На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

КРИСА, МИША ЕСТЬ?


Елена КОЛТУНОВА "Тиква"

Послевоенные сороковые-пятидесятые годы — много у них характерных примет. Одну из них можно, пожалуй, назвать "дворовым сервисом". С раннего утра во дворе раздавались голоса поставщиков этого сервиса: "Чи-и-ним, пая-я-ем ведра, кастрюли!", "Точить ножи, ножницы точить!", "Молока-а, кому молока-а!", "Старые вещи, старые вещи покупаем!", "Липки бумага-а!". Словом, оживала сцена, описанная Валентином Катаевым в повести "Белеет парус одинокий". Впрочем, у Катаева никто не предлагал липкой бумаги, то есть рулончиков бумажных лент, смазанных клеем и предназначенных для улавливания мух. Такие ленты, густо усеянные прилипшими мухами, свисали с абажуров, раскачивались в оконных проемах.
В магазинах их вешали над прилавком и над дверью, часто без учета роста отдельных посетителей магазина. Так что рассеянный покупатель, забывший наклонить голову, рисковал составить компанию мухам. По сей день помню резкий голос и характерную интонацию женщины, разносившей клейкие ленты.
Запомнилась мне еще одна женщина. Свои услуги она предлагала не во весь голос. Она терпеливо обходила все квартиры, звонила, чаще стучала в дверь, и на вопрос "Кто там?" отвечала вопросом: "Криса, миша есть?". Не знаю, была ли это ее частная предпринимательская деятельность, или работала она от санитарных служб, но помню, что почти до начала шестидесятых она регулярно, не реже чем раз в три-четыре месяца, появлялась у нас на пороге со своими сумками, в которых носила отраву для мышей.

Я научилась читать в неполные пять лет. К первому классу у меня уже было много любимых книг. Когда началась война, мы эвакуировались в Тбилиси, а моя уже немалая детская библиотека осталась в Одессе. Но вскоре у меня снова появились свои книги, и среди них — "Золотой ключик" Алексея Толстого, рассказы Виталия Бианки, собранные в сборник "На великом морском пути", и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлеф. Книгу Лагерлеф родители мне подарили в мой первый в жизни школьный день. Книжка эта, хотя и сильно уже потрепанная, живет у меня и сегодня.
Так вот, образы злобной крысы Шушары из "Золотого ключика" и серых крыс, от которых Нильс с помощью волшебной дудочки спас жителей Глименгемского замка, надолго определили мое отношение к крысам.
А вот милый, нежный мышонок Пик, злоключения которого так красочно описал Бианки, не мог не вызвать симпатии к этим маленьким зверушкам. Вскоре абстрактные симпатии переросли в реальную дружбу.
В Тбилиси мы снимали комнату, к которой примыкала так называемая шашабанда — нечто вроде застекленного деревянного эркера. На шашабанде стояли моя кровать и стол, за которым мы ели, когда было что есть. И вот как-то, когда я, придя из школы, ела кукурузный хлеб с грузинским остро пахнущим сыром, откуда-то из угла выбежала маленькая серая мышка и села почти у моих ног, уставившись на меня глазками-бусинками. Я бросила ей какие-то крошки, и она спокойно подобрала их и съела. Послышались мамины шаги, и мышка убежала.
Я рассказала о гостье маме. На следующий день мама села рядом со мной. Меню было то же, что и накануне. И снова появилась мышка, села и явно стала ждать подачки. На этот раз крошки ей бросила мама. Так и повелось. Мы кушать, — и мышка с нами. А потом она исчезла. Мы даже огорчились. Но через какое-то время маленькая нахлебница появилась вновь, да не одна. За ней шел выводок совсем уж неправдоподобно маленьких сереньких мышат. Не помню, сколько их там было, но не меньше семи-восьми. Мы бросили им крошки. Ела только мышка-мать. А потом то ли она подала своим деткам знак, то ли по какой-то другой причине мышата вдруг стали в "хоровод" и… закружились по кругу.
Мы с мамой, как завороженные, смотрели на мышиный танец. Потом мать-мышка тоненько свистнула и вместе с детьми скрылась в норке. Интересно, что больше эта компания у нас не появлялась. Вроде бы как прощаться мышка приходила, и заодно детками похвастать.
Нам долго не верили, что мышки водили хоровод. А уже в 70-е годы один этолог (этология — наука о поведении животных) сказал, что мышиные хороводы не редкость, просто не каждому везет их увидеть.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.