На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА

(Продолжение. Начало в № 572.)

МЕЛАХОТ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ КОЖ

ОБРАБОТКА ПИЩИ

Законом Торы не запрещена обработка пищи в Субботу. Однако во избежание ошибок мудрецы запретили некоторые виды работ с пищей, напоминающие технологию дубления кожи. В первую очередь, это касается засалывания, широко используемого кожевниками. Конечно, мудрецы не намеревались убрать соль с нашего субботнего стола. Можно добавлять к различным блюдам соль для вкуса. Запрещено лишь то, что напоминает дубление кож, то есть обработка продуктов, которые под влиянием соли меняют свои физические качества: размягчаются, твердеют, консервируются или теряют горечь.
Конкретные примеры: нельзя засалывать в Субботу огурцы, делать кислую капусту или маринады. Нельзя солить горькую редьку, чтобы снять ее горечь. Все же в салат с протертой редькой можно добавить соли: поскольку уксус, масло и другие приправы ослабляют воздействие соли, ее добавка уже не похожа на дубление.
Мудрецы запретили делать в Субботу насыщенный раствор соли, так как это похоже на приготовление рассола. Ненасыщенный раствор можно приготовить в весьма ограниченных количествах. Об этом следует помнить, готовясь к пасхальному Седеру, выпавшему на Субботу.

МЕМАХЕК — РАЗГЛАЖИВАТЬ

При сооружении Мишкана, для того чтобы использовать кожу, нужно было сделать ее гладкой с двух сторон, то есть сверху снять щетину и соскоблить с внутренней стороны жирный слой. В быту мы можем столкнуться с этой мелахой в дождливый день, когда ботинки измазались глиной: нельзя очищать их ножом или о металлическую скобу у входа, так как помимо грязи в этих случаях иногда соскабливается и тонкий слой подошвы. Можно очистить ботинки о ступени лестницы или предназначенный для этой цели коврик.
Скоблить нельзя не только кожу, но и другие материалы, в том числе металлические изделия. Нельзя шлифовать их наждачной бумагой, натирать металлической мочалкой (цемер плада), чистить песком и т. п. Бокал для кидуша и другую серебряную посуду следует начистить до блеска в пятницу, в Субботу это делать нельзя, поскольку паста снимает тонкий слой с поверхности серебра, что расценивается как мемахек, разглаживание.
И даже натирать серебряную посуду до блеска простой тряпкой Галаха запрещает.
В Субботу нельзя точить ножи и счищать с них ржавчину.
Толада разглаживания — мемареах, размазывание (натирание) мази или другого материала по поверхности предмета. Из определения следует, что приготовление повязки с мазью в Субботу запрещено Торой. Причем мудрецы запретили накладывать в Субботу компресс с мазью, даже если он был приготовлен в пятницу, поскольку опасались, что забывшись, человек размажет мазь по повязке. Тот, кому необходимо наложить мазь на больное место или рану, должен выдавить ее из тюбика прямо на тело, а затем, не растирая мазь, перевязать рану бинтом. Но нельзя выдавить мазь на бинт, чтобы потом положить его на рану, — такая операция входит в запрет мудрецов накладывать компресс.
Некоторые авторитеты полагают, что в Субботу можно втереть в кожу впитывающийся крем, так как при этом на поверхности кожи не остается гладкого слоя. Другие не видят различий между мазями. Поскольку спор идет о Законе Торы, следует придерживаться более строгого мнения, отказавшись в Субботу от использования кремов. Тем не менее, больным можно разрешить пользоваться впитывающейся мазью, — но лишь при условии, что метод лечения предусматривает растирание до полного впитывания, иначе остается опасение, что мазь останется на коже, а это уже мелаха деорайта!
При пользовании кусковым мылом мы смываем с него слой за слоем, что очень напоминает мемахек. Правда, у нас нет намерения сделать мыло гладким, но таков неизбежный результат его использования (псик-рейша). Поэтому твердым мылом в Субботу не моемся. Тем более, что пользуясь им, мы нарушаем запрет на молид, создание новых вещей. То же самое можно сказать о пасте для мытья посуды.
К жидкостям понятия мемахек и мемареах неприменимы, поэтому раввины разрешают пользоваться жидким мылом. Некоторые авторитеты разрешают врачу перед осмотром больного использовать кусковое мыло, если нет жидкого.
В принципе, не запрещено чистить зубы в Субботу, но только не зубной пастой. Затронув тему о чистке зубов, приведем несколько правил, не относящихся к запрету размазывать. Щетку для зубов не мочат в воде из-за запрета на выжимание. Прополоскав рот водой, следует воспользоваться сухой щеткой. Кроме того, зубная щетка должна быть мягкой — чтобы избежать кровотечения из десен. Людям с больными и слабыми деснами придется вообще отказаться от употребления щетки. Наконец, желательно пользоваться отдельной зубной щеткой для Субботы, отличающейся внешним видом от той, которую мы используем в будни. Но если кто-то решил, что все это настолько сложно, что лучше ограничиться полосканием рта с помощью специального "эликсира", то сообщаем — именно так поступает абсолютное большинство людей.
Как и многие другие субботние работы, мемареах, по Закону Торы, не относится к пищевым продуктам. Поскольку пищу можно есть, и не размазывая ее, например, по куску хлеба, то захоти мы ее все-таки размазать — этой операцией мы не совершим ничего созидательного. Тем не менее, остаются некоторые сомнения относительно тех пастообразных продуктов, которые в эстетических целях принято пригладить перед подачей на стол. Поэтому, хотя прямого запрета здесь нет, тот, кто не будет так поступать, только выиграет. Под это "устрожение" закона попадает смазывание торта кремом и приглаживание картофельного пюре на блюде. Намазывать масло, шоколадную пасту и т. п. на хлеб, несомненно, можно, — ведь мы хотим не разгладить, а покрыть весь кусок хлеба маслом или пастой.
…"Песня на Субботний день. Хорошо славить Всевышнего и воспевать Твое имя, о, Всевышний. Провозглашать утром о Твоей милости и о Твоей верности — ночью... Ибо Своим деянием возвеселил Ты меня, Всевышний: радуюсь я делам Твоих рук. Насколько величественны Твои дела, Всевышний, насколько глубоки Твои замыслы! Несведущий человек не признает и глупец этого не поймет. Расцвели злодеи, словно трава, распустились совершающие беззаконие, — но лишь для того чтобы исчезнуть навеки"...
Этот псалом Давида пели левиты в Иерусалимском храме каждый Шаббат.
Есть в нем одна странность.
В первой строке говорится, что перед нами — особый псалом на Субботний день, но почему-то дальше в тексте нет ни слова о Субботе. И еще речь в нем идет о том, как Творец управляет миром, в частности, почему многие злодеи преуспевают, а праведники страдают. Важная и глубокая тема. Но какое отношение она имеет к Субботе?
Написано в Торе: "И увидел Всевышний все, что Он создал, и вот: очень хорошо. И был вечер, и было утро — день шестой. И были завершены небо и земля со всем их воинством.
И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую делал, созидая".
Остановка Творения и освящение седьмого дня (то есть его выделение и возвышение) неотделимы от сказанного выше: "И увидел Всевышний все, что Он создал, и вот: очень хорошо". Мир завершен, он прекрасен и гармоничен, он именно таков, каким задумал его Творец. Так царь, глядя на только что отстроенный дворец, с удовлетворением замечает: "Хорош! Лишь бы он мне всегда нравился так, как сегодня!".
Выполняя заповедь Субботнего покоя, мы должны в некоторой степени уподобиться Творцу. Это означает, что человек тоже должен почувствовать, как ему нравится окружающий мир. Чем больше у нас претензий к справедливости Всевышнего, чем больше мучат нас вопросы о процветающих подлецах, тем дальше мы отходим от правильного ощущения святости Субботы. Но что делать, если процветание негодяев мешает нам наслаждаться миром? Разве можно отстраниться от очевидных проблем, мешающих гармонии? Понятно, что трудно зло величать добром, сладко закатывая глаза к небу.
На наши претензии и недоуменные вопросы о процветании негодяев отвечает автор псалма. Он говорит, что если "распустились совершающие беззаконие", то "лишь для того чтобы исчезнуть навеки". И в самом деле, наш мир — далеко не вся реальность, созданная Творцом. Более того, наш мир — всего лишь временный и преходящий этап. Вслед за ним приходит грядущий мир — вечный и нескончаемый. Там не будет места злодеям; вечная жизнь — не для них. Как только мы поймем, что наш мир играет служебную роль, подобно коридору, ведущему в зал, все сразу станет на свои места. Ведь не судят же о доме по одному коридору!
"Песня на Субботний день"... Талмуд перефразировал эти слова: "Песня на день нескончаемой Субботы", то есть песнь о грядущем мире. Осознав его существование, мы можем с полным сердцем продолжить: "Хорошо славить Всевышнего и воспевать Твое имя, Всевышний. Провозглашать утром о Твоей милости и о Твоей верности — ночью"...

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.