но мало кто из этих правдоискателей по-настоящему стремится стать революционером или, на худой конец, политиком-реформатором. Несмотря на развитое чувство справедливости, человек оказывается неспособным совершить что-либо стоящее по исправлению мира.
А теперь представьте себе на миг, что произошло чудо, — и нашего знакомого правдоискателя назначили, ни больше ни меньше, главой правительства. Другие на его месте начинают заниматься политикой, но он приступает к реализации своих далеко идущих планов, борется с государственной коррупцией, восстанавливает справедливость, проводит в жизнь программы помощи бедным. Что изменилось в нем самом? Обострилось ли его чувство справедливости или он стал еще настойчивее, может быть, — смелее? Нет, все, кто с ним знакомы, подтвердят, что человек не изменился. Просто он получил власть! Она и дала нашему знакомому широкие возможности реализовать свои душевные качества, применить их на практике. Власть — один из атрибутов царства (малхут). Таким образом, царство — это то, что позволяет проявить и реализовать остальные качества, до сих пор пребывавшие в потенциале.
За шесть дней Всевышний создал мир, который, по своей сути, скрывает Его царство и власть. Он поступил так намеренно — в том числе и для того, чтобы даровать нам свободу выбора. Проявляй Всевышний Свою власть ежечасно, мы бы исполняли Его волю по принуждению. Если бы у того, кто сказал гадость в адрес своего ближнего, на языке моментально вскакивал типун, человек перестал бы говорить гадости, но в праведника от этого не превратился бы. Аналогично, если бы у выезжающего в Субботу на автомобиле через десять метров глох мотор, человек лишился бы свободы воли и превратился бы в автомат, пусть наделенный сознанием, но все же лишенный возможности поступать по своему усмотрению.
В таком мире нам, в общем-то, нечего было бы делать.
Поэтому Всевышний скрыл Свою власть — ради нас! В результате мы не видим, не ощущаем Его царства. Более того, все происходит как раз наоборот: окружающий мир представляется нам полной противоположностью тому, чем он, по нашему представлению, должен быть. Нам кажется, что миром правят детерминированные законы природы, а судьба человека отдана во власть слепого случая. Такие чувства владеют нами во все дни недели. Но когда наступает Суббота, картина меняется. Шаббат — это швита, остановка. Все останавливается и замирает. И тогда естественным образом проявляется власть Творца.
Наши мудрецы сказали (Шмот Раба 29): "Когда Творец даровал Тору на Синае, птицы не щебетали, коровы не мычали, ангелы не летали, слуги Всевышнего (серафим) не произносили хвалебных песен, море не вздымало свои волны, люди не говорили. Весь мир умолк.
И тогда в тишине раздался Голос: Я — Всевышний, ваш Б-г".
В чем смысл метафоры? В том, что все должны были замолчать, — чтобы в этой полной тишине Голос Всевышнего произнес Десять речений. А может быть, по-другому: когда все стихло, когда исчезла громкая суета повседневной жизни, — в этот миг естественным образом был услышан Голос, возвещающий истину: у мира есть Хозяин, Тот, Кто им управляет. Вот она, суть Субботы! Когда замирает созидательная деятельность, когда останавливаются все процессы, истина проявляется сама: есть только Один Творец, безраздельно правящий созданным миром. Это и есть Его царство.
В другом мидраше мудрецы говорят: "Чего не хватало миру по истечении шести дней Творения? Отдыха! Пришла Суббота — с ней пришел отдых". Мир остановился и замолк, обнаружив, что все, что в нем происходит, — всего лишь средство служения Царю. "И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его". Так, в Субботу в мир входит святость, Шхина, — то, чем Всевышний проявляет Себя, дает Себя почувствовать, увидеть. В этот момент Он не скрывается за покровами созданного Им мира.
Представим себе банкетный зал, богато убранный в честь предстоящей свадьбы: цветы, накрытые столы, музыканты раскладывают ноты. Но нет жениха, хотя время ставить хупу уже настало. И никто не волнуется, все понимают, что он, как часто случается, просто опаздывает. Однако опоздание затягивается, проходит час, за ним другой... Наверное, что-то произошло, решают приглашенные: серьезная задержка, может, свадьба вообще не состоится. А теперь скажите, придет ли кому в голову подойти в этот момент к отцу жениха и сказать: "Может быть, стоит пригласить людей к столам? Жалко, такая красота и такое угощение — как бы все не пропало. Салаты уж точно скиснут, да и шницели засохнут, лучше их съесть, пока не поздно!". Если кто-нибудь и даст такой совет отцу, на него посмотрят как на человека не совсем нормального. При чем тут красота и шницели, когда нет жениха! Какой смысл спасать угощения, когда они расставлены тут ради свадьбы!
Но вот чудо — через два с половиной часа жених появляется в дверях зала, и радость переполняет всех присутствующих: "Слава Б-гу!". Теперь можно вести молодых под хупу, садиться за столы, танцевать под звуки веселой музыки. Все было приготовлено для жениха, его появление придало смысл и цветочным украшениям на стенах, и блюдам на столах, и оркестру на сцене. До сих пор хлеб был просто хлебом, а шницели просто шницелями, грубыми материальными предметами (они успели-таки подсохнуть). Отныне все это стало частью свадебного пира, предметом исполнения заповеди, мицвы.
И если теперь мы спросим любого из гостей, пляшущих вокруг жениха: "Чему ты радуешься?" — вряд ли он ответит, что рад приходу жениха, потому что теперь, наконец-то, можно по-человечески поесть и потанцевать, ибо и еда, и танцы обрели смысл. Скорее всего, гость скажет, что он радуется за жениха и невесту. Конечно, вкусная еда и веселые танцы — это хорошо, но все это второстепенное, а главное — жених и невеста!
Когда с наступлением Субботы в мир входит Шхина, когда раскрывается Царство Всевышнего, все Творение обретает смысл и наполняется радостью. Но главная радость не в том, что мир наконец-то обрел смысл существования, главная радость — в самом Царе, в возможности приблизиться к Нему.
"Выходите, пойдем навстречу Субботе, ибо она источник благословения!" Сейчас эту знакомую нам фразу можно понять глубже. Действительно, не Суббота, а Творец — единственный источник всех благословений и любого блага. Суббота сама по себе — не источник. Но она — те ворота, через которые Всевышний входит в Свой мир…

МУКЦЕ

Мы с вами уже говорили о том, что мудрецы "установили ограду вокруг закона", запретив больше, чем запретила Тора. Поступили они так, чтобы отдалить нас от неумышленного совершения в Субботу любой из 39 мелахот. Их ограничительные постановления (на иврите гзерот) сводятся к запрещению действий, которые, не являясь мелахой, способны с легкостью привести нас к совершению мелахот. Под запрет попали следующие действия: те, что имеют отдаленное сходство с мелахот, а потому способны ввести несведущих людей в заблуждение; те, что приводят к мелахе через привычку повседневной жизни; и те, что приводят к ней впоследствии.
Существует еще один, четвертый вид постановлений мудрецов, направленных на соблюдение не столько буквы субботних законов, сколько их духа и цели. Сказано в Торе (Шмот 23:12): "Шесть дней делай свои дела, а на седьмой день покойся, чтобы отдохнул твой бык и твой осел". Понятно, что цель субботнего покоя — не в том, чтобы дать отдых вьючным животным. Поэтому некоторые комментаторы так поясняют смысл стиха: откажись в Субботу от своих ежедневных дел — чтобы твоя материальная часть (осел, который живет в тебе) успокоилась и дала возможность твоей душе проявиться. Паскаль как-то сказал: "Человек — удивительная помесь скота и ангела". Скот — это и есть осел (на иврите хамор, от слова хомер, вещество, материя). Действительно, у нас есть тело и душа. На протяжении всей недели у большинства людей доминирует тело: заботы о хлебе насущном, дела, труд, беспокойства. Своей деятельной сущностью будничная жизнь заслоняет свет души, не дает ему проявить себя, выйти наружу. Для того чтобы духовный потенциал смог реализоваться, необходима остановка, перерыв в гонке обыденных дней. Ради этой цели и дана нам Суббота.
Мы должны остановиться в Шаббат. Это не значит, что нам надо застыть на месте, прекратив всякую деятельность. Суть в том, чтобы всему материальному была отведена второстепенная роль. Материальность, в окружении которой мы жили, была первостепенной, важной, а стала побочной, не основной. Такая шкала приоритетов и является определяющей для Субботы. Представим себе человека, который не делает в Субботу никакой мелахи: не включает свет, не зажигает газ, но "активно отдыхает", занимаясь спортом, разбирая свои бумаги и обсуждая с соседями последние события на бирже. "Остановка" не состоялась, человек занят материальными вещами. Он соблюдает букву закона, но не его дух. Суббота такого человека мало отличается от будничных дней. Она чуть другая, но, в принципе, такая же...
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день. Об этих постановлениях говорит пророк Йешаяу (58:14): "Если дашь покой своим ногам в Субботу, не занимаясь своими делами в Мой святой день, и назовешь Субботу блаженством, (если) окажешь уважение дню, освященному Всевышним, и почтишь его, не делая того, к чему привык в будни, (если) не станешь искать выгоды и откажешься от разговоров о ней, — то удостоишься блаженства от Всевышнего"...
Вот как объясняет этот стих Талмуд: "Если дашь покой своим ногам в Субботу" — в этот день следует ходить иначе, чем в будние дни. — "Назовешь Субботу блаженством" — это онег шабат, обязанность получать удовольствия в Субботу. — "И почтишь его" — пусть в Субботу твоя одежда будет не такой, как в будни. — "И откажешься от разговоров о выгоде" — в Субботу не следует беседовать на будничные темы.
Есть еще одно постановление, не упомянутое в словах пророка, но занимающее одно из центральных мест в законах Субботы. Дело в том, что существует некая психологическая проблема, а именно: люди, привыкшие к темпу трудовой недели и "обреченные на субботнее безделье", начинают искать, чем заняться. Можно, конечно, открыть книги, пойти на лекцию, — но мудрецы, трезво оценивая реальность, понимали, что многие предпочтут заняться чем-нибудь физическим, привычным, — уборкой дома, например, или наведением порядка в своих вещах и т. п. Так, в материальных трудах и заботах, может пройти весь день, и для духовного содержания не останется ни времени, ни сил.
Как быть? Было найдено самое простое решение: надо ограничить число предметов, которые можно перемещать в Субботу, разрешив только те, что готовы для использования именно в этот день. Предметы, запрещенные для перемещения, получили название мукце, что означает на иврите — вещи, в Субботу отдаленные. В их список вошли камни, строительные материалы, деньги, обломки предметов, не годные для пользования, и многое другое.
Отдельный статус приобрели инструменты, специально предназначенные для действий, запрещенных в Субботу; ими разрешили пользоваться, но только в рамках разрешенных действий, например: если возникла нужда, можно колоть орехи молотком. Важно знать, что вещи, предназначенные для действий, запрещенных в Субботу, — строго говоря, не мукце (несмотря на то что во многих книгах их так называют для простоты изложения). Просто их использование в Субботу сильно ограничено.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.