На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

МИШПАТИМ


В первой фразе главы сказано: "И вот законы, которые ты (Моше) предложишь им (евреям)". Законы на иврите — мишпатим. Мишпатим — это законы, о которых можно судить (на иврите — лишпот). Они основаны на суждениях или — рассуждениях. Обычно их считают законами общепонятными, основанными на здравом смысле. Такие законы существуют в любом правовом или претендующем на такое определение государстве. К мишпатим относятся, например, заповеди, данные Моше на Синае: "не убивай", "не кради", "не прелюбодействуй". Без них невозможны нормальные человеческие и имущественные отношения, безопасное и спокойное проживание граждан любой страны. Отметим, кстати, что на основе Синайских заповедей через три тысячи лет была сформулирована Декларация прав человека — общий международный закон.
На Синае наш народ получил и другой вид законов — хуким. Хуким отличаются от мишпатим тем, что они — непостижимы человеческим разумом. Это — указы Творца, Его воля, которую надо исполнять. Примером могут служить законы Шаббата, законы о разрешенных и запрещенных для еды видах животных, заповеди ношения тфилин и цицит...
Однако заметим, наш раздел начинается словами "и вот мишпатим", а содержит также и хуким — законы непонятные. Что между ними общего? Традиция учит, что соблюдать мишпатим (так же, как и хуким) нужно уже потому, что так повелел Создатель мира. И степени личного понимания их важности и правильности тут недостаточно. Ведь тогда может получиться так: если не понимаю, то и не соблюдаю. Поэтому и говорят наши мудрецы: сначала — делай, потом — пытайся понять. Только Всевышний до конца знает Свое творение со всеми его взаимосвязями. Только Ему доподлинно известно, что для нас плохо, что — хорошо. Ему, Единственному, обязаны мы своим существованием. Он создал наш народ. Поэтому мы и должны выполнять Его Волю…
Если бы спросили человека, с каких законов, по его мнению, Всевышний начнет излагать Тору в главе, названной "Законы", то получили бы от разных людей разные ответы. Кто-то сказал бы о законах Шаббата, играющих наиважнейшую роль в еврейском образе жизни, кто-кто — о законах, запрещающих идолопоклонство, ибо они определяют еврейское мировоззрение...
Но в Торе — иначе.
Глава Мишпатим ("Законы") начинается текстом об отношении к слуге (в оригинале употреблено слово эвед — раб, слуга; мы пользуемся вторым значением, чтобы избежать недопонимания, ибо раб у евреев далеко не то же самое, что раб у греков и египтян или раб-негр у американцев). В Торе читаем: "Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой год — выйдет на свободу без выкупа. Если пришел один, выйдет один, а если была у него жена, выйдет и жена вместе с ним. Если господин его даст ему жену и та родит ему сыновей или дочерей, жена и ее дети останутся у господина, а раб выйдет один. А если заявит раб: я люблю господина своего, и жену свою и детей своих, не выйду я на свободу — пусть тогда господин приведет его к судьям, подведет к двери или к косяку и проколет ухо его шилом.
И останется он служить ему навеки" (21: 2-6).
Обратим внимание на такой момент. Зачем обращать в рабство человека, и к тому же своего соплеменника? С одной стороны, каждое утро мы благодарим Создателя: "Благословен Ты, Всевышний, Творец и Царь всех миров, за то, что не сделал меня рабом". В Песах, "время нашей свободы" (еще одно название этого праздника), читая Агаду (Пасхальный рассказ) и преломляя мацу, мы снова вспоминаем об этом благе. Мы вспоминаем, как Творец мира освободил Яакова от духовного рабства ассимиляции у Лавана, и весь наш народ — из рабства в Египте. Причем последнее рабство было еще хуже, потому что не оставляло свободы выбора, и было, в конечном итоге, и физическим, и духовным рабством.
С другой стороны, наша традиция учит, что высший титул Моше не рабейну — наш учитель, учитель всего народа, а авдо — Его раб. И Йосеф говорит своим братьям, чтобы они слишком сильно не огорчались из-за того, что продали его в рабство, потому что таков был план Всевышнего. Он стал рабом, ради того чтобы спасти жизнь народа. Однако не только личная судьба Йосефа после его продажи, в конце концов, вывела его на вершину власти в крупнейшей стране мира и позволила ему объединить расколотое семейство и спасти его во время голода. Мудрецы учат нас, что рабство было необходимым этапом тотального очищения, который должен был пройти весь народ, — это и было для него спасением…
Теперь вернемся к вопросу о рабе-еврее. Зачем еврею покупать еврея и делать его своим рабом? Тем более, как ясно из комментариев к этому закону, хозяин должен относиться к нему как к домочадцу или даже дорогому гостю? Сказано: если у него есть в доме одна подушка, пусть отдаст ее рабу, если есть только одна кровать, на ней должен спать раб. Ответ заключается в том, что хозяин берет на себя выполнение особой миссии: он помогает человеку, который попал в беду. Например, еврей украл и не смог вернуть деньги владельцу. Тогда суд продает вора, а стоимость возвращает его жертве. Тот, кто хочет его поддержать, приобретает провинившегося на срок, не превышающий шести лет.
И вот что получается. Человек украл, отнял у другого человека имущество. А тот, кто приобретает виновного, отдает ему последнее — собственную подушку, свою кровать... И в этом мы видим важный воспитательный момент. За годы проживания в семье, живущей по таким принципам, нарушивший закон еврей может измениться к лучшему. Ему дается шанс обрести внутреннюю свободу, выработать правильное отношение к миру, где высшие идеалы преобладают над материальными трудностями, например, — бедностью, когда нет даже лишней подушки или кровати. Но он не должен заявлять: "Я люблю господина своего, и жену свою (рабыню, данную хозяином, если у него не было своей жены) и детей своих, не выйду я на свободу".
Он не должен становиться и рабом своей любви — он был создан для свободы, чтобы самостоятельно сформировать себя, построить свою жизнь "по образу Творца". А если отказывается выполнять задачу, поставленную перед ним Создателем, "пусть тогда господин приведет его к судьям, подведет к двери или к косяку и проколет ухо его шилом". Ухо, уточняют мудрецы, которое слышало о даровании ему свободы на Синае…
Тема рабства для народа, который только что вышел из египетского рабства на свободу, разумеется, актуальна. И сама идея, что рабство, по сути своей, несправедливо, не соответствует высшей, изначальной свободе человека, взята из Торы, у евреев. Она, эта идея, и привела к освобождению рабов во всем мире. Итак, в начале главы сказано: даже если ты на законных основаниях приобрел слугу (раба), он не должен по твоей воле оставаться у тебя более шести лет. Кроме того, мы узнаем, что отношение к слуге (рабу) должно быть деловым и гуманным. Зачем вообще понадобилось такое начало? Ведь все это говорилось евреям, только что вышедшим из Египта, из дома рабства. Евреям, которые еще вчера сами были бесправными рабами, а их детей топили в реке и замуровывали в пирамиды. Им ли надо давать наставление о человечном отношении к слуге (рабу)? Но Тора — не пособие по психологии. Тора — записанная буквами Мудрость Творца мира. Тора ясно понимает: тот, кто вчера был угнетенным рабом, сегодня может стать жестоким рабовладельцем. Именно потому, что вчера сам был рабом и страдал.
Почему так происходит? Поведение любого человека определяется его мировоззрением и является следствием непрерывной внутренней борьбы йецер а-тов (склонности к Добру) и йецер а-ра (склонности к удовлетворению низменных, материалистических желаний). Какое мировоззрение впитали в себя рабы? Что поддерживало их йецер а-ра, пока они жили в рабстве? Ответ, думается, ясен. Но рассмотрим проблему глубже и обнаружим, что законы Торы об отношении к рабу помещены в начале не только для того, чтобы подчеркнуть их важность, но и для того, чтобы прояснить, каковы духовные корни других законов главы.
В главе Мишпатим много законов, касающихся взаимоотношений между людьми. Это, например, способы определения материального ущерба и компенсации за него (21:28,35; 22:43 и др.). Или — правила хранения чужого имущества и возвращения найденной вещи. Но как эти законы, на основе которых строится справедливое общество, связаны с законами об отношении к слуге (помимо того, что в справедливом обществе и отношения должны быть справедливыми)? Дело тут в том, что общество никогда не будет истинно справедливым, если один человек будет видеть в другом слугу, "предмет для использования". Основа основ в понимании устройства мира (а значит, и общества) состоит в том, что у мира — Один Хозяин. И этот Хозяин — Всевышний. И потому слуга — временное состояние человека, имущество — тоже временное (на тот свет не унесешь), а деньги даются, в том числе, и для того чтобы люди помогали друг другу.
И тогда становится понятной глубинная правота Законов Торы. Их цель — не просто, скажем, компенсировать ущерб, если ты виноват, но самим фактом компенсации восстанавливать разрушенный мир. Тогда понятен и последний закон в нашей главе — об отношении к народам, которые жили в Эрец-Исраэль до того, как туда вернулись из Египта евреи. В Торе об этом сказано: "Не заключай с ними союза и не признавай их религию... ибо будет тебе это — западней" (23:32). Казалось бы, говорить об этом излишне. Ведь в Десяти Заповедях есть запрет служить чужим идолам и любым теориям — будь то социализм, сайентизм (когда признают только науку) или индивидуализм. Почему так важно было выделить именно тех, которым поклонялись народы, населявшие Страну Израиля?
Потому что евреи должны были стать победителями. И побежденные народы могли стать их слугами. А чтобы слуге было комфортно, хозяин может позволить ему по-прежнему поклоняться его богам, — лишь бы работал хорошо. И тут Тора говорит: принцип устройства мира важнее любых материальных выгод. И теперь нам понятны слова Торы: "это может стать тебе западней". Да, нужно хорошо относиться к другим людям. Но нельзя допускать распространения выдуманных религий и теорий.
Следует ли из этого, что евреи должны воевать с чуждыми им мировоззрениями? Нет, не следует. У себя дома, в своей стране не должно быть места оскорбительному поклонению. Сказано: "когда приведет тебя Всевышний в Страну..." (23:23). А на окружающий мир мы должны влиять, строя на своей земле справедливую жизнь, проявляя настойчивость и упорство в сохранении близости с Творцом. Это, в конце концов, несомненно приведет Свет Всевышнего в сердца других народов.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.