На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ЦАВ


Глава называется по первой фразе: "Прикажи Аарону — цав эт Аарон…" (Ваикра, 6). Цав на иврите — прикажи, вели, заповедуй (тот же корень, что и в слове мицва, заповедь). Нередко слова "прикажи", "вели" вызывают у нас внутренний протест, что совершенно естественно. Такими нас создал Творец. Как учит еврейская традиция, свобода выбора была Его высшим даром человеку. Возникает вопрос: почему, даровав свободу, Всевышний так часто повелевает, почему, избрав народ
и даруя ему Свою Любовь, предъявляет к нему повышенные по сравнению с другими требования и спрашивает строже, чем с других? Очевидно, тут мы сталкиваемся с различным пониманием слова "свобода". Можно ли серьезно относиться к высказыванию, определяющему свободу как возможность делать то, что хочется? Человек, который стремится удовлетворить любые свои желания, — не свободен, разумеется. Потому что в любом обществе есть законы, которые оно принуждает уважать, ограничивая свободу "вольнолюбивых" личностей. Но главное, человек, ориентированный на исполнение собственных желаний, — не свободен, потому что он раб своих страстей.
Тора, прежде всего, — книга Закона. И традиция, таким образом, говорит нам: нет свободы без изучения Закона. Разумеется, еврейская традиция говорит о Законе Творца мира. Знание этого Закона позволяет управлять собой и обществом адекватно истинному устройству мира, а значит, — эффективно. А иного способа узнать этот Закон, кроме изучения Торы — единственного случая откровения Творца миру, — нет. Кроме того, Тора — это уникальный путь к Творцу, который Он указал, повелев изучать ее и соблюдать записанные в ней законы.
У человека есть реальная свобода выбора. Он может не выполнять повелений Творца. Тем более что многие из них с точки зрения светского общества — не наказуемы. Но возможность выбора не делает человека свободным в высшем смысле этого слова, о котором говорит традиция. Неверный выбор реально ограничивает свободу, по крайней мере, в духовном измерении, как мы видели на примере Адама. Возможность выбора дана человеку, чтобы он преодолел свое естество и поступил правильно. И тогда он получит заслуженную награду, сможет приблизиться к Источнику Жизни — Творцу мира. Даже если не заглядывать в отдаленное будущее, не задумываться о награде в Будущем мире, в исполнении велений Творца есть высшая награда, которую мы получаем тотчас же. Это — возможность, сделав доброе дело, удостоиться новой возможности совершить хороший поступок. Осознание этого побуждало человека выполнять заповеди, желание Творца и, упустив шанс, приносить корбан (приношение) ола — высшую из жертв.
Главная и основная тема недельного раздела — разные виды жертвоприношений. Жертвы в Храме — путь исправления, средство искупления. Признав вину, раскаявшись в содеянном, прося прощения и объявляя, что это больше не повторится, человек искупает свой грех. До полного прощения ему остается заплатить, выделив часть своего имущества на "погашение долга". Нарушил — рассчитайся частью себя, частью своей жизни. Ведь твое имущество, твои деньги и все, чем ты владеешь, — часть тебя, твой труд, твое время. Расплачиваясь собой, человек как бы соглашается с тем, что вместо жертвенного животного на заклание должен пойти он сам. Творец наделил его особой ролью в этом, созданном Им мире, дал задание, а человек его не выполнил, поступил против воли Творца. Понятно, что раз он не делает то, для чего создан, его надо либо "починить", либо вовсе — устранить. Но Всевышний настолько любит свои творения, что не устраняет их, а дает возможность исправиться. Исправляясь, человек возвращается к своему первоначальному, "догреховному" состоянию. На уничтожение он отправляет часть себя — свою жертву, которая, будучи купленной на его деньги, является частью его самого…
Начиная свою работу по очищению жертвенника и вынося золу в чистое место, коэн должен надеть льняные одежды. Лен — символ духовной чистоты. Поэтому изо льна делают китель — длинную рубаху. Многие надевают такие рубахи в Йом Кипур (День Искупления). Принято также в кителе вести Седер в Песах. Своей белизной эта одежда напоминает о духовной чистоте и о скоротечности жизни в этом мире. Ведь льняными делают и тахрихим — одежды, в которые обряжают для похорон умерших.
Шерсть, в отличие от льна, — символ животного начала. И Творец запретил нам смешивать в тканях и одеждах шерсть и лен. Запрещенная смесь называется шаатнез. Единственный случай, когда шерсть и лен могут и должны быть вместе, специально оговорен для изготовления определенных тканей, использующихся в Храме. Храм — место Присутствия Творца — существовал по особым законам, установленным Всевышним, веление которого — единственный критерий, определяющий сущность и место всего в мире.
Отметим еще один интересный момент в нашей недельной главе. Тем, кто отличается раздражительностью, наши книги советуют ежедневно повторять ее шестую фразу: "Эш тамид тукад аль а-мизбеах ло тихбэ", что означает: "Вечный огонь горит на мизбеахе (в приблизительном переводе на русский — жертвенник), не гаси" (Ваикра, 6:6). Суть приношений, как мы уже говорили, заключается в том, чтобы помочь человеку сломить стереотипы неправильного мышления, ведущие к нарушению воли Творца и, соответственно, разрушению человека и всего Творения. Огонь приношений, которые человек отрывает от себя, чтобы принести Творцу, горит постоянно, поднимаясь в Небо и раскрывая истинную цель существования всего земного.
Мудрецы говорят, что гневливый подобен идолопоклоннику. В гневе человек стремится к разрушению всего, что ему противостоит, забывает о принципах межчеловеческих отношений, которым учит людей Творец мира. В гневе человек как бы ставит себя на место Творца, взяв на себя функцию определения высших критериев истинности и справедливости. И в жертву себе он готов принести все, что ему позволят. Это и есть идолопоклонство — главное идолопоклонство нашего времени, когда человек творит кумира из самого себя, потакает своим желаниям и предается страстям. В гневе человек ставит свое "справедливое" возмущение выше воли Творца и гасит вечный огонь, горящий на мизбеахе его души…
Для осознания сути приношений важно осмыслить значение часто повторяющегося после описания всего ритуала словосочетания реах нихоах, которое иногда переводят близко к тексту как "приятное благоухание" для Творца, и, соответственно, понимают неправильно. Читая о приношениях, особенно — приношениях ола (всесожжения), когда животное сжигают целиком, вместе со шкурой, человек удивляется: как такой жуткий запах может быть для Творца "приятным благоуханием"? Почему вообще здесь говорится о реах (запахе)? Какое он имеет значение? Ведь Тора обычно говорит о сути, поэтому редко пользуется "осязательными" определениями (запах, цвет, вкус, красота). Почему же "запах" (да еще сказано, какой) используется как характеристика в контексте приношений?
Традиция учит, что обоняние — наиболее духовное из пяти чувств осязания, на что указывает само слово реах, близкое к руах — дух. Поэтому животных и минху (мучное приношение) сжигали на земляном мизбеахе, покрытом медью, который находился во дворе Храма. А благовония воскуряли на золотом мизбеахе, установленном внутри Храма, в той части, которая называлась кодеш (святой, посвященной). И самым возвышенным приношением было воскурение благовоний, которое первосвященник совершал только раз в году, в Йом Кипур, в Кодеш Кодашим (Святая Святых), где хранились Скрижали Завета и Тора. Реах (запах) раскрывает суть явления и вызывает руах (дух).
Далее обратимся к слову нихоах. В его корне легко просматривается слово ноах, что означает "покоящийся". Известно нам и имя Ноах. Это — праведник, именем которого называется вторая недельная глава Торы (книга Берешит). Там рассказывается, что он сделал, выйдя из ковчега, когда кончился потоп. И в этом тексте мы найдем словосочетание реах нихоах. Процитируем фрагмент: "И построил Ноах мизбеах Всевышнему, и взял из всякого скота чистого, и из всякой птицы чистой, и принес корбанот (приношения) всесожжения на мизбеах. И обонял Творец реах нихоах, и сказал Он себе: больше не буду проклинать землю за (поведение) человека, ибо зол помысел его от молодости его, и не буду больше поражать все живое... И благословил Всевышний Ноаха и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Берешит, 8:20,21; 9:1). Искреннее, от всего сердца, приношение человека Творцу — от самого лучшего, что у него есть, дает Творцу, а значит, и всему Творению умиротворенность. В этом и заключается смысл этих слов — реах нихоах.
В Торе также читаем: "И Творец говорил Моше, и сказал, обратись к Аарону и его сыновьям и скажи им: Вот учение о хатате (приношении за грех). В том месте, где будешь резать ола, режь и хатат, пред Творцом оно (приношение хатат) — святая святых" (6:17-18). Казалось бы, далекая от нас и непонятная деталь ритуала. Но обратимся к Иерусалимскому Талмуду, где трактат Йевамот раскрывает суть этого повеления, которое, оказывается, имеет к нам самое непосредственное отношение.
В Талмуде объясняется, что обе жертвы резали в одном месте Святилища, чтобы спасти грешников от стыда: люди, которые увидят приносящего хатат, могут подумать, что это его добровольный дар. Опираясь на это рассуждение, мудрецы постановили, что основную еврейскую молитву Шмоне эсре (ее читают три раза в день) следует произносить тихо, чтобы не смущать людей, которые во время молитвы исповедуются в своих проступках.
Вообще, стыд (на иврите — буша) в еврейской традиции считается самым страшным наказанием. Стыд за совершенные при жизни преступления и проступки — это и есть, по еврейским понятиям, те языки пламени, которые сжигают грешников в геиноме (аду). А проступок того, кто публично опозорил человека, приравнивается к убийству. Если человек бледнеет от стыда, кровь отливает от его лица, он как бы теряет жизнь. Поэтому тот, кто публично позорит других, считается грешником, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.