На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Апофеоз войны в офортах Отто Дикса


Раиса КРЕЙМЕРМАН "Тиква"

Немецкий культурный центр на днях открыл выставку графики Отто Дикса, работы которого представляются в Одессе впервые. В экспозицию выставки вошли офорты, созданные в послевоенный период, а также скандально известный цикл "Война". Сразу скажем, что работы художника в хорошем смысле этого слова фотографичны, то есть беспощадно отражают ужасную военную действительность (хотя порой и не без гротескных преувеличений). Знаменитая картина "Апофеоз войны" российского живописца Василия Верещагина, написанная в 1871 году и вошедшая во все хрестоматии по истории искусств, на этом фоне выглядит декорацией к спектаклю. До Отто Дикса никто настолько не приближал к зрителю истлевшие в окопах черепа, изуродованные лица солдат, погибших в результате газовой атаки, ужасающие картинки окопного быта и ошеломляющие своей бессмысленностью виды разбомбленных домов с трупами мирных жителей…

"Есть вещи, не требующие комментариев. Для меня всегда было важнее действовать, чем говорить. Я воспринимаю действительность визуально и не являюсь философом. Поэтому у меня всегда имеется собственная позиция, в картинах я показываю то, что существует на самом деле и должно быть сказано ради правды", — признался однажды Отто Дикс, — и лучше не скажешь.
Офорты разместились в трех залах Музея западного и восточного искусства. Выставка предоставлена Институтом связей с зарубежными странами (Штутгарт). В Одессе осуществляется при поддержке Благотворительного фонда "Баварский дом Одесса", Германского посольства в Украине, Гете-института (Киев). Искусствовед Владимир Островский прочел первым посетителям вернисажа интересную лекцию, опираясь на множество источников, в том числе свидетельства биографа художника Отто Концельмана. По мнению лектора, европейцы, считавшие себя до первой мировой войны спокойными и добродушными людьми, не предполагали, что откроют в себе много нового, ужасного…
Графические работы Отто Дикса, представленные в экспозиции выставки, являются одной из ярчайших страниц изобразительного искусства первой половины ХХ века. Созданные в послевоенное время, они не только отражают одно из направлений развития живописи, но с плакатной наглядностью передают настроение и атмосферу своей эпохи. О них трудно сказать — "нравятся", ибо нравиться такое не может.
Экспозиция включает в себя 86 работ художника и состоит из двух разделов. Одна ее часть — ряд офортов, созданных в период между 1920-м и 1924-м годами. Эти работы относятся к тому периоду творчества Отто Дикса, в который он несколько отдаляется от пафоса и экзальтации экспрессионизма, используя средства реалистического отражения мира. Здесь к своим темам автор подходит конструктивно, без эмоций, стремясь к максимальной достоверности. Спустя несколько лет это направление искусства получит название "новой вещественности" — по названию выставки, прошедшей в 1925 году в Манхайме. Сам Дикс так комментировал свою позицию "Я сказал себе: жизнь не такая пестрая, она много мрачнее, ее цвета спокойнее и проще. Я же хотел показать вещи таковыми, какими они являются в действительности".
Двадцатые годы были продуктивнейшим периодом для Дикса, фронтовика, избежавшего смерти в окопах и с новой жаждой жизни принявшегося отражать в искусстве явления противоречивой жизни. Сомнительный блеск и несомненная убогость, наблюдаемые в жизни, воспроизводились в офортах "Игроки в бильярд", "Пожилая дама в кафе", "В мясной лавке", серии "Цирк".
Второй тематический раздел экспозиции — цикл "Война", впоследствии печально предрешивший судьбу художника. Работа над ним заняла всего шесть месяцев — с осени 1923 до весны 1924-го. Но предварительными черновыми эскизами к нему послужили рисунки, созданные Диксом на фронте, во время войны, которую он в составе пулеметного взвода прошел добровольцем. Как результат гениальной художественной работы появилось произведение искусства, которое по праву занимает место рядом с "Бедствиями войны" (1810-1820) Франциско Гойи и явилось не только одной из важнейших работ Дикса, но знаменательным событием художественной жизни двадцатых годов прошлого века. Дикс не акцентировал, подобно Гойе, внимание на мундирах персонажей своих гравюр; он разоблачал враждебную человеку сущность войны, а не служил конкретным политическим силам. Неудивительно, что нацистский режим заклеймил его произведение термином "выродившееся искусство".
Что особенно приятно, в Одессу привезены отнюдь не копии (как можно было бы ожидать), но самые настоящие оригиналы работ Отто Дикса. Хочется надеяться, что экспозиции мастеров мирового уровня вновь станут приметой обыденной жизни нашего Музея западного и восточного искусства, как это было раньше…

Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.