На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ФОЛИАНТ О СИНАГОГАХ


Мирон БЕЛЬСКИЙ "Тиква"

Кто-то из великих немцев заметил, что коллекционеры — самые счастливые люди на земле. Их много, и увлечения их столь разнообразны, что не поддаются учету. Собирают сведения о животных, насекомых, свидетелях старины, картины и предметы искусства, книги, открытки и т. п., причем любопытно, что каждое собрание уникально и не похоже на подобные. Собрания порою зависят от вкуса собирателя, его умения находить редкости для предмета своего увлечения. Есть собиратели, которые накопляют редкости, не вдаваясь в их сущность, а есть отдельные коллекционеры, которые досконально и всесторонне изучают экспонаты своего собрания и на основе собственных мини-открытий готовят публикации для газет и журналов, а со временем выпускают книги или альбомы, не имеющие аналогов по содержанию. Подобные книги коллекционеров, изданные небольшими тиражами, становятся раритетами.

В редком собрании Анатолия Дроздовского есть альбом "Синагоги".
Белорусский коллекционер Владимир Лиходеев, о котором я ничего больше сообщить не могу, подготовил и издал на базе своего собрания открыток и фотографий огромный альбом большого формата (32х20 см), — имя которому "Синагоги". Это издание в рамках проекта "В поисках утраченного" открывает серию альбомов под общим названием "Еврейская жизнь". Издатель обещает в следующих книгах познакомить читателей с историей, культурой и бытом еврейского народа. В альбоме нет текста, на 236 страницах размещены 461 иллюстрация, на которых — старые и новые синагоги Белоруссии, России, Украины, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Азербайджана Литвы, Казахстана, Узбекистана, Китая и Финляндии, причем начиная с Эстонии, каждой стране отведено по одной, двум, трем фотографиям. В основном, картинки черно-белые, хотя встречаются и цветные изображения.
Рассматривая изображения синагог, можно установить, что все еврейские молитвенные дома — в непохожих друг на друга зданиях, имеющих свои особенности. Здания сии на картинках даны в наружных видах, они величественно возвышаются среди других, скромно и без излишеств украшены. Многие прекрасно сохранились до наших времен. Почти все здания каменные, хотя есть и деревянные синагоги (деревянная синагога в Сиядуве (1930-е гг.), в Березе-Картузской (1920-е гг.), в Борисове (1918 г.), Гродно (1930 г.), Ходорове Львовской области (1930 г.) и др.).
Отмечу попутно, что строительство синагог обходилось довольно дорого для еврейских общин, учитывая, что строители (среди которых тоже было много евреев) стремились хорошо заработать, рассчитывая на то, что евреи-заказчики не очень-то разберутся в их сметах.
В январе 1850 года Управление Одесского градоначальства запросило проект и смету строящейся синагоги для отправки в МВД. Постройка была разделена на три периода: разломать старую синагогу, устроить фундамент (23117 руб.), вывести стены синагоги, сделать своды, мраморные полы, двери, окна, лестницы и галереи (109 тысяч рублей), штукатурные работы, лепные и мраморные украшения (9825 руб.). Все должно было стоить 142 тысячи рублей. Деньги огромные, если учесть, что собирали их все евреи по копеечке. Градоначальник нашел, что так как постройка должна быть окончена на средства пожертвования от Одесской еврейской общины, и ляжет это на евреев экономическим оброком, он полагает, можно соблюсти весьма значительную экономию против намеченной суммы, до 35 тысяч рублей.
На многих открытках видны руины синагог, например, в Полоцке, иногда показаны внутренние виды хоральных синагог в Минске, Белой Церкви, Белостока, Днепропетровска и др.
Перед синагогами часто располагались рыбные рынки (г. Слоним), просто базары с магазинами ("Мануфактурная торговля А.З. Царфина"). Любопытны группы евреев на фоне винницкой синагоги, наряды, накидки и прочая специфическая одежда молящихся. Интересны и другие фотографии — синагога "Хабад", госпитальная синагога Кракова, главные хоральные синагоги Кременчуга, Николаева.
В советское время во многих синагогах располагались различные организации: в Бобруйске в 1932 г. — Дом физкультуры и клуб "Коминтерн", в Пружанах (1916) и Иваново (1916) в годы первой мировой войны — немецкие госпитали, в Минске — Государственный еврейский театр Белоруссии (1930), а в другой синагоге — рабочий клуб (1920). Сегодня еще не все здания синагог возвращены законным хозяевам — еврейским общинам, но процесс возврата еврейской собственности постепенно продолжается.
Естественно, что одесского читателя интересует вопрос о синагогах города — какое место им отведено в книге.
В Одессе на стыке двух веков (ХIХ и ХХ) проживало более 135 тысяч евреев, что составляло треть населения города. В то время одновременно действовало от 40 до 60 синагог. Не все они были столь величественны, как главные синагоги города, но в дни еврейских праздников все были переполнены верующими. В рассматриваемом нами альбоме представлено пять фотографий одесских синагог конца ХIХ века: четыре общего вида Бродской синагоги (Пушкинская угол Почтовой) и один вид синагоги на улице Ришельевской угол Еврейской.
Старейшая синагога на Ришельевской сооружена инженером Любенковым и архитектором Моранди. Фасад и внутренняя отделка выдержаны в флорентийском стиле, смешанном с романским. Оба этажа сделаны по фасадам крупными рустами, окна большие, полукруглые. Внутри синагога делится на три продольных части: над боковыми частями расположены хоры, к которым ведут каменные лестницы, устроенные по сторонам главного входа. Во время молений поет превосходный хор певчих.
Бродская синагога сооружена в бытность генерала-губернатора Коцебу, в начале семидесятых годов ХIХ века. Фасад ее выдержан в готическо-флорентийском стиле. По углам здания над главным карнизом возвышаются четыре каменных барабана с куполами. Бродской она называется потому, что ее основателями были австрийские евреи, вступившие в подданство России и переселившиеся в Одессу, по большей части из Брод — уездного города Галиции. Первоначальному зданию "становилось тесно", и из дома Лагутки синагога была перенесена в дом коллежского советника Ксениса на Итальянскую улицу. В марте 1847 года произошло освящение новой синагоги.
Четыре фотографии Бродской синагоги, по сути, повторяют друг друга. Любопытно, что в этих фотографиях Бродской синагоги, снятых, очевидно, в одно и то же время — начало ХХ века, на трех — синагоги без единого дерева вокруг зданий, а на одной — здание утопает в многочисленных деревьях, доходящих до третьего этажа. Очевидно, это самая поздняя фотография, ибо на ней видны электрические фонари, чего нет на трех других открытках.
Для других одесских синагог места в книге не нашлось: то ли не было их фотографий у составителя, то ли их вид не привлек его внимания.
Еще одно наблюдение. Очевидно, сувенирные открытки были столь популярны, что почти все города выпускали их в больших количествах. Обычно на сувенирной открытке были изображения самых почитаемых мест города, но почти на всех сувенирных открытках разных городов среди изображений обязательно можно найти здание местной синагоги.
Справочный аппарат альбома невелик: единственный указатель в конце книги позволяет быстро отыскать по географическому принципу картинку нужной синагоги. В целом, альбом кроме видов синагог дает возможность прикоснуться к ушедшей жизни евреев, к их быту, внешнему виду и другим любопытным деталям прошлого.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.