На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ В СУББОТУ

ХОЛОДИЛЬНИК

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при использовании холодильника в Субботу, связана с лампочкой, включающейся в момент открытия дверцы и выключающейся с ее закрытием. Во избежание этой проблемы, готовясь к Субботе, надо не забыть вынуть лампочку из патрона. Теперь при открывании дверцы цепь не замкнется, и электричество в ней не появится. По мнению большинства авторитетов, таково полное решение проблемы.
Но что делать, если мы забыли вывинтить лампочку в пятницу и вспомнили об этом только в Субботу? Делать нечего — открыть холодильник нельзя, потому что, хотя мы и не намереваемся зажигать лампочку, это произойдет неизбежно (псик-рейша). И все же, почему не поступить самым простым образом: воспользовавшись перерывом в работе мотора, извлечь шнур из розетки, а потом открыть дверцу? Понятно, что цепь при этом не замкнется. В книге "Шмират Шабат Кеилхата" сказано, что в случаях экстренной необходимости можно поступить предложенным образом, но при соблюдении двух условий: а) шнур время от времени вынимают и в будни, б) следует вынуть шнур измененным образом (бешинуй), например, изловчившись локтем.
Все опирается на утверждение, что когда мотор не работает, отключение холодильника от электрической сети, принятое и в будни, считается не порчей предмета (сотер), а его использованием. Однако многие авторы это утверждение оспаривают, полагая, что любое отключение холодильника от сети, делающее невозможным его использование по назначению, расценивается как своего рода разрушение прибора. Добавим, что для некоторых моделей холодильников этот спор неактуален: встроенный в них вентилятор работает и тогда, когда основной мотор "отдыхает", так что отключение от сети будет расцениваться как сотер.
Существует еще один вопрос, вызвавший острую полемику: можно ли открыть холодильник, если мы не помним, вывернута лампочка или нет? Поскольку этот вопрос не имеет однозначного ответа, в случае необходимости надо спросить раввина. Иногда случается, что, забыв вынуть лампочку, люди вспоминают об этом уже в Субботу, когда, открыв холодильник, видят предательский свет. Теперь поздно что-нибудь исправить: нельзя ни закрыть дверцу, ни вынуть штепсель из розетки, ибо свет неизбежно погаснет. Увы, придется оставить холодильник с открытой дверцей до конца Субботы. Впредь будем внимательнее.
Однажды мой знакомый пригласил на Субботу своего старого приятеля, у которого пробудился интерес к иудаизму. Семья уселась за стол, завязалась беседа между хозяином и гостем. Но вскоре она прервалась отчаянным криком жены из кухни: "Лампочка! Забыли ее выкрутить.
Я открыла холодильник, а она зажглась. Что делать?". Муж ответил: "Ничего. Только не закрывай холодильник". Жену это не успокоило: "Может, попросим ребенка? Он еще маленький". — "Нет, — сказал муж. — Даже малолетнему нельзя позволить нарушить Субботу, если он понимает, что его родители в этом заинтересованы. Нечего делать, будем есть суп, пока не остыл".
Все принялись за еду, и в наступившей тишине было отчетливо слышно возмущенное гудение компрессора, который напрягал силы в безнадежной попытке охладить кухню. Гостю кусок не лез в горло, он отложил ложку: "Но ведь холодильник может испортиться, жалко, он у вас совсем новый. Может, я его закрою, я не религиозный, мне можно"... Хозяин спокойно возразил: "Спасибо, друг, за участие, но еврею не позволено нарушать Субботу, независимо от того, считает он себя, как ты говоришь, "религиозным" или нет. Хочешь еще супа?". Гость недоумевал: "Не понимаю, откуда у тебя такое спокойствие? Дорогостоящая вещь вот-вот испортится, вы люди не состоятельные. При чем тут суп?". Что на это мог сказать хозяин? То, что сказали бы и мы с вами:
"В этом, наверное, одна из главных целей соблюдения Субботы: освободиться от порабощения материальными ценностями, отвести им второстепенное место в жизни.
А проявить заботу о холодильнике — значит снова опуститься до быта, оставить Субботу, презреть духовное"...
Впрочем, проблемы, возникающие при использовании холодильника, не кончаются на одной лампочке. В нем, как и в ряде других агрегатов, работает термостат. Когда температура в холодильной камере поднимается выше установленного уровня, термостат включает мотор, температура падает, достигает приемлемой величины, после чего снова выключается мотор, и цикл повторяется. При этом открытие дверцы холодильника, в то время когда мотор не работает, способствует проникновению теплого воздуха внутрь. Иными словами, открывая дверцу, человек косвенно участвует во включении мотора, потому что термостат, среагировав на повышение температуры в холодильной камере, обязательно сработает. А это ставит перед нами целый ряд галахических вопросов.
Прежде всего отметим, что воздействие на работу термостата при помощи открытия дверцы не рассматривается как починка прибора. Поясняем. Суть запрета на починку состоит в том, что в Субботу предметы пользования нельзя приводить в состояние готовности. Например, соединяя контакты (включая прибор), мы приводим электрическую цепь в рабочее состояние. Наш холодильник начинает работать сразу после подключения его к сети, и уже по ходу работы мотор попеременно включается и выключается в зависимости от температуры внутри камеры.
То есть включение и выключение — это обычный режим работы агрегата. Иными словами, работая, термостат не создает ничего нового, он только воздействует на мотор, поскольку холодильник уже находится в рабочем состоянии. Аналогично, выключение мотора не выводит холодильник из строя. Верно как раз обратное: если холодильник начал работать без перерыва, то он, скорее всего, неисправен. Этим холодильник отличается от часов, которые предназначены именно для непрерывной работы, и если они остановились, то их завод можно рассматривать как починку. Поэтому воздействие на работу термостата надо расценивать не как починку прибора, а как его использование.
Тем не менее, функционирование термостата связано с двумя проблемными явлениями, одно из них — появление искры в момент замыкания контакта, второе — возникновение в цепи тока, что связано с запретом молид (порождение). Как от этих проблем избавиться? Согласно мнению большинства законоучителей, открывать холодильник разрешено, только когда слышен звук работающего мотора. В этом случае проникновение теплого воздуха внутрь не приведет к замыканию контактов, так что не будет никаких искр. Правда, из-за повышения температуры в камере мотор будет работать дольше, но это разрешено — подобно тому, как разрешено закрыть окно, чтобы ветер не погасил свечу. То же самое можно сказать о закрытии холодильника, прекращающем приток теплого воздуха. В результате термостат отключит мотор быстрее, но и это походит на закрытие окна перед свечой. Данное утверждение можно оспаривать, но на практике принято полагаться на него.
Отметим, что один из крупнейших раввинов нашего времени рав Ойербах разрешил открывать дверцу холодильника в любое время, даже когда мотор не работает. Но тогда как он решает проблему с искрами? Открывая холодильник, мы не собираемся эти искры создавать; они появляются сами как неизбежный результат наших действий (псик-рейша), причем никакой пользы от них нет, поэтому налицо лишь запрет мидерабанан. Добавим еще два соображения: даже если высекание искр входит в категорию зажигания огня, все же в данном случае работа сделана непривычным способом, бешинуй; к тому же пробегающая искра пусть медленно, но неотвратимо портит контакты, так что ее создание можно назвать порчей. Каждого из этих трех соображений (псик-рейша, не приносящая пользы; шинуй; порча) хватило бы, для того чтобы рассматриваемое действие было разрешено Торой, но запрещено мудрецами; однако "работая" вместе, они приносят полное разрешение.
Но, может быть, в тот момент, когда мы собираемся открыть холодильник, температура в нем уже близка к критической, при которой срабатывает термостат, так что, открывая дверцу, мы фактически заводим мотор. Тогда как же мы можем открыть дверцу? Ответ рава Ойербаха: даже если наши действия явятся непосредственной причиной замыкания цепи, все же, поскольку у нас нет намерения включать мотор, и вовсе неочевидно, что он моментально включится (может, до критического уровня осталось два-три градуса), здесь действует разрешение, построенное на принципе эйно миткавен (нет намерения).
Оппоненты рава Ойербаха не согласились с его аргументами. Согласно их мнению, запреты на высекание искры и молид (создание тока в цепи) остаются в силе. Причина в том, что даже если эти запреты только мидерабанан, все же действие, неизбежно приводящее к ним, нельзя совершать, несмотря на то, что от этих искр нет никакой пользы. Разрешение грома (косвенное участие) здесь тоже не применимо, так как оно действует, в основном, там, где возможен материальный ущерб. На практике — дверцу холодильника открываем только при работающем моторе.
Заметим, что в современных холодильниках ("нон-фрост") вмонтированы две дополнительные детали — особая спираль накаливания и небольшой вентилятор. Они предназначены для оттаивания ледяной "шубы" в морозильном камере. Причем во многих моделях открытие дверцы во время работы компрессора может привести к немедленному отключению вентилятора. С другой стороны, если открыть дверцу, когда мотор не работает, может произойти включение мотора, которое (правда, не сразу) приведет к зажиганию упомянутой нити накаливания, что запрещено мидеорайта. Пусть это ненамеренный результат открытия холодильника, но человек заинтересован в нем, — так что проблема становится куда более серьезной, и совет открывать холодильник исключительно во время работы мотора ничем не помогает. Самый лучший выход — подсоединить его к реле времени (шаон-шабат, речь о котором еще будет). Это устройство полностью отключит холодильник от электросети на время, когда мы собираемся пользоваться им в Субботу, а потом снова подключит. Такое решение помогает в случае с саморазмораживающимися холодильниками, но и для обычных установок оно подходит тоже идеально.
Термостат устанавливается не только в холодильниках, но и духовках. Когда из духовки в Субботу достают горячую пищу, внутрь камеры приникает холодный воздух, что может привести к включению нагревательного элемента и сигнальной лампочки. Поэтому даже те законоучители, которые разрешают открывать холодильник в любое время, категорически запрещают открывать духовку, когда нагревательный элемент не работает: ведь здесь мы имеем дело с настоящим зажиганием, запрещенным Торой. Запрет действует и в Йом-Тов, несмотря на то что в этот день разрешено зажигание огня для приготовления пищи. Причина очевидна: запрет молид, нарушаемый при появлении электричества в цепи, остается в силе не только в Субботу, но и по праздникам.
Из сказанного можно было бы сделать такой вывод: если наша квартира обогревается системой отопления, снабженной термостатом, открывать в ней двери и окна можно только тогда, когда работает отопление, иначе проникновение холодного воздуха приведет к включению всей системы. Но не будем спешить с таким выводом. Автор книги "Минхат Ицхак" разрешил открывать двери и окна в любое время — даже когда отопление на время отключилось. Рассуждает он примерно так: открывая дверь, мы не собираемся включать отопление, это только неизбежное следствие (псик-рейша) открытия двери, причем в этом следствии мы не особо заинтересованы. Раньше мы уже говорили, что подобное действие запрещено лишь мудрецами, но они не устанавливали этот запрет для больных людей. По талмудическому правилу, на людей, страдающих от холода, распространяются все облегчения, установленные законом для не опасно больных; иными словами, для включения системы отопления можно разрешить любое действие, разрешенное, когда в доме есть больной, — а это как раз наш случай! Стало быть, разрешено открыть дверь, несмотря на то что может включиться отопление.
И поскольку обычные люди от жары мучаются не меньше чем от холода, только что приведенное разрешение действует также и для дома с кондиционером. Можно открывать дверь комнаты, в которой установлен кондиционер, несмотря на то что в результате он может включиться.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.