На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ В СУББОТУ

ШАОН-ШАБАТ

Шаон-шабат ("субботние часы") - так называется реле времени, автоматически замыкающее или размыкающее электрическую цепь в установленный час. Использование его в Субботу вызвало в свое время много вопросов. Прежде всего, можно ли настроить шаон-шабат в Субботу, с тем чтобы он погасил свет или включил его? По мнению большинства авторитетов, операция, произведенная реле времени, настроенным в Субботу, входит в категорию грома. То есть действия человека, установившего желаемый ему час, являются только косвенной причиной гашения или зажигания, что разрешено Торой, но запрещено мидерабанан.
Следующий вопрос: можно ли настроить шаон-шабат в пятницу, с тем чтобы он погасил свет в Субботу? На этот вопрос подавляющее большинство авторитетов ответило утвердительно, что и стало руководством к действию в большинстве еврейских домов. Зададим более сложный вопрос: можно ли в пятницу подсоединить реле времени к электроплитке так, чтобы она включилась часа за два до начала субботней трапезы? В главе, посвященной законам варки, мы упоминали, что делать так, в принципе, можно, но с ограничением, не связанным со спецификой работы шаон-шабата. Дело в том, что электроплитка считается открытым огнем, поэтому запрещено оставлять на ней с пятницы не сваренную пищу, чтобы она доварилась в Субботу. Но если покрыть плитку, например, листом жести, то можно. И уж тем более, пищу, полностью сваренную в пятницу, можно смело оставлять на непокрытой плате, подсоединенной к реле, которое включит ее в Субботу.
Новая, более сложная ситуация. Допустим, в силу каких-то причин нас не устраивает установленное на "субботних часах" с пятницы время гашения или зажигания света, и мы хотим изменить его уже в Субботу. Не столкнемся ли мы тут с серьезной проблемой? Столкнемся, и вот почему. Если для изменения необходимо сначала аннулировать прежнюю настройку, то поступить так нельзя, потому что, по сути дела, мы заново устанавливаем время выключения, что запрещено.
Теперь рассмотрим виды реле, которые можно настроить поворотом циферблата без отмены предыдущей настройки. Когда свет не горит, отдаление времени включения или полная его отмена сами по себе, на первый взгляд, не должны вызвать трудностей. Но вот уже приближение времени включения или выключения света расценивается как косвенная причина (грома) зажигания или гашения, разрешенная мудрецами только в экстренных случаях, например, для спасения имущества или помощи больным. Если же свет горит, а мы хотим, чтобы он выключился позже момента, установленного на реле времени, мы сталкиваемся с вопросом, который вызвал серьезные споры между авторитетами последнего поколения. Вопрос формулируется так: можно ли уподобить отдаление времени гашения света запрещенному Талмудом подливанию масла в светильник? Или аналогией является разрешение закрыть окно, чтобы сквозняк не погасил свечу? Иными словами, можно ли действие по предотвращению тушения огня уподобить поддерживанию огня или это принципиально разные действия?
Некоторые раввины не видят никакого различия между двумя рассмотренными видами реле и запрещают изменение настроек даже в том случае, когда можно это сделать поворотом циферблата, не отменяя предыдущие настройки. Согласно их мнению, изменить настройки любым способом - все равно что заново настроить шаон-шабат в Субботу. Ведь в результате устанавливается новый час тушения или включения света.
Дополнительный вопрос: не входит ли сам шаон-шабат в класс предметов, называемых мукце, то есть тех вещей, которые мудрецы запретили перемещать в Субботу? Если входит, то о любом физическом воздействии на реле придется забыть, - нельзя ни повернуть циферблат, ни нажать или переместить штырек. Этот вопрос сложен и достаточно тонок, не следует пытаться решить его самостоятельно, так что в случае необходимости надо проконсультироваться у компетентного раввина, способного дать точные указания. И еще: если в пятницу мы забыли оставить свет в какой-то важной для нас комнате, ошибка неисправима. Даже если у нас установлен шаон-шабат, отключивший свет на ночь, мы не можем нажать на выключатель - ибо это грома зажигания в чистом виде.

ЛИФТ

Использование лифта в Субботу ограничено сразу несколькими запретами. Когда мы входим, в кабине зажигается освещение, а когда нажимаем на кнопку нужного нам этажа, замыкается электрическая цепь, и в ней появляется ток, что связано с запретами боне и молид; ко всему прочему, зажигается сигнальная лампочка, а на контактах выключателя образуется искра.
Попытаемся обойти трудности. Первая попытка: пусть кнопку нажмет сосед-нееврей (если он есть). Талмудическое правило гласит, что нельзя пользоваться услугами нееврея, совершающего в Субботу ради еврея операции, запрещенные самому еврею. И только если он делает что-то для себя или других неевреев, можно воспользоваться плодами его труда. Решение найдено: ждем, когда нееврей нажмет на кнопку, вызовет лифт для себя, и входим вместе с ним в кабину. Некоторые авторитеты разрешают так поступать, но только в случае острой необходимости. И - при условии, что нееврей не сделает ничего специально для еврея, и оба выйдут на одном и том этаже. При этом надо быть предельно осторожным, чтобы, входя и выходя, не вызвать автоматического открытия и закрытия дверей.
Автоматический лифт работает без вмешательства человека. Он останавливается на каждом этаже, открывает дверь и какое-то время ждет. Затем дверь закрывается, и лифт продолжает движение. Можно ли пользоваться в Субботу таким лифтом? Во-первых, запрещено пользоваться автоматическим лифтом, в котором работают электронные весы, определяющие вес кабины вместе с пассажирами для выбора оптимального режима работы двигателя. Входя в кабину такого лифта, человек собственным весом способствует замыканию электроцепи в весах и появлению в ней тока. Поэтому весь дальнейший разговор будет нами вестись только по поводу тех лифтов, в которых переход на автоматический режим в первую очередь отключает работу весов. Во-вторых, очевидно, что нельзя входить или выходить из кабины в тот момент, когда двери уже начали закрываться. В этом случае включается фотоэлемент, пересекая луч которого, человек приводит в действие устройство, останавливающее закрытие дверей; причем такое устройство заранее нельзя отключить.
Споры, возникшие вокруг использования автоматического лифта, идут в трех направлениях. Первое связано с запретом молид. В некоторых публикациях высказывается такое возражение: хотя пассажир не вмешивается прямым образом в работу лифта, его вес оказывает некоторое влияние на его работу. Ведь чем тяжелее кабина, тем больше требуется мощности мотора для ее поднятия и торможения. А это приводит к увеличению силы тока в цепи, что может быть расценено как молид.
Вторая область споров: некоторые авторитеты, позволяя подниматься в Субботу на автоматическом лифте, запрещают на нем же спускаться. Движение кабины само по себе сопровождается рядом мелахот: мигают сигнальные лампочки направления движения и проезжаемых этажей, а также включается тормозная система путем соединения контактов, что расценивается как боне или молид. Правда, все это происходит автоматически и при подъеме, и на спуске. Но с того момента, когда пассажир, желая спуститься, вошел в лифт, двигатель переходит на экономный режим работы, использующий вес пассажира для спуска, и расходует меньше энергии. Отныне помощь пассажира настолько существенна, что все, что происходит во время движения кабины, можно "списать на его счет". Но вот что на это возражает рав Ойербах - среди прочих аргументов он приводит такой: поскольку вес пассажира никак не влияет на скорость спуска, "вкладом" пассажира в движение кабины можно пренебречь.
Картина напоминает двух людей, несущих тяжелое бревно в Субботу. Закон гласит, что если один из них может справиться с работой один, а второй не может, то этот второй не считается соучастником работы. Фактически он вносит свою лепту: благодаря его скромной помощи силач экономит силы; но Галаха его вкладом пренебрегает, потому что, если он выпустит бревно, силач сумеет, напрягши силы, унести его сам. Так и здесь: если человек выйдет из лифта, движение вниз продолжится, разве что с большей затратой электроэнергии; поэтому неправильно было бы считать человека ответственным за все, что происходит в кабине при спуске.
Третья область споров: по мнению ряда авторитетов, использование автоматического лифта входит в группу действий, которая запрещена мудрецами, так как они, эти действия, создают будничную обстановку и тем самым вызывают пренебрежение святостью Субботы. Их оппоненты возражают: сам автоматический режим работы лифта показывает, что перед нами прибор, специально приспособленный для Субботы. Да и нельзя сказать, что нарушена атмосфера субботнего покоя, поскольку все происходит в пределах частного владения, тихо и без огласки.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.