На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

От лейтенанта до штандартенфюрера


Елена КОЛТУНОВА "Тиква"

Можно было бы написать: "От матроса-моториста до мичмана" или "От простого сельского парня до князя", "От скромного пенсионера до крупного функционера в отставке", "От учителя истории до матроса, делавшего историю", и так далее. И окажется, что узоры творческой биографии Вячеслава Тихонова не менее ярки и замысловаты, чем узоры на платках, которыми славится его родной город Павлов Посад.

Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко, актер, снявшийся более чем в 45 фильмах, любимец простых людей, забрасывающих его мешками писем, и любимец власть предержащих, человек, которого одни называют замкнутым, а другие — душой компании, анекдотчиком и пародистом…
80 лет назад в небольшом подмосковном городке ткачей Павловом Посаде в семье механика по наладке станков и воспитательницы детского сада родился сын Слава. Будущая звезда экрана… панически боялся сцены и вообще публичных выступлений, поэтому ни в какой самодеятельности никогда не участвовал.
А вместе с тем мечтал о кино. До окончания школы Слава мечту хранил в душе. Поэтому для родителей заявление сына, что он собирается ехать в Москву поступать на актерское отделение ВГИКа, было как гром среди ясного неба. У матери была своя мечта — увидеть сына агрономом. Спасибо от имени миллионной армии киноманов, и вообще от имени искусства, — у Славы была мудрая бабушка. Она сказала родителям: "Отпустите его, иначе всю жизнь он будет вас упрекать".
Слава уехал в Москву поступать во ВГИК и… провалился. Но когда курс уже был набран, произошло то, что иначе как "подсчитали — прослезились" не назовешь. На курсе оказались одни девушки (на дворе был 1945 год), и тогда руководитель курса Борис Владимирович Бибиков решил взять хотя бы одного юношу. Тихонов был принят условно на один год.
Однако миновал год, и условное пребывание Тихонова в мастерской Бибикова стало безусловным. Более того, такой большой режиссер и педагог, как Сергей Аполлинариевич Герасимов, доверил студенту Славе Тихонову роль Володи Осьмухина в своем фильме "Молодая гвардия", вышедшем на экран в январе 1948 года. Я хорошо помню, что происходило в кинотеатрах при демонстрации фильма. Люди рыдали, некоторые теряли сознание, их выносили из зала. И они, придя в себя, снова возвращались в зал.
Фильм получил Сталинскую премию. Инна Макарова — Любка Шевцова, Нонна Мордюкова — Ульяна Громова, Сергей Гурзо — Сережка Тюленин, Людмила Шагалова — Валя Борц… Эти актеры запомнились сразу. Запомнились потому, что их персонажи были ярче всего выписаны в самом романе и успели полюбиться еще до выхода фильма. Володя Осьмухин как-то не запомнился. Но для Тихонова работа в фильме такого мастера, как Сергей Герасимов, значила много — эта была высшая школа. Кроме того, фильм "Молодая гвардия" сыграл огромную роль в личной жизни Вячеслава Тихонова. На съемках этого фильма он встретил свою первую большую любовь — необыкновенную Нонну Мордюкову, которая стала его женой.
История брака Тихонова и Мордюковой — непростая. Очень уж они были разными по характеру, воспитанию и темпераменту. Ни тот, ни другая никогда не делятся воспоминании о неудавшейся совместной жизни, хотя прожили в браке не один год, родили сына Володю, удивительно похожего на отца (актер Владимир Тихонов ушел из жизни в 1991 г.). В недавней передаче о Нонне Викторовне Мордюковой о Вячеславе Васильевиче говорили сестры Нонны, говорили очень тепло.
Мне кажется, что "Молодая гвардия" сыграла в жизни актера Тихонова еще одну немаловажную роль. На этом фильме он познакомился с Татьяной Лиозновой, которая работала на картине режиссером-практикантом. Не исключено, что если бы не эта встреча, у Штирлица могло бы быть совсем другое лицо. Конечно, это мои домыслы. К моменту съемок фильма "Семнадцать мгновений весны" у будущего Штирлица была уже солидная фильмография, в которую входили такие блестящие работы, как образы Матвея Морозова ("Дело было в Пенькове", 1958 г.), Виктора Райского ("ЧП — Чрезвычайное происшествие", 1959 г.), мичмана Панина ("Мичман Панин", 1960 г.), Безбородько ("Жажда", 1960 г.), Алексея ("Оптимистическая трагедия", 1963 г.), князя Болконского ("Война и мир", 1966-1967 гг.), Мельникова ("Доживем до понедельника", 1968 г.) и др. Тем более, что в фильме "Жажда" Тихонов уже примерил на себя немецкий мундир, сыграв нашего разведчика, проникшего в штаб врага.
...Впервые вживую я увидела Вячеслава Тихонова, когда он в 1953 году снимался в фильме "Максимка", который ставил по сценарию моего отца Григория Колтунова режиссер Владимир Браун. Тихонов играл гардемарина Горелова. Фильм "Максимка" часто повторяют на телеэкранах. Посмотрите на молодого Тихонова. Невозможно себе представить, что актер, сыгравший этого утонченного молодого офицера с аристократическими манерами, вырос в обычной советской семье в провинциальном городке. Здесь большая заслуга Владимира Александровича Брауна. Я не встречала более аристократичного человека. Страшно некрасивый и безмерно обаятельный Браун доводил меня буквально до слез, когда мне, 8-9-летней, давал уроки хорошего тона, учил держать ложку, вилку и нож, не класть на стол локти, учил, как входить в комнату, как здороваться… Думаю, что лоск Тихонову придал он.
Прошло почти четыре года, и в 1956 году Вячеслав Тихонов снова приехал в Одессу. Он был приглашен на роль моториста Райского в картину, которую по сценарию отца должен был снова ставить Владимир Браун. Речь идет о знаменитом "ЧП — Чрезвычайном происшествии". В одной из радиопередач Вячеслав Васильевич, вспоминая свои роли, подчеркнул, что одна из самых любимых и необычных ролей в его творческой биографии была роль одессита Райского. Наряду с ролью Матвея Морозова эта роль открыла его неповторимую индивидуальность. Она была поворотной в судьбе молодого актера.
Помню, как Тихонов знакомился с одесским колоритом. Чтобы совместить приятное с полезным, Вячеслав, тогда просто Слава, попросил меня сходить с ним на знаменитую одесскую барахолку. Насколько я помню, толчок тогда располагался где-то в районе Староконного базара. Не помню, что он искал на толчке, и купил ли он что-нибудь, но помню, как он заводил разговоры и вслушивался в речь и выговор аборигенов. Восторгался парадоксальностью речевых оборотов.
Фильм "ЧП" начал запускаться в производство летом 1957 года, но случилось несчастье. Перекупавшись в море, Браун получил воспаление среднего уха и умер во время перелета из Одессы в Киев. Фильм ставил уже Виктор Ивченко. Картина вышла на экран в 1959 году. Она и сейчас нередко появляется на экранах телевизоров и хорошо смотрится и сегодня. Но даже те, кто видел картину почти полвека назад, в первую очередь, вспоминают Тихонова-Райского и сразу же скрещивают пальцы, как его герой, когда начинал "заливать" товарищам какую-нибудь байку или хотел дать им знак, что то, что он говорит в присутствии врагов, — ложь.
Несмотря на то, что роль Андрея Болконского была следующей из, казалось бы, знаковых ролей актера, не она затронула сердца большинства зрителей. Тем более что эта роль разделила критиков на два лагеря — одни считали ее очередной удачей актера, другие — находили не соответствующей толстовскому образу. Не очень был доволен трактовкой Тихонова-Болконского и режиссер фильма Сергей Бондарчук. Не до конца остался удовлетворенным своей работой и сам Вячеслав Васильевич.
Но вот вышел на экраны фильм Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника". Тихонов — учитель истории Мельников — произносит с экрана крамольные речи. Сценарий Георгия Полонского по тем временам кажется верхом храбрости. Но фильм не только не запрещают, а даже награждают Госпремией СССР, в числе премированных и исполнитель роли Мельникова Вячеслав Тихонов.
Потом были картины "Фронт без флангов" и "Фронт за линией фронта" (Премия Ленинского комсомола), "Фронт в тылу у врага", "Они сражались за Родину" — и вновь "приходит мирная жизнь". Станислав Ростоцкий снова приглашает Вячеслава Тихонова в свою картину. На этот раз фильм "Белый Бим Черное ухо". Ни одна из перечисленных военных лент так не рвала в клочья сердца зрителей, как фильм по повести Бориса Васильева. За роль Ивана Ивановича Тихонов был награжден в 1980 году Ленинской премией.
Затем снова следует череда фильмов — и наступает эпоха Штирлица. Когда шел сериал, улицы пустели и прекращались правонарушения. Это был поистине народный сериал. Тихонов сумел в немногословной роли раскрыть глубоко человечный образ. За этот фильм он был удостоен Госпремии РСФСР и всенародной любви. И самым полным выражением этой любви, самым реальным было то, что он стал героем анекдотов, честь, которой из киногероев до него удостаивался только Бабочкин-Чапаев.
И после "Семнадцати мгновений весны" у Тихонова было много значительных работ. Одна из самых значительных — чтение текста к телефильму "Возрождение" (1980 г.). В основу этой ленты легла известная трилогия Л. Брежнева "Малая земля", "Возрождение", "Целина". Брежнев настаивал на вручение Тихонову Ленинской премии за эту работу. С трудом удалось убедить генсека, что Ленинская премия вручается лишь один раз. Телефильм был поставлен в Украине, и Тихонову была присуждена Государственная премия Украины им. Т.Г. Шевченко.
Кроме телефильма "Возрождение" в Украине Тихонов снялся в уже упомянутых фильмах "Максимка" и "ЧП", в "Жажде", в картине "В мирные дни", "Звезды на крыльях" и в "Приближении к будущему". Часть из этих картин снималась в Одессе. В Одессе же Тихонов снялся в одной совсем необычной для него роли. Российский режиссер С. Урсуляк поставил фильм "Сочинение ко Дню Победы". В картине снимались Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов и наш одесский режиссер заслуженный артист Украины Валентин Казачков. Тихонов играл старого еврея. По словам тех, кто видел эту работу, играл гениально.
Из поздних работ актера лично мне больше других нравится его роль в фильме "Любовь с привилегиями". Тихонов играет крупного партийного функционера на пенсии, женившегося на дочери репрессированного (Любовь Полищук). К смерти ее отца он приложил если не руку, то подпись. В этом фильме Тихонов и Полищук создали прекрасный актерский дуэт.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.