На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«Хобарт» — означает «смелый»


Карина РАУХ "Тиква"

Гостем очередного вечера Всемирного клуба одесситов стал замечательный музыкант, заслуженный артист Украины, художественный руководитель Национального одесского филармонического оркестра дирижер Хобарт Эрл. В зале не было человека, не знакомого с творчеством коллектива, каким он стал уже под руководством молодого и амбициозного маэстро. Хобарт стал первым и, кажется, до сих пор единственным иностранцем, получившим в Украине звание заслуженного артиста.

С особой ностальгией присутствовавшие на вечере просмотрели девятиминутное телеинтервью, которое Хобарт Эрл дал в 1999 году постоянно живущему в Эстонии члену клуба Виталию Зиниченко. В этом интервью музыкант рассказывал предысторию своего появления в Одессе. Он попал сюда впервые в 1990 году как дирижер, гастролирующий с камерным оркестром из Вены, и получил от тогдашнего директора филармонии народного артиста Украины Анатолия Дуды нестандартное предложение — возглавить симфонический оркестр. Что и произошло в 1991 году, интересным образом совпав с отсчетом истории независимости Украины…
"Это было начало конец", — на своем тогда весьма далеком от совершенства русском говорил маэстро с экрана. И в самом деле, положение одесского оркестра на тот момент иначе, нежели плачевным, не назовешь. Не было хороших инструментов, тростей, струн, музыканты за долгие годы привыкли к положению, когда на симфоническом концерте в зале сидит меньше народу, чем на сцене. А о регулярной выдаче копеечной зарплаты просто забыли. От себя добавлю, что с первых же шагов молодого дирижера стали преследовать злые критики его творчества и преобразований в оркестре. Мне то и дело приходилось отбиваться от злопыхателей, пытавшихся с моей помощью опубликовать в той или иной газете статью, призванную разоблачить Эрла. Причиной была элементарная зависть: такой молодой, а уже руководит оркестром, да еще и на зимние каникулы уезжает не куда-нибудь, а в Вену. Что, у нас — своих дирижеров нет?
Но дело же не в количестве специалистов (по-нынешнему магистров), которых выстреливает год от года наша консерватория (теперь уже академия), а в конкретной судьбе творческого коллектива, практически уже доведенного, как говорится, до ручки. Аргументация оппонентов была "железной": оркестр не исполняет опер и балетов (а зачем, когда его задача — играть симфонические произведения?!), да еще и появляются спорные трактовки произведений русских и украинских композиторов…
Действительно, Хобарт поначалу трудно вживался в традиции исполнения славянской музыки, не добивался от оркестрантов необходимой напевности, но со временем эта проблема отступила. Опыт пришел, а с ним — и убедительность трактовок Рахманинова, Скорика, Колессы… И никогда не пасовал ни перед противниками, ни перед трудностями, помня, что его старинное англосаксонское имя означает "смелый"!
Так вот, за первые восемь лет работы под руководством Хобарта Эрла оркестр гастролировал в двенадцати странах мира, приобрел много новых инструментов. "У вас в Эстонии ситуация с искусством лучше, чем у нас на Украине, — говорил интервьюеру тогда маэстро. — У нас денег нет, зарплату регулярно не платят…" Вот когда американец с экрана проронил "у нас на Украине", в зале раздались аплодисменты. А во второй раз зааплодировали, когда с неподражаемым одесским акцентом, отвечая на вопрос о своеобразии нашего города, Хобарт заявил: "Одесса — это Одесса. Что я вам буду сказать?".
После просмотра дирижер продолжил тему таким образом:
— За прошедшие годы украинскую и русскую музыку я стал понимать по-другому, безусловно. Новых инструментов приобрели на 80 тысяч долларов, привлекли меценатов, которые помогают оркестру.
С тех пор, как в 2002-м году нам был присвоен статус национального коллектива, проблем с зарплатой не стало. Правда, приглашать солистов и дирижеров для совместных выступлений мы можем только благодаря помощи спонсоров, ведь средства из Киева приходят только на зарплату… Тем не менее, я очень горжусь, что нам удалось выступить с пианистом Ефимом Бронфманом, входящим в пятерку лучших во всем мире. Для него это был, в сущности, благотворительный концерт…
Как поведал Хобарт Эрл, его очень удручает отсутствие в Одессе базы для профессиональных записей выступлений оркестра, тревожит необходимость продолжения работ по улучшению акустики в зале филармонии. В текущем сезоне одесситы выступят в Греции и Германии, а в марте 2010 года поедут на большие гастроли в Америку, где были в последний раз в 1998 году. Для сравнения — оркестр Светланова из Москвы не выезжал в Штаты уже пятнадцать лет. Есть чем гордиться, есть к чему стремиться, есть с чем бороться, словом, все как всегда…

Фото Леонида Рукмана.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.