На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАВДА О ХОЛОКОСТЕ


Мария ГУДЫМА "Тиква"

— Настольная игра для детсадовцев с фишками "Убей еврея", букварь с антисемитскими картинками… Так вырабатывались этнокультурные стереотипы и предрассудки в фашистской Германии. Говоря с учениками о Холокосте, следует обязательно спросить их: почему ответственность за нацистские преступления распространяется даже на тех, кто избрал роль наблюдателя?

Тренер Ассоциации "Нова доба" Ирина Костюк в одном из кабинетов одесской гимназии № 7 рассказывает учителям из разных школ города о современной методике преподавания истории Холокоста. Время от времени на экране появляются фрагменты фильма с рассказами пожилых людей о тех далеких днях. Рассказы необязательно иллюстрируют какие-то ужасные события. Вот пережившая в детстве ужасы концлагерей в Доманевке и Богдановке Мария Занвелевич с улыбкой вспоминает, какие рюмочки мама доставала с чердака, готовясь праздновать Песах, как сестры и братья делились лакомством, кусочком сахара, пуская его по кругу. О быте еврейских местечек рассказывают Михаил Фельберг, Циля Шпорт, Бронислава Фукс. Праведница мира Мария Егорычева-Глаголева не скрывает, что много лет назад отец одернул ее за глупо повторенное за кем-то слово "жиденок".
Все эти факты — прекрасный повод поговорить с учениками о том, как искусственно насаждается рознь между людьми, живущими дружно на одной земле. Даже видные офицеры немецкой армии не всегда разделяли идеи, которые прививала им нацистская пропаганда, что видно из некоторых сохранившихся документов…
Всеукраинская Ассоциация преподавателей истории и общественных дисциплин "Нова доба" в партнерстве с Институтом визуальной истории и образования Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии (США) и в сотрудничестве с Украинским центром истории Холокоста при поддержке Фонда Виктора Пинчука организовала серию двухдневных учебных семинаров для учителей Украины. Тематической канвой этих мероприятий стало обсуждение трагедии Холокоста в истории ХХ столетия, а также совместное определение методических подходов для более широкого и объективного ознакомления школьников страны с этими страницами истории. Ассоциации "Нова доба" весьма помог десятилетний опыт тесного сотрудничества с государственными образовательными структурами, в частности, областными институтами последипломного образования педагогических кадров, методическими кабинетами.
На семинарах в разных регионах Украины использовались материалы учебно-методического пособия "Навстречу памяти". Это пособие, одобренное Министерством образования и науки Украины к использованию в учебно-воспитательном процессе, создано как дидактическое сопровождение к документальной ленте о Холокосте в Украине "Назови свое имя" (режиссер — Сергей Буковский). Сам по себе фильм является совместным проектом Института визуальной истории и образования Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии и Фонда Виктора Пинчука. Эту полнометражную картину о жертвах Холокоста в Украине скоро покажут в кинотеатрах больших городов страны (предполагаются скидки на билеты для студентов, пенсионеров, будут организованы массовые походы школьников в кино). А после показа в кинотеатрах "Назови свое имя" покажет и один из центральных украинских телеканалов. По словам Сергея Буковского, ведутся переговоры о демонстрации фильма в рамках Каннского фестиваля.
А учебное пособие, разработанное авторами-составителями Александром Войтенко и Михаилом Тяглым, содержит видеокомпонент с фильмом "Назови свое имя", а также отрывками интервью с теми, кто пережил Холокост и был его свидетелем. В пособии рассматриваются такие темы, как дискриминация, толерантность, демократическое сосуществование, ксенофобия. Учебные материалы пособия могут быть использованы на уроках истории в общеобразовательной школе, а также при изучении спецкурсов по общественным дисциплинам и во внеклассной работе.
В этом году планируется провести такие учебные семинары в каждой области Украины и в Автономной республике Крым, пригласив для участия свыше шестисот педагогов. На втором этапе лучшие участники региональных семинаров будут самостоятельно проводить такие занятия для своих коллег. Всего к участию в семинарах будет привлечено свыше трех тысяч украинских педагогов. Программа намечена к завершению в феврале 2009 года. Покамест семинары состоялись в Киеве, Харькове, Черкассах, Львове, Ивано-Франковске и Одессе.

ЭТОЙ ТЕМЕ В ШКОЛЕ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ МЕСТО

Об организационных тонкостях, проблемах и перспективах нам рассказала Наталья Голосова, тренер проекта:
— В каждом регионе мы выходим на местного координатора, то есть на человека, который фактически занимается всей организационной процедурой семинара. Условия, которые выдвигают наши грантодатели, просты. На семинаре должны быть, в первую очередь, учителя, причем учителя не только истории, но и правоведения, зарубежной литературы, потому что тематика кое-где имеет точки соприкосновения. Кроме этого мы настаиваем на том, чтобы обязательно были школьные психологи. Семинар поднимает очень серьезные психологические вопросы, связанные с воспитанием подростков, в преподнесении им понятий "жестокость", "зло", "историческая правда".
Все это не всегда правильно воспринимается нашими подростками. Педагог увидит, что реакция детей после просмотра фильма не всегда ожидаемая. Из десяти школ, в которых проводилось пилотирование материалов этого пособия, в восьми ученики отказывались сразу высказываться по поводу фильма. Некоторые дети уходили в себя со словами: "Мы не готовы сейчас что-либо говорить". Другие плакали. Были и такие, кто прятал свои истинные переживания за показным равнодушием, избирая себе такую защитную реакцию. Все это нормально. Однако психологи могли бы ознакомиться с ситуацией и проводить консультации для учителей. Программа семинара и предусматривает вступительную лекцию, цель которой — подготовить учеников к работе с материалом. В пособие намеренно не включались наиболее шокирующие фотографии, концентрирующие внимание на жестокости.
— Школьная программа сейчас чрезвычайно перегружена. Каким образом можно найти время в расписании для освещения столь важной темы, как история Холокоста?
— На семинарах в Ивано-Франковске и Тернополе учителя предложили обратиться с ходатайством в Министерство образования, для того чтобы этот курс ввести во всех школах. Действительно, это сложно, программа перенасыщена. Но в школах, возможно, есть часы резерва. И потом — материалы пособия могут использоваться как фрагмент урока, как воспитательный час, который будет посвящен толерантности, моральным дилеммам, человеческому восприятию трагедии.
В некоторых школах читается курс гражданского образования, в котором рассматриваются понятия дискриминации, стереотипов, предубеждения. Тут тоже можно с успехом использовать наши материалы. Кроме того, старшеклассники изучают курс "Человек и мир", темы которого можно рассматривать в контексте этого пособия. Особенность этого проекта состоит в том, что в Украине нет разработанных методик использования визуальных источников, а мы учим педагогов работать с авторским фильмом на уроках. Старшеклассники, изучая историю второй мировой войны, сталкиваются с понятием коллаборационизма, вполне раскрытым в нашем пособии.
— Я заметила, что по ходу работы семинара одесские учителя очень активно выражали желание усовершенствовать, например, карты и круговые диаграммы, приведенные в пособии, а также выразили уверенность, что понятие Торы недостаточно раскрыто. Предполагается ли в той или иной форме переиздание пособия с какими-нибудь правками?
— Пособие меняться не будет, мы не видим в этом смысла, поскольку каждый воспринимает эти материалы по-своему, что абсолютно нормально. Если кого-то не устраивает, например, диаграмма, он может ее изменить, дополнить, трактовать иначе, мы предоставляем педагогам право выбора, пособие не есть аксиома. Что касается трактования Торы, это дело специалистов, наши материалы фактически рассчитаны на светские школы, я не считаю нужным что-либо менять и впервые сталкиваюсь с замечаниями подобного рода.
Аудиторию, которая прослушала наши семинары, мы просим только об одном: в течение двух недель провести апробацию одного урока или фрагмента урока, — или это будет воспитательный час, форма в данном случае неважна. Мы подготовили листок оценивания с вопросами, который учитель должен заполнить на основании реакций учащихся. Через две недели мы обобщаем полученные материалы и отправляем их нашим грантодателям для дальнейшей обработки. Так мы сможем увидеть положительные и отрицательные стороны нашей работы, что для нас очень важно. Результаты будут опубликованы в нашем ежеквартальном журнале "Доба" вместе с замечаниями и предложениями педагогов.
Как показала работа в этом проекте, первый день семинара всегда ставит очень много вопросов, а второй убеждает учителей в том, что полученные материалы можно использовать на уроках, притом очень продуктивно. И я не удивлюсь, если на очередном конкурсе "Учитель года" в номинации "История и правоведение" мы увидим учителей, которые будут использовать наше пособие в своей работе!

СЛОВО — ОПЫТНЫМ ПЕДАГОГАМ

Впечатлениями делится преподаватель школы "Ор Самеах" Александр Николаевич Бирюков:
— Считаю, что все эти материалы можно будет использовать наилучшим образом во всех филиалах нашей школы, на поселках Котовского и Таирова, а также в начальной школе, школе мальчиков и школе девочек. Мы обязательно проведем свой внутренний семинар, на котором я расскажу коллегам о том, что здесь происходило. Такая работа у нас ведется постоянно, для нас это все не ново, но мы имеем дело с великолепно отработанным материалом, взятым из колоссального количества источников. Учителям предлагается очень хорошо продуманная схема преподавания темы Холокоста — то ли в форме факультатива, то ли в форме внеклассного мероприятия, не столь важно, это уже будет решаться по ходу дела. Такие семинары очень нужны. Тем, кто их организовал, — огромное спасибо!

Преподаватель истории средней школы № 84 Алла Алексеевна Ивановская:
— Меня всегда интересовал, если можно так выразиться, еврейский вопрос. Толкований его очень много, и на этом семинаре мы узнали многое и о традициях, и о самом народе. Но самое главное: получили методические советы, для того чтобы рассказывать ученикам о том, что такое Холокост, как к этому относиться и что делать, дабы подобное никогда не повторилось…
Очень приятно, что семинар состоялся накануне 60-летия создания Государства Израиль. Вот я теперь могу провести очень хороший урок, занятие в кружке на эту тему, приурочив его к дате создания Израиля, к 14 мая. У нас это программный материал. Будем говорить с учениками о самом народе, о его судьбе и об отношении к этому народу. Будем учиться пониманию и сопереживанию. Обратите внимание: еврейский народ не ассимилировался принудительно, а благодаря своим способностям и талантам воспринимал чужую культуру, впитывал многое. Естественно, и другие народы многому у него научились.

Любовь Владимировна Федорова преподает историю в средней школе № 82. Своего восхищения от проведенного на семинаре времени не скрывает:
— Люблю посещать семинары для учителей, они дают дополнительное ощущение уверенности в себе, толчок к творчеству. Этот семинар получился настолько "рабочим", не показным, не проведенным "для галочки"… Мы повысили наш учительский интеллектуальный уровень и, конечно, используем на уроках полученный исторический и дидактический материал, особенно в работе с одиннадцатыми классами. Я сейчас руковожу восьмым классом, но надеюсь довести его до выпуска, и все, что узнала сегодня, положу в свою учительскую "копилочку". В прежние годы, излагая тему "Великая Отечественная война", я всегда сталкивалась с детскими вопросами о Холокосте: почему фашисты преследовали евреев? Теперь я смогу дать на эти вопросы более квалифицированные ответы.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.