На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

О ТОМ, КАК ТИТО ПОМОГ ИЗРАИЛЮ


Роберт БЕРГ Jevish.Ru

Окруженный заснеженными вершинами и осаждаемый стадами пасущихся коз и овец, удаленный от центра страны аэродром в Черногории сыграл важную роль…
в становлении Государства Израиль, говорится в недавно рассекреченных документах из израильских и сербских архивов. Благодаря этому аэродрому Израиль во время Войны за независимость смог получить боевые самолеты, сыгравшие не последнюю роль в военных действиях, отмечает Меир Пэйл, известный израильский военный историк.

Аэродром "Никсик" был построен в 1930-х годах для отражения ожидавшейся атаки Италии. В истории он фигурирует как место, откуда последний король Югославии, его жена и правительство бежали за границу, — в апреле 1941 года, перед вторжением нацистов. По странному стечению обстоятельств, судьба правительства, оказавшегося в изгнании, завершилась в Иерусалиме, который в то время был столицей находившейся под британским мандатом Палестины.
В 1948-м еврейские агенты обратились к представителям нового коммунистического лидера Югославии Иосифа Броз Тито с просьбой использовать аэродром "Никсик" как промежуточную станцию для переправки 60 истребителей "Спитфайр", приобретенных у Чехословакии. Тито дал согласие на операцию, получившую кодовое название "Вельветта". Представители еврейской общины Югославии убедили его оказать помощь молодому государству, и кроме разрешения воспользоваться аэродромом он выделил нескольких высших чиновников из правительства и армии для поддержки Израиля.
"Это было хорошим продолжением нашего сотрудничества, начавшегося еще во время второй мировой войны: тогда Югославия оказывала поддержку евреям; группа палестинских евреев была на самолете перевезена в Югославию для работы радистами, обеспечивавшими связь партизанских отрядов", — рассказывает Алон Кадиш, историк из Еврейского университета в Иерусалиме.
"В 1940-е годы Югославия уже производила подобную операцию с собственной эскадрильей "Спитфайров", так что это не вызвало подозрений, — говорит Цедомир Яниц, сотрудник Музея югославской авиации в Белграде. — Учитывая, что Советский Союз и Англия были против операции, она проводилась в строжайшей секретности. Израильским военным позволили использовать базу столько времени, сколько понадобится, и даже провести на ней покраску истребителей в цвета югославской армии для безопасного перегона самолетов в Израиль".
В тот момент югославы опасались, что СССР или Великобритания могут вмешаться в ход операции, так как Тито конфликтовал с обоими государствами: Лондон обвинял Белград в намеренном потоплении двух эсминцев британских военно-морских сил, нарвавшихся на югославские мины в Адриатическом море, а Иосиф Сталин назвал Тито предателем, после того как тот отказался подчиняться СССР…
Все происходило в обстановке строжайшей секретности, местное население не должно было знать о готовящейся операции. Всем израильским военным было запрещено общаться с местным населением и охраной. "Мы понимали, что происходит что-то странное, поскольку нам не разрешали приближаться к аэродрому, — рассказывает Раде Бановиц, который в детстве пас коз и коров на холмах неподалеку от места событий. — Позже до нас дошли слухи, что недалеко от нас находится база с израильскими военными. Однако кто они и зачем здесь, не знал никто".
Израильские "Спитфайры" вылетели из Югославии с двумя дополнительными цистернами топлива. Чтобы высвободить для них место, пришлось снять пулеметы и отправить их отдельно с тем же сопровождением, что и при переправке истребителей через Средиземное море. К концу 1948 года все самолеты были переправлены в Израиль, и материалы операции "Вельветта" осели в архивах спецслужб.
Сегодня аэродромом "Никсик" заведует Министерство обороны Югославии и по большей части он используется для гражданских нужд.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.