На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЕВРЕИ В МИРЕ

Тени незабытых соседей


Ларри ЛУКСНЕР JTA

Полуденный зной. Торговцы на французском и арабском зазывают покупателей, стоя за прилавками, вытянувшимися вдоль мощеных улиц Ле-Кефа. В этом выжженном солнцем городе с населением 120 тысяч человек, где евреи такая же редкость, как снегопад, местная синагога стала туристической достопримечательностью. Синагога Ле-Кефа — одна из синагог Туниса, которую наряду с несколькими другими начали восстанавливать при поддержке президента Зин аль-Абидин Бен Али.

"Последний еврей уехал отсюда в 1984 году, — говорит 54-летний Салем Зенан, смотритель синагоги, известной под названием Грибет-эль-Яхуд (святыня евреев). — Но когда я был маленьким, мы жили с евреями. Я рад, что туристы до сих пор сюда приезжают". По словам Зенана, каждый день у синагоги останавливаются десяток туристов. По гостевой книге видно, что здесь бывают гости из США, стран Европы, из Ливана, Ливии…
Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Тунисом и Израилем, полторы тысячи тунисских евреев живут относительно спокойно и благополучно. А их молельные дома — от Ле-Кефа на северо-западе, вблизи алжирской границы, до средиземноморского острова Джерба — постепенно восстанавливаются. Правительство явно пытается привлечь в страну еврейских туристов из Европы, Израиля и Соединенных Штатов. Причем тунисцы говорят, что дело отнюдь не только в долларах и евро. "Президент Туниса хочет, чтобы сюда приезжали люди, которые родились и выросли в Тунисе, — говорит программистка из Парижа Моник Хайун. — Израильтяне страдают ностальгией. Долгое время они хотели приезжать сюда, но в 1960-е и 1970-е это было непросто. При президенте Бен Али страна стала значительно более открытой".
Хайун покинула родной Набеуль в 1976 году, и время от времени навещает в Тунисе родных и друзей. Набеуль находится в пяти минутах езды от популярного средиземноморского курорта Хаммамет. В 1956-м, накануне обретения Тунисом независимости, в городе жили 1200 евреев — четвертая часть всего населения. До 400 человек собирались в Большой синагоге, еще шесть синагог поменьше служили остальным членам общины. Но к 1976 году еврейское население Набеуля сократилось до 115 человек. Сейчас в городе остались всего четыре еврейские семьи и, как утверждает гид Бен Мансур Сейфеддин, Большая синагога представляет интерес только для туристов. "Я чувствую тесную связь с евреями", — говорит 38-летний Сейфеддин, показывая туристам пустую Большую синагогу, и поясняет, что в городе никогда не было отдельного еврейского квартала, мусульманские и еврейские семьи часто жили бок о бок — иногда в одном и том же доме.
В Ле-Кефе было иначе. Там евреи селились в районе, примыкающем к синагоге, расположенной в нескольких шагах от византийской базилики, которая позже была превращена в главную городскую мечеть. "В начале 1930-х годов в городе жили 900 евреев, — рассказывает бывший директор Исторического общества Ле-Кефа Мохаммед Тлили. — Однако в 1967 году большинство тунисских евреев эмигрировали в Израиль, а к концу 1980-х в Ле-Кефе их осталось всего несколько человек… Еще недавно в синагоге царил настоящий хаос — было грязно и очень запущено". Вмешалась канцелярия президента — выделила 50 тысяч тунисских динаров (около 40 тысяч долларов США) на трехмесячный проект по восстановлению синагоги.
Синагога представляет собой небольшое аккуратное здание. Она открыта круглый год, без выходных. Внутри стены украшены мемориальными досками в честь семей, давно покинувших город, — Саббах, Леви и Сассун. Среди самых дорогих предметов — 600-летний свиток Торы, написанный на пергаменте. "Староста синагоги хотел перевезти свитки Торы в столицу или на Джербу, но местные власти сказали "нет" и хранили их в местном музее на протяжении десяти лет, пока шло восстановление синагоги, — рассказывает Тлили. — Наш президент сам следил за финансированием этого проекта. Он настаивал на том, что это должно быть сделано, поскольку синагога — часть нашего наследия".
На острове Джерба, где сейчас живет две трети всей еврейской общины Туниса, еврейская жизнь куда заметнее — особенно в Хара-Сгира, небольшой деревушке, где находится старейшая синагога Северной Африки Гриба. Сегодня здесь есть школа, где 15 маленьких мальчиков учат ивритский алфавит под наблюдением 23-летнего учителя по имени Юсеф. Еще 90 детей проводят каждое утро в еврейском детском саду. Каждый год на Лаг ба-Омер на Джербу приезжают евреи из Франции, Израиля и Соединенных Штатов.
А прямо за углом знаменитой синагоги Гриба 30-летний торговец ювелирными изделиями Шимон Хаддук восстанавливает свою собственную синагогу — Бейт-Кнессет Элиэзер Коэн. Хаддук выучил иврит на Джербе, а впервые побывал в Израиле четыре года назад. Синагога принадлежала его семье более 500 лет. Но сейчас здание разрушается. "Мы должны его отремонтировать", — говорит Хаддук. По его прикидкам, ремонт обойдется в 25-30 тысяч долларов, но он считает, что инвестиции в еврейский Тунис стоят того. "Работа по восстановлению синагоги будет для меня большой честью", — уверен Шимон Хаддук.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.