На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание

(Продолжение. Начало в № 536.)

ПОДЪЕМ И УБОРКА ПОСТЕЛЕЙ

УТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК

Утро во многих домах — напряженное время. Многие родители нервно подгоняют детей, чтобы те побыстрее прошли все этапы обычных утренних дел: "Давай, вставай!", "Хватит сидеть, одевайся!", "Иди, или ты опоздаешь в школу!", "Быстренько ешь свой завтрак!". К тому времени, когда последний ребенок наконец за дверью и на пути в школу, родители уже близки к взрыву. Что делать?
Видимо, основная проблема в том, что мы здесь как бы в подчинении у детей. Подгоняя ребенка, мы заставляем его думать, что своевременный приход в школу лежит на нашей совести. Поэтому он начинает на нас полагаться, а сам расслабляется. А если мы хотим, чтобы ребенок сам о себе заботился, сам за себя отвечал, мы должны отстраниться и предоставить все естественному ходу событий.
Прежде всего, это значит каждое утро поддерживать в доме приятную ненапряженную атмосферу. Удивительно, но когда мы перестаем их подгонять, дети быстро осознают ситуацию и начинают брать ответственность на себя. Рассказывает одна из матерей:
По утрам я всегда торопила сына, чтобы он не опоздал в школу. Следуя выводам нашей дискуссионной группы, я решила, что он уже достаточно взрослый и может отвечать за то, чтобы приходить в школу вовремя и без моего надоедания.
Я ничего с ним не обсуждала и ничего не делала. Только каждые пятнадцать-двадцать минут спокойно говорила ему, который час (потому что сам он пока еще не умеет понимать по часам). А через несколько дней он понял, что только от него самого зависит, будет он впустую тратить время или будет успевать. Поначалу это было ему нелегко, и он опаздывал в школу на пять-десять минут. А теперь, по прошествии нескольких недель, он почти не опаздывает.
Еще одна мать делится своим опытом:
Мои дети были очень заняты, когда вставали утром: они раскрашивали картинки, играли, разговаривали — и абсолютно не думали об одевании. Я всегда говорила: вставайте, одевайтесь, уже поздно. Я ненавидела их подгонять, но кончалось все тем, что я снова это делала.
Потом я решила поменять отношение: это их дело — ходить в школу и прийти туда вовремя. И когда я перестала им напоминать, то добилась почти стопроцентного успеха. Они, как обычно, раскрашивали, болтали и играли, — а я расслабилась и наблюдала, что будет. К моему великому удивлению, в какой-то момент они посмотрели на часы, и когда поняли, как поздно, начали торопиться как сумасшедшие. Я поймала себя на том, что надеюсь, что они опоздают, и это отучит их бездельничать, — но этого не произошло!
Безусловно, в семье нужно немного планировать и организовывать. Если мы выделим вечером время, для того чтобы сложить назавтра одежду, приготовить завтраки и собрать портфели для школы, то утром, когда времени в обрез, останется сделать уже совсем немного. Это особенно важно, когда есть еще грудной ребенок, о котором нужно заботиться. Не стоит говорить, что если встать пораньше, тогда все пойдет по-другому.

ПОДНЯТЬ ДЕТЕЙ С КРОВАТИ

Если это возможно, дайте детям собственный будильник, тогда вам не придется их поднимать. А если все-таки приходится будить их утром, делайте это мягко. Раскройте шторы и дружески скажите: "Пора вставать". Одни дети могут сразу встать, а другим нужно еще пару минут, чтобы осознать эту необходимость. Ребенку, у которого есть эта проблема, может помочь, если мы его пожалеем: "Я знаю — так трудно вставать утром". Нет ничего плохого в том, чтобы напомнить о вставании, но не входите в комнату повторно, чтобы заставить детей вылезти из кровати.

УБОРКА ПОСТЕЛИ

От детей нужно требовать, как только они подрастут и будут в состоянии это делать, чтобы они убирали за собой кровати. Хорошее правило — ЗДЗ: "застелить до завтрака". Иными словами, ребенку не дают завтрак, пока он не убрал постель.

ОДЕВАНИЕ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА

Дети ясельного возраста, которые сами еще одеваться не могут, часто сопротивляются, когда мы пытаемся их одеть. Хороший способ — оставить ребенка и сказать ему, чтобы он позвал вас, когда захочет одеться. Если ребенок так и не зовет, предпочитая оставаться в пижаме, предупредите его, что неодетые дети не получают завтрак. Это обычно помогает.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ

Первые попытки детей одеться весьма неуклюжи — нам кажется, что они бесконечно долго надевают каждую вещь. Нас так и подмывает броситься к ним и закончить все в одну минуту. Но если мы сохраняем терпение, давая ребенку делать то, что он может, и помогая в остальном, это со временем принесет свои плоды.
Чем лучше у ребенка получается, тем больше мы предоставляем делать ему самому. Вы можете сказать: "Вот твоя одежда. Когда не будет получаться, позови меня, и я помогу тебе". Но ребенок иногда хочет, чтобы вы оставались с ним; в таком случае вы можете разделить обязанности. К примеру: "Ты надеваешь трусики, а я — рубашку" или "Ты — один ботинок, а я — второй".
Если ребенок научился одеваться, это еще не значит, что он хочет это делать. Он может сказать вам: "Я не умею надевать рубашку", хотя для него это легко. Лучше ответить: "Я знаю, ты хочешь, чтобы я тебе помогла, но я думаю, ты с этим справишься". Конечно, все дети любят немножко представить себя маленькими и беспомощными, и поэтому нужно быть готовыми иногда им помочь, даже если они могут одеться и без нас.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.