На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СНИМАЕТСЯ КИНО

ЖЕНЩИНА, К БАРЬЕРУ!


Мария ГУДЫМА "Тиква"

На Одесской киностудии снимается фильм, причем комедийный, в лучших отечественных традициях, насколько можно о том судить, понаблюдав за жизнью съемочной группы. Очаровательная пьеса Антона Чехова "Медведь" вдохновила сценариста Татьяну Гнедаш и кинорежиссера Виллена Новака на создание современного варианта ее экранного прочтения. Рабочих названий у фильма почему-то два: "К барьеру" и "Точка. UA", на каком остановятся или придумают новое — пока вопрос.

Все мы помним забавную историю двух одиноких душ, в пылу ссоры пытавшихся решить свои проблемы при помощи дуэльных пистолетов, но затем… Оказывается, при подобных обстоятельствах Григорий Смирнов с Еленой Поповой могли бы встретиться и сегодня. Правда, есть некоторые коррективы. Смирнов требует уплаты долгов не от собственных кредиторов, а от нерадивых клиентов банка, в котором служит. Грозный директор (эту небольшую роль исполнил народный артист Украины Богдан Ступка, снимаясь в реальных интерьерах "Имэксбанка" и в кабинете ректора Одесской национальной юридической академии), под угрозой увольнения велит своему подчиненному, начальнику кредитного отдела, собрать в предельно сжатые сроки долги с пяти злостных неплательщиков. Приказы начальства не обсуждаются…
Увы, Смирнову не суждено справиться со своей задачей. Должники прячутся от ответственности, кто как может. Один, например, съехал с большими деньгами из особняка, оставив после себя форменный тарарам и рыдающую горничную (в этой роли снялась звезда комик-труппы "Маски" Наталья Бузько). Интересно, что для этого эпизода группа арендовала особняк одесского бизнесмена на девятой станции Большого Фонтана, заручившись разрешением "все попрать ногами". Любят в Одессе искусство!
Подобным образом рассуждает и другой бизнесмен, предоставивший свой особняк на берегу Хаджибеевского лимана для съемок сцены в доме Поповой. Он позволил исполнителю роли Григория Смирнова окунуть башмаки в тазик с лиманской грязью и наследить на дорогом паркете, ибо искусство требует жертв…
В этом особняке снимались многие фильмы, например, сериал "Иван Подушкин. Джентльмен сыска", ряд серий "Маски-шоу", так что киношники в доме — не редкие гости.

ЧЕХОВ ВСЕГДА СОВРЕМЕНЕН

После окончания смены беседуем с исполнителем роли Григория Смирнова популярным московским актером Юрием Степановым ("Жмурки", "Штрафбат"). Как раз сегодня снята финальная сцена (но не последняя, съемки идут не в хронологическом порядке, и продлятся до марта), герои не только прекращают вызывать друг друга на дуэль, но и решают объединить свои судьбы.
— Юрий, чувствуете ли вы себя чеховским героем, снимаясь в этом фильме?
— К счастью, даже если бы я этого не хотел, все равно являюсь одним из чеховских героев, равно как и вы. Все зависит от человеческого сознания, определяющего, что тот или иной человек значит в этом мире. Я надеюсь, что во мне живут герои Чехова; очень хочется надеяться, что во мне живут герои Достоевского, Гоголя. Я думаю, надо пользоваться тем наследием, которое нам оставили классики, и отсекать с их помощью наносное, ненужное…
— Ваш герой, как говорит о нем Попова, "медведь, бурбон, монстр"…
— Я люблю недостатки в своих персонажах. Не то чтобы я специально делаю человека по структуре нелепым — нет, нет, я к этому не стремлюсь… И так же я не стремлюсь к идеалу.
— Что послужило решающим в том, что вы согласились сниматься?
— Моментов было несколько. Один, всегда очень важный для меня, — сценарий, его качество, возможность увидеть себя в этой роли. Вторая немаловажная деталь — это сам Виллен Захарович Новак, человек, принадлежащий к той старой школе, которую я люблю, приветствую, на данном этапе считаю единственной необходимой вообще для кинематографа, — в моей правоте можно убедиться, в очередной раз просмотрев, как сейчас говорят, "старое" кино… Это так же ошибочно, как называть Шекспира "старым" драматургом. Не только ошибочно, но и глупо. Ну, и при работе присутствует подробный разбор сцен. Прекрасный партнер в лице Оли Красько — удивительный человек, талантливая актриса. Великолепные ребята из Одессы, например, Ирина Токарчук. Что особенно приятно, мы с ней однополчане, она тоже окончила ГИТИС.
— Курьезы, метаморфозы, забавные ситуации на площадке?..
— Похоже, этот вопрос необходим… Понимаете, в чем дело: ничего такого на самом деле нет, то, что вы наблюдаете сегодня, это и есть нормальный рабочий момент, а какие-то эпизоды смешны тогда, когда ты находишься внутри, когда ты в контексте, понимаешь, над чем можно посмеяться. Если я сейчас о чем-то расскажу, вы даже не поймете. Слава Б-гу, съемочная группа во главе с Вилленом Захаровичем состоит только из людей с юмором. У нас образовался особый сленг, как, впрочем, и во всех случаях, когда снимается кино… Сейчас нам осталось провести только так называемые натурные съемки. Мы зависим от снега. Если его не будет, как-нибудь выйдем из положения, существуют различные технические возможности решения этой проблемы. В любом случае будем работать. Чего я боялся, так это сцены в доме Поповой, но опять же, мне помогли Виллен Захарович и Оля Красько — побороться, а в некоторых моментах, возможно, и выиграть. Не устаю говорить им "спасибо".
Сочетаю съемки со спектаклями в Москве. Послезавтра играю в спектакле "Волки и овцы", это наш своеобразный шлягер, которому уже шестнадцать лет. Мы в студенческие годы его "собрали", и его структура оказалась настолько плотна, что до сих пор зритель не теряет интереса к работе режиссера Петра Фоменко, нашего мастера. Мне известно, что некоторые люди ходят на этот спектакль больше сорока раз. Уже приходят к нам дети первых зрителей этого спектакля. Вот я еду на такую ответственную работу.
— Не прощу себе, если не спрошу: что вы думаете об Одессе?
— Наверное, это один из немногих городов, где мне как приезжему думать неохота. Я воспринимаю Одессу такой, какова она есть. Здесь чувствуется особый стиль, особый воздух, своеобразный юмор, своеобразный сленг. Стиль, который вам, прежде всего, нужно беречь, сохранять, поскольку если вы хотите видеть свой город непохожим на другие, штучным (а он имеет право быть таким), то следует подумать о том, чтобы не ровен час вы не допустили сюда обыденные вещи. Я не хочу здесь думать; я был здесь в 1997 году, и мне было хорошо, теперь вернулся — и снова не хочу формулировать, почему мне здесь хорошо. Одесса — это Одесса. Другого города такого нет, что я могу еще сказать? Столько песен про это спето!
Я приезжаю в Петербург, один из любимых моих городов, и не рассуждаю. Ну да, в первые разы, когда я туда приезжал, я сравнивал впечатления с тем, что я читал, а сейчас я не хочу так думать, я хожу, пишу, и мне хорошо.

СТРАННАЯ И ВЗБАЛМОШНАЯ…

Звезда фильма "Турецкий гамбит" молодая актриса Ольга Красько исполняет роль Елены Поповой, богатой мечтательной взбалмошной и странной вдовы самого последнего кредитора. Ее супруг покинул этот мир, а она согласна заплатить его долг, но "не вдруг", не так быстро, как того требует озверевший от неудач Смирнов. Интересно, что сцена похорон снималась на Таировском кладбище, а специально нанятая ворона из одесского зоопарка зловеще каркала в нужный момент во всех дублях…
На стенах роскошной гостиной — фотографии мужа. Импозантный бизнесмен запечатлен с комически значительным видом в различных антуражах: у бильярдного стола, на курорте, в кабинете, с породистым псом, у дорогой иномарки… Актрису гримируют чуть-чуть в стиле "Трех сестер", устраивают обильную прическу с каскадом локонов, совершенно преображая девушку "из наших дней".
— У нас вроде бы современная история, но нет ощущения современности, — рассказывает Ольга Красько. — И в то же время нет какого-то специального нажима на то, что мы играем чеховских героев. Просто играю в удовольствие. Мне тоже очень нравится моя прическа, я об этом гримерам уже говорила!
— Костюмы героини формировались из вашего личного гардероба?
— В этой работе есть мои туфли. Но вообще, я очень не люблю своих вещей на площадке, потому что в них есть особая пластика и органика, а костюмы, пошитые специально для роли, создают нужную систему координат. Платье, в котором я хожу в жизни, помнит какие-то мои зажимы телесные, мою обычную походку. А все-таки прическа, платье и другие аксессуары, придуманные художниками по костюмам и по гриму, позволяют увидеть образ со стороны, что мне дает шанс увидеть в себе что-то новое, помогает создать на экране персонаж. Есть еще одна причина: я не понимаю, что такое брать со съемочной группы деньги за прокат и амортизацию своей одежды. Таков порядок, но это для меня странно, непонятно и неприемлемо, не хочется на эту тему даже "загружаться"…
— Небольшую роль вашего супруга исполняет одессит Игорь Сербин. Судя по образу, запечатленному на фотографиях, такого мужчину нелегко забыть. Легко ли было сыграть зарождение чувства к герою Юрия Степанова?
— Когда я эти фотографии увидела в первый раз, сказала, что он не в моем вкусе… А самого артиста я впервые увидела в сцене похорон. С Юрой было легко, Юра изначально был мне интересен, импонировал своими актерскими способностями. Я люблю людей, у которых есть чему поучиться. Кроме того, он обаятельный, много знающий обо всем на свете мужчина. Наверное, последовательность наших взаимоотношений была такой же, как у чеховских героев.
— Вы, востребованная московская актриса, снимаетесь сегодня в Одессе. Наверняка тому были серьезные причины.
— Много было изначальных плюсов. Начнем с того, что это Чехов, это Новак, это Степанов — изначальные составляющие, которые для меня больше чем плюсы. И атмосфера на съемочной площадке идет, прежде всего, от режиссера. Мой опыт показывает, что каков человек, такова и его команда. Здесь все профессионально даже с организаторской точки зрения, с административной. Все спокойно, график не то чтобы расслабляющий, но нет никакого ненужного напряжения. С самого начала мы шли с сильным опережением плана. Нет никаких намеков на то, что недостает пленки или денег. Атмосфера спокойная, рабочая, творческая, каждый на своем месте, и я ни разу не слышала, чтобы режиссер орал, и чтобы вообще в группе кто-то с кем-то ссорился. Любой намечающийся конфликт тут же заканчивается шуткой. Это редкая группа, в которой за мной присылают машину точно в назначенное время, все денежные вопросы решают оперативно, заботятся обо мне больше, чем я сама, действуют с опережением. Эти люди с достоинством относятся, прежде всего, к себе, а затем уже и ко мне, и потому с ними очень приятно работать. Как выяснилось, на Одесской киностудии работают гораздо более квалифицированные профессионалы, чем во многих громких и богатых российских кинокомпаниях.

ВМЕСТО ЛУКИ — ЛУКИНИЧНА

Следует заметить, что в фильме появляется много персонажей — либо слегка обозначенных в чеховском сюжете, либо придуманных сценаристом. Так, фронтмен комик-труппы "Маски" Георгий Делиев стал продавцом оружейного магазина (стреляться так стреляться!), а знаменитая "Сима из "Джентльмен-шоу" Ирина Токарчук — горничной Лукиничной.
— Безумно благодарна Чехову, — признается Ирина. — У Чехова это старичок Лука, а здесь это довольно молодая служанка Лукинична, которая заменяет и мамку, и служанку, и подружку, и все-все-все своей госпоже, своей хозяйке Поповой… Чем мне нравится Лукинична? Во-первых, она хулиганка, я ее за это очень люблю.
Я не скажу, что она все время подслушивает, но всегда в курсе всего — с ней всем делится хозяйка. Это человек, без которого Поповой просто бы не было, потому чуть что — она сразу к Лукиничне. Лукинична может многое стерпеть, но получается так, что она — вторая хозяйка в доме.
— У Чехова в финале госпожа Попова командовала Луке: "Скажи на конюшне, чтобы Тоби вовсе не давали овса". Это означало ее окончательное решение изменить свою жизнь. А как в современной версии?
— Здесь у нас вместо лошадей — шикарные машины Тоби и Великан. Зритель их увидит. "Не давать Тоби бензина!" — будет сказано. Это современный взгляд на Чехова, я очень надеюсь, что получится. Мне кажется, в чистом виде Чехов прекрасен, но и в таком пересказе будет интересно. Мне любопытна начальная история Смирнова, когда он ездит по своим кредиторам, их играют классные актеры. Мне повезло очень с партнерами — потрясающие актеры Оля Красько, Юра Степанов, совершенно еще молодой и неопытный, но прекрасный партнер Егор Крутоголов. Егора я знаю еще с тех пор, как он приезжал к нам студентом с командой КВН, а я была членом жюри, можно сказать, присутствовала при его актерском рождении. Мечтала сыграть вместе с ним, и вот мечта моя сбылась.
В фильме Егор играет Степана, слугу Смирнова.
— С чем связаны особые моменты вдохновения на съемках этой картины?
— Вдохновляли меня мои партнеры, замечательные артисты. Вдохновлял потрясающий режиссер, который так точно знает, чего он хочет… Это такая редкость и в кино, и в театре: режиссер, который выслушает актера и объяснит, почему нужно сделать по-другому. И у меня практически ни разу не возникало спора, хотя я люблю спорить, — потому что Виллен Захарович точно знает… У него вся группа подобралась творческая — видимо, в Одессе все соскучились по своему кино и работают вдохновенно. У нас старейшая киностудия, прекрасные профессионалы… Призывать к тишине на площадке не приходится, как только звучит команда "Мотор!", все сразу же замолкают сами по себе, а это очень важно… Курьезы были, быть может, мелкие, их даже не замечаешь, да они и в радость, в удовольствие. И бывает так, что курьез становится частью кадра, дарит неожиданный поворот.

Остается добавить, что с новой киноверсией чеховского "Медведя" мы ознакомимся через полгода, и хотя бюджет картины сравнительно небольшой, один миллион долларов (часть средств выделена Министерством культуры и туризма Украины, часть собрала Одесская киностудия), в кадре будет роскошная "картинка" — утверждаю как очевидец!

На снимках, предоставленных
пресс-службой Одесской киностудии: Виллен Новак, Георгий Делиев,
Юрий Степанов, Ольга Красько, Ирина Токарчук.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.