На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СТРАНИЦЫ ЕВРЕЙСКОЙ СТОРИИ

ЕВРЕИ В ПЕНЗЕ


Виктор КУЗНЕЦОВ "Международная еврейская газета"

Еврейская община возникла в Пензе, после того как Александр II своим Коронационным манифестом от 26 августа 1856 года упразднил институт кантонистов. Ликвидировались специальные военные школы, где наряду с малолетними бродягами, детьми раскольников, польских повстанцев, цыган обучалось немало мальчиков-евреев — в основном, из беднейших семей. Только за последние 30 лет существования кантонистских школ через них прошли не менее 50 тысяч еврейских рекрутов. Несмотря на преследования, угнетение и угрозы, большинство их наотрез отказывались от крещения и сохраняли верность религии отцов и дедов.

Указом 1856 года кантонисты и молодые солдаты из евреев возвращались к семьям в черту оседлости. Но те, кто выслужил полный срок, получали право (оно распространялось и на их потомков) селиться в любой точке Российской империи — там, где захотят сами. В 1860 году императорский указ был распространен и на демобилизованных гвардейцев, не выслуживших положенные 25 лет. Одновременно право проживания вне черты оседлости получали врачи и ремесленники, в 1879 году — все, кто имел высшее образование, а также аптекари и средний медицинский персонал, в 1905-м — участники русско-японской войны…
За полвека до реформ Александра II, в 1810 году, в Пензу из Кременчуга переселился ювелир А. Вассер. Еще раньше на винокуренные заводы в Инсарском, Краснослободском, Городищенском и Нижне-Ломовском уездах была приглашена большая группа евреев из Белоруссии, Литвы и Украины. В составе расквартированной в губернии 16-й пехотной дивизии в 1859 году несли службу 63 еврея, в 1897 году — 104. В самой же Пензе, согласно полицейским книгам учета, в 1864-м жили всего два еврея-отставника и портниха. В последующие годы сюда переселилось несколько еврейских семей. Среди тогдашних новоселов были уже не только ремесленники и купцы, но и выпускники университетов…
Нахман Лейбович Рабинович, купец 1-й гильдии, в 1898 году построил в Городищенском уезде лесопильный завод на 32 рабочих места. В 1902-м выступил соучредителем "Товарищества первой пензенской паровой фабрики гнутой венской мебели Рамимба", первоначальный капитал которого достигал 120 тысяч рублей. Исаак Аронович Вальдман в 1886 году открыл на углу Московской и Нагорной улиц фотографию. За качество своих работ был награжден двумя золотыми и двумя серебряными медалями. Профессию погибшего в железнодорожной катастрофе отца унаследовал его сын, Борис Исаакович, тоже отмеченный золотой (1904) и серебряной (1909) медалями. Ицхак Пинхасович Эльяшевич, часовых дел мастер, в царской армии служил ефрейтором. Его сын возглавлял общину до конца 40-х годов прошлого века…
Коренное население Пензы отнеслось к евреям дружески. Во второй половине XIX века богатые русские люди, приглашая к себе виноделов, портных, шляпниц, сапожников, помогали им избавляться от пут черты оседлости. Знаменитый художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий, основавший в Пензе художественное училище, трижды обращался к властям с просьбой разрешить одаренному еврейскому мальчику переселиться в Пензу — и добился своего…
Власти же вели над еврейскими поселенцами строгий надзор и использовали малейшую возможность приписать кому-нибудь нарушение режима: еврей сразу же выселялся из города без всякого имущества и права на возвращение.

ОТКРЫТИЕ СИНАГОГИ

В начале 90-х годов XIX века, когда численность еврейской общины в Пензе достигла 200 человек (около 20 семей), встал вопрос о строительстве синагоги. На это требовалось специальное разрешение, но его в то время могли получить лишь общины, насчитывавшие не менее 25 семей. Обойти строгое предписание помог счастливый случай, подробно описанный в записях летописца Пензенской общины Мордуха Певзнера. В 1894 году, в день коронации Николая II, община послала ему поздравления и пожелания счастья. Царь написал в ответ: "Спасибо Пензенской еврейской кэгиле". Местные власти не посмели поправить государя, назвавшего малочисленную общину "кагалом", и разрешили пензенским евреям строить здание для общественных молитв, чтения и толкования Талмуда.
Денежных средств на строительство требовалось много, лепту, кто сколько может, внесли все. Самый значительный вклад сделал Ицхак Мордухович Франт, первый председатель и староста общины, отслуживший 25 лет солдатом и вместе с женой приехавший в Пензу. Он, едва поступило разрешение, отдал под строительство синагоги свою только что приобретенную усадьбу на Рождественской улице. Ицхак Франт руководил постройкой здания, занимался внутренним оформлением синагоги, оснащением ее предметами культа. В 1900 году синагога была открыта. Двухэтажное кирпичное здание с толстыми (в 90 сантиметров) двойными стенами увенчивалось застекленным куполом. Площадь синагоги составила 150 квадратных метров, 50 квадратных метров добавляли к ней "хоры". Вмещало здание до 650 человек.

СТО С ЛИШНИМ ЛЕТ НАЗАД

В Пензе и в уездных городах губернии на рубеже XIX и XX веков трудились ремесленники-евреи более полусотни профессий: портные, заготовщики обуви, сапожники, картузники, часовщики, ювелиры, шляпники и т. п.; некоторые имели уже собственные мастерские. Купцов 1-й и 2-й гильдий насчитывалось среди евреев более тридцати. Были и евреи-врачи, фармацевты…
Религиозное и светское просвещение среди пензенских евреев значительно расширилось. Купец 1-й гильдии Ханан Пинес в 1905 году учредил еврейское благотворительное общество и открыл первую в Пензе национальную школу на 40 учащихся, где дети изучали идиш и русский язык, арифметику и еврейские обычаи. После трехлетнего обучения они могли поступить в первый класс гимназии или училища, где занимались вместе с русскими детьми. Тогда же резко возросло число беженцев из черты оседлости. Еврейская община Пензы всячески помогала им избежать высылки, закрепиться на новом месте, а затем и получить право на жительство. Возглавлял такую работу новый председатель общины Аарон Рапопорт, богатый купец, близкий к властям по своим торговым делам. К 1914 году еврейское население Пензы превысило уже 100 семей (более 1000 человек).
В начале первой мировой войны в Пензу и другие населенные пункты губернии прибыло около 13 тысяч евреев — обитателей прифронтовой полосы, получивших приказ покинуть свои дома в течение 24 часов. Руководство Пензенской общины, образовав Комитет взаимопомощи, помогло голодным и оборванным изгнанникам, число которых многократно превышало все тогдашнее еврейское население Пензы, разместиться по жилищам и получить необходимую медицинскую помощь. Были открыты пять новых молитвенных домов, три светские и одна религиозная школы…
Февральская революция вселила в российских евреев большие надежды. Временное правительство, приняв Декларацию о равенстве гражданских прав, отменило черту оседлости и предоставило каждому народу право на автономию.
В июне 1917 года в Пензе возникло автономное еврейское собрание, которое намеревалось устраивать национальные дела без вмешательства властей, по своему усмотрению.
Но большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, немедленно распустили все автономные собрания.

ЕВРЕИ И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Октябрьская социалистическая революция внесла раскол в еврейскую общину — среди евреев нашлись как ее восторженные сторонники, так и яростные противники. Среди первых был, например, Наум Григорьевич Либерсон, чьим именем названа одна из пензенских улиц. Он возглавлял губисполком и во время восстания белочехов попал в заложники; при попытке к бегству его застрелили… Состоятельные евреи потеряли свои фабрики, заводы, торговые дома, склады, магазины и были выброшены на улицу.
Нэп вернул еврейскую жизнь Пензы в обычную колею. Община отремонтировала кладбище и синагогу, где появился новый, образованный раввин Цви Бар Файнберг. Но уже в октябре 1931 года вместе с шестью православными церквами синагога была закрыта. В ней попытались устроить детский сад, потом — районную библиотеку, затем здание передали клубу швейников. Позднее в нем размещались артель "Двигатель", Пензоблгазстрой и другие организации. Здание в тот период было перестроено до неузнаваемости: ликвидировали купол, достроили третий этаж…
Еврейская жизнь в Пензе почти полностью застыла. Молитвенные собрания проводились тогда на квартирах верующих, которые не раз настойчиво просили вернуть им синагогу, но непременно получали отказ. 9 августа 1945 года, правда, общине передали полуразрушенную после пожара сторожку, расположенную возле синагоги. До 1956 года и за это помещение горкомхоз взыскивал арендную плату. В течение сорока с лишним лет община не имела раввина, молитвы читал староста, Тору — те из прихожан, кто хорошо знал Пятикнижие. Только 16 июня 1993 года постановлением главы администрации Пензы здание синагоги было возвращено общине. Официальное открытие состоялось 18 декабря 1995 года — после капитального ремонта.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Задолго до возвращения синагоги в Пензе появились энтузиасты, стремившиеся возродить религиозную и культурную жизнь общины. Усилиями большой группы активистов в 1989 году был основан Клуб еврейской культуры, и было арендовано помещение, где отмечались еврейские праздники, разместился ульпан (школа по изучению иврита) для отъезжающих в Израиль.
Сегодня светские и религиозные еврейские организации Пензенской области объединены в центр "Атиква". В него входят волонтерская организация "Хесед Мордехай", клуб, воскресная детская школа, ульпан, мацепекарня, столовая для неимущих, службы помощи и проката медицинского оборудования, вокально-инструментальный ансамбль, библиотека… Все это сконцентрировано в помещении синагоги. Здесь же находится музей общины, которым заведует Бася Соломоновна Гугель, внучка упомянутого выше Мордуха Певзнера. На стенах — портреты участников Великой Отечественной войны, которые, вопреки досужим антисемитским бредням, с оружием в руках героически защищали Родину. В областную Книгу Памяти внесены более 700 погибших на войне пензенских евреев.
Важной отличительной чертой Пензенской общины является наличие консультационного пункта — одного из немногих на территории России, где полностью и с соблюдением всех требований оформляются документы для выезда и поездок в Израиль. Такая помощь оказывается там и членам еврейских общин Мордовии и второго по величине города области Кузнецка. В целом, пензенская еврейская религиозная община насчитывает сегодня две тысячи человек; около полутысячи евреев живут в области.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.