На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ПРИРОДА ЧУДЕС, СКРЫТАЯ В ПРИРОДЕ


Раввин Рувен ПЯТИГОРСКИЙ "Тиква"

Поговорим об очень важной теме. Это - чудеса. Вернее, о том, как Тора относится к такому явлению, как чудо, и как мы сами к нему относимся. Тора - это для многих из нас вера во Всевышнего. А веры без чудес не бывает - к этому мы привыкли с детства. Да и чтение текста Торы приводит нам множество примеров на эту тему. Чудесно Создание мира, чудеса сопровождали первые поколения людей. А евреи - так вообще вышли из чуда: египетские казни, море расступилось перед беглыми рабами, манна небесная и многое-многое другое. И как нам ко всему этому относиться? Вот на эту тему и поговорим.

Кому из нас не доводилось слышать такое заявление: "Показал бы Всевышний Свои чудеса, как делал это в древности,
и я бы стал верующим"? Нет ничего ошибочнее подобных слов. Не стал бы! В книге "Даркей мусар" рава Яакова Наймана читаем: "Несмотря на то, что каждый день перед глазами человека проходят чудеса Всевышнего, его глаза не хотят их видеть".
Отвлечемся на минуту. Что такое чудеса? Не вдаваясь в исчерпывающие дефиниции, отметим самое поверхностное. Чудо - это то, что, во-первых, наблюдается ушами и глазами, а во-вторых, наблюдаясь, противоречит законам естества (природы, людского опыта). Чудо нельзя скопировать, воспроизвести в лаборатории. Чудо - всегда обращение к людям (чего не бывает в природных явлениях). Оно как письмо, его надо прочесть. И если люди не умеют читать такие письма, никто ничего им посылать не будет...
И еще одно свойство: в чуде должен быть смысл. Когда лет десять назад в одной бруклинской газете написали (или написали в израильской, а про бруклинскую сочинили), что некий еврей купил в магазине живую рыбу, собрался ее резать, а она вдруг возьми да заговори человеческим языком (надо понимать, на идиш), то это, извините, бред, а не чудо. Потому что сказала она сущие пустяки - про то, что скоро Машиах придет, что надо молиться и т. д., ради чего и рот-то открывать стыдно, ибо кто же с этим не согласен? Если тот еврей был соблюдающим заповеди человеком, то зачем его агитировать? А если не соблюдающим, то какая рыба подтолкнет его к соблюдению? Поджарит он ее - и вся недолга.
Но возвращаемся к нашей теме: в книге рава Яакова Наймана написано, что, если человек привыкает к чуду, оно становится для него рутинной обыденностью. Именно поэтому чудес, которые происходили перед нашими предками, нам не увидеть! Где доказательства? А вот где. Открываем Тору (книга Ваикра, недельный раздел Цав), читаем: "Постоянный огонь да будет гореть на жертвеннике (Храма), не угасая". Кто будет зажигать огонь на жертвеннике? Священники Храма. Но почему не Сам Всевышний? Ведь чуть ниже сказано, что когда священники приступили к освящению готового Храма, "вышел огонь от Всевышнего и сжег на жертвеннике" заранее приготовленные жертвы.
Однажды огонь "вышел". Почему бы ему не "выходить от Всевышнего" каждое утро? Нет, приказано Аарону и его сыновьям, чтобы убирали пепел, готовили дрова, зажигали. Зачем? Если б огонь сходил с неба, то очень скоро к нему привыкли бы как к естественному явлению. И чудо потеряло бы свое главное свойство - невероятность, невозможность, - из-за которых человек обращается к Тому, Кто за чудом стоит.
Написано в книге "Хинух" (13 век, аноним, Барселона, один из центральных трудов еврейской библиотеки): "Наши мудрецы учат, что чудеса, которые происходят с людьми по воле Всевышнего, как правило - чудеса скрытые. Они принимают вид природных явлений. Ибо даже о чуде на расступившемся море Суф (Красном море) говорит Тора (в книге Шмот): "Всю ночь отводил Всевышний море сильным восточным ветром, сделав море сушей; и разошлись воды". Мудрые видят здесь неявное проявление Всевышнего; наивные не видят ничего, кроме неожиданного обмеления моря. По этой причине приказано нам самим зажигать огонь на жертвеннике, выполняя работу в Храме своими руками, хотя огонь может сойти и с Неба. Если бы сходил с Неба, то к нему бы все привыкли. А чудо, к которому привыкли, - не чудо".
В молитве "Амида" мы, обращаясь к Творцу, благодарим Его (благословение "Модим"): "За Твои чудеса, которые (совершаешь) каждый день с нами, за знамения и благодеяния (происходящие) постоянно". Мы знаем, что эти чудеса происходят, но не видим их. Ибо между чудом и глазами смертного человека стоит плотная стена природы. Роль затмевающего экрана играет естественный мир, который вполне "объясним" в рамках законов природы. В результате, какое бы чудо с нами ни произошло - в наших глазах оно всегда несет на себе отпечаток естественности. Короче говоря, во всем, на что смотрит человек, он видит не чудо, а еще одно природное явление.
Кстати, так было и в древние времена. Поколение вышедших из Египта, на чьих глазах расступилось море, ничего необычного в этом явлении не нашло. Мидраш рассказывает, что когда фараон издал свой свирепый приказ топить новорожденных мальчиков в водах Нила, еврейские матери тайком относили своих детей в поля, где за ними присматривали и ухаживали небесные ангелы. Скажите, если человек с младенчества видит вокруг себя ангелов, удивится ли он, повзрослев, когда вдруг расколется перед ним, как лед, огромное море живой воды?
Природа нашей реакции на чудо зыбка и относительна. Маленький, никогда не воевавший народ побеждает огромные армии бойцов-профессионалов (Ханука) - это чудо? Согласитесь, что, если Творец мира хотел устроить чудо, Он мог бы "одним пальцем" раздавить всех греков и сирийцев. С неба падает ман ("манна небесная") - это чудо? Если бы Всевышний захотел, евреи жили бы вовсе без еды. Ведь Он может все!
В расступившемся море еще надо было разглядеть чудо. Написано в Торе: "И увидели евреи (в этом) сильную руку, совершившую (чудеса) в Египте, разглядели мощь Всевышнего, поверили в Него и Его раба, Моше". То есть только теперь поняли, задним числом, что все, что произошло в Египте ("казни египетские"), тоже было чудом. Там, в Египте, не видели, не знали. Теперь узнали. Кстати, сами египтяне завопили за час до смерти, находясь в самой сердцевине моря, куда вошли, азартно погнавшись за евреями (Шмот, 14 глава): "Всевышний воюет за них в Египте!" Надо бы кричать - воюет здесь, на море. А они вдруг вспомнили вчерашний день. Получается, что и они только сейчас поняли, что против них выступает не природа, а Сам Творец. И все, что произошло с Египтом, раздавленным десятью ударами, - это тоже Он!
Они увидели, а мы? С расстояния в три тысячелетия мы в этом рассказе о море Суф обнаруживаем в лучшем случае глухой намек на древнюю локальную катастрофу. Что-то вроде Тунгусского метеорита времен Атлантиды. Обычная природа, но в аномалиях.
Чтобы разглядеть чудо, скрытое за покровами природы, и понять его, надо иметь особую мудрость. Надо подняться на высокий уровень. Надо верить во Всевышнего, в Его чудесную способность спасать наш народ даже без явных, видимых чудес. Подобно тому, что произошло с нами в Пурим (который мы весело справим уже совсем скоро). Поэтому тот, кто заявляет: "Если бы я видел чудо, я бы поверил во Всевышнего", - ни к какому чуду, скорее всего, не готов. Чудо надо уметь увидеть!

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.