На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Фотограф войны


Анастасия ХОРОХОНОВА Jewish.ru.

Нью-йоркский международный центр фотографии (ICP) разыскал в Мексике 3,5 тысячи негативов снимков, сделанных известным военным фотографом Робертом Капой во время гражданской войны в Испании, пишет "Коммерсант-Украина". Специалистам удалось напасть на след архива лишь несколько месяцев назад — в Мексике. Они смогли убедить его последнего владельца, режиссера Бенджамина Тарвера, передать негативы нью-йоркскому центру. После полного исследования фотографий центр, основанный в 1974 году братом Роберта Капы, намерен выставить их на своем сайте. А затем — выпустить книгу, посвященную самому известному военному фотографу мира.

Новость об обнаружении так называемого "мексиканского чемодана" с негативами Капы стала сенсацией в мире фотографов. Эти три картонные коробки, содержащие 127 фотопленок, были потеряны, когда в 1939 году Капа бежал из Европы в Соединенные Штаты.
В Мексику они попали через мексиканского генерала Франческо Хавьера Агуляра Гонсалеса, который в то время был дипломатом во Франции. Сам же Роберт Капа до самой смерти считал, что они потеряны во время нацистской оккупации Франции.
Систематизация негативов только началась, но известно, что среди них есть кадры, запечатлевшие Федерико Гарсия Лорку и Хемингуэя, испанских коммунистических лидеров, Долорес Ибаррури, прозванную Пасионарией (Пламенной), президента Второй Испанской республики Мануэля Асаньи. Также найдены негативы Герды Таро, помощницы и возлюбленной Капы, и Дэвида Сеймура, фотографа, известного как Шим, который позже основал с Капой фотоагентство "Магнум". Оно и сегодня известно как самое знаменитое профессиональное объединение фотографов-документалистов всего мира: чтобы заслужить членство в "Магнуме", надо пройти строжайший конкурсный отбор…
Известно, что пока не обнаружен негатив самой известной фотографии Капы "Падающий республиканец", выполненной 5 сентября 1936 года. Утро этого дня Роберт Капа встретил в окопе. Настроение у фотографа и окружавших его бойцов было довольно скверное и никак не боевое. Позднее Капа вспоминал: "В тот день нам всем было очень страшно. Мы знали, что франкисты стреляли из новых автоматов. Количество убитых республиканцев исчислялось десятками. Я целый день так и просидел в окопе. Когда началась атака республиканцев, я высунул из окопа свою "Лейку", а когда услышал автоматную очередь, вслепую нажал на спуск". Негатив был переправлен в Париж и 23 сентября опубликован в журнале "VU".
Полное название фотографии — "Лоялистский ополченец в момент смерти, Сьерра-Морена, 5 сентября 1936 года". На ней республиканский солдат Федерико Борель Гарсия изображен перед лицом смерти. Снимок вызвал огромное потрясение в обществе. Ситуация абсолютно уникальная: фотограф за все время атаки сделал всего один снимок, наугад, не глядя в видоискатель, — он вообще не смотрел в сторону "модели". И это — одна из лучших, одна из самых знаменитых его фотографий. Именно благодаря этому снимку уже в 1938 году газеты называли 25-летнего Роберта "величайшим военным фотографом в мире"…
Роберт Капа родился в еврейской семье в Будапеште 22 октября 1913 года. Его настоящее имя — Андре Эрно Фридман. Он был выслан из Венгрии в возрасте 17 лет за участие в протестах против правительства и дискриминации евреев и отправился в Берлин, где работал ассистентом в лаборатории фотоагентства "Дефот" и выполнил свое первое задание, сфотографировав Льва Троцкого.
В 1933-м, когда к власти пришли нацисты, Фридман переехал в Париж. Он снимал все важнейшие события, постоянно присутствовал на собраниях, митингах, демонстрациях, пытался находиться в самой гуще происходящего. Тогда же взял себе псевдоним, под которым стал известен всему миру, — Роберт Капа. В Париже он встретил и полюбил Герду Погориль, еврейскую девушку, родившуюся в Германии в польской семье.
В 1936 году они под именами Роберта Капы и Герды Таро приехали в Испанию — освещать события начавшейся гражданской войны. Это была первая война, которую снимал Капа, и его трагические образы, публиковавшиеся в главных изданиях того времени, установили стандарты военной фотографии. Как сказал главный редактор ICP Брайан Уэллис в интервью "Нью-Йорк таймс", это был фотограф, "не наблюдающий, а участвующий в сражении…
и выглядит это так, будто вы находитесь рядом"… Герда Таро, многие фотоработы которой были опубликованы под именем Капы или в соавторстве, погибла в июле 1937 года: она была ранена во время освещения битвы в Брунете. Это произошло незадолго до ее 27-летия…
Капа поехал в Китай освещать японско-китайскую войну, а потом вернулся в Испанию, где снова фотографировал события гражданской войны — вплоть до ее окончания в 1939-м. Некоторые из его самых известных фотографий были сделаны летом 1944 года, когда он плыл к берегам Нормандии вместе с американскими солдатами, когда снимал высадку союзных войск в Европе. Сам он секрет успеха объяснял просто: "Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы находитесь недостаточно близко от происходящего".
Роберт побывал на пяти войнах ХХ века, с каждой из которых привез огромное количество талантливых и искренних снимков. На последней из них — во Вьетнаме в 1954 году — он погиб, подорвавшись на мине.
В США с 1955 года лучшим фотожурналистам года вручается золотая медаль Роберта Капы.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.