На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ ГИТЛЕРА


Журналистское расследование Еврейского Телеграфного Агентства (ЕТА) о роли ведущей автомобилестроительной корпорации Америки в техническом оснащении и перевооружении нацистской Германии, роли, без которой история Третьего рейха могла быть несколько иной.
Публикуется с сокращениями.

Эдвин БЛЭК ЕТА

(Окончание. Начало в № 602.)

К весне 1933 года мир начинал постепенно узнавать о беззакониях и жестокости нацистского режима, а также о твердом намерении рейха сокрушить свою еврейскую общину. Гитлеровская антисемитская демагогия и яростные нападки на евреев обсуждались в американской прессе практически ежедневно. Президент "Дженерал моторс" Альфред Слоун знал о том, что происходит в Германии. Тем не менее, "Дженерал моторс" и Германия начали стратегическое деловое сотрудничество.

Подготовка к блицкригу Компания "Опель" стала важнейшим элементом германского перевооружения и модернизации. Позже Германия объявит блицкриг — стремительную войну. А "Опель" сконструирует трехтонные грузовики под названием "блиц" для германской армии, которые стали главным оплотом блицкрига.
Очень быстро Слоун и Джеймс Муни, директор "Дженерал моторс" по зарубежным сделкам, поняли, что военная машина рейха была действительно лучшим клиентом корпорации в Германии. Доходы от продаж армии были значительно выше: грузовик приносил компании на 40 процентов больше, чем легковушка. Так что "Дженерал моторс" предпочла снабжать армию. Вермахт вскоре стал клиентом номер один для "Опеля". Другими важными клиентами были области промышленности, связанные с военной машиной Гитлера.
Увеличение на своих предприятиях числа рабочих мест с 17 тысяч в 1934 году до 27 тысяч в 1938 году сделало "Дженерал моторс" одним из ведущих работодателей Германии. "Опель" стал не просто успешным производителем, это предприятие восприняло философию, которой руководствовался весь нацистский военно-промышленный комплекс. До того, как в 1929 году "Дженерал моторс" купила "Опель" за 33,3 миллиона долларов, — что составляло треть доходов компании в тот год, — "Опель" был уважаемым германским производителем автомобилей. Семья Опель включала несколько видных членов нацистской партии, что было очень важно для рядовых нацистов, осуждавших все иностранное.
Поэтому в гитлеровские времена Слоун и Муни старательно скрывали, что "Опель" принадлежит американцам и ими управляется. Рядовые штурмовики, члены нацистской партии и германские автолюбители считали, что легковые и грузовые "опели" — продукты чисто арийской фирмы.

Маскарад

"Опель" стал одним из первых патронов Национал-социалистического моторизованного корпуса — полувоенного подручного нацистской партии. Легковые и грузовые машины "Опеля" давались в бесплатную аренду местным штурмовикам. "Опель" делал огромные денежные пожертвования на все программы нацистской партии. К примеру, компания пожертвовала местным штурмовикам 75 тысяч рейхсмарок на строительство нового офиса гауляйтера.
Постепенно "Опель" становился не просто производителем автомобилей, а столпом нацистского сообщества.
И конечно же, это дочернее предприятие "Дженерал моторс" включилось в антиеврейскую кампанию. На еврейских служащих и поставщиков был наложен запрет. Давних дилеров, имевших еврейскую кровь, отстранили от дел.
Чтобы скрыть американскую принадлежность и представить "Опель" как "чисто арийское" предприятие, Слоун и Муни, начиная с 1934 года, изобрели такой орган, как "директорат", в который вошли видные германские деятели. Однако все решения принимались в Америке. "Дженерал моторс" как единственный акционер контролировала руководство "Опеля" и все корпоративные решения. Среди решений, принятых в Америке, начиная с 1935 года, была передача Германии технологии производства бензина с добавкой тетраэтилсвинца, который обычно называли этилом или свинцовым бензином. Это позволило рейху повысить октановое число и улучшить работу автомобильных двигателей. Улучшение работы двигателя, в свою очередь, означало увеличение скорости и мобильности боевых сил — как раз то, что было нужно рейху для стремительного блицкрига.

Победы в состязании

За несколько лет партнерства с гитлеровским режимом "Опель" начал опережать всех своих конкурентов. К 1937 году его размер втрое превысил "Даймлер-Бенц" и вчетверо — германское предприятие Форда, "Форд-верке".
"Дженерал моторс" приняла решающее участие в росте германской экономики. Как было известно большинству экономистов того времени, и чем хвастался Слоун, автомобильное производство создало тысячи рабочих мест на заводах, сеть поставщиков и продавцов, способствовало развитию моторизации и сопутствующей ей нефтеперерабатывающей промышленности. Более того, рост сети шоссе — от местных дорог до автобанов — способствовал строительному буму, который тоже привел к появлению тысяч дополнительных рабочих мест и сотен дополнительных поставщиков. Историк, который десятилетия спустя изучал документы гитлеровской эпохи, заключил: "Автомобильная индустрия была во главе замечательного возрождения германской экономики. Она способствовала укреплению популярности нацистского режима, уничтожив за какие-то несколько лет массовую безработицу, поразившую четвертую часть трудового населения страны. Это стало очень важным вкладом в восхождение Гитлера".

Война

Первого сентября 1939 года Германия направила свой блицкриг на Польшу, куда войска прибывали на грузовиках "блиц", произведенных "Опелем".
Вскоре после начала войны в Европе руководители "Дженерал моторс" в Германии постарались дистанцировать американскую компанию от обвинений в причастности к германской военной машине. Совет "Опеля" был перестроен так, чтобы управленцы из "Дженерал моторс" сохранили контроль в совете директоров, но оставались невидимыми в повседневном руководстве.
Летом 1940 года сотрудник "Дженерал моторс" составил документ, предназначенный исключительно для внутреннего пользования. Он пояснил, что "хотя руководство "Адам Опель А.Г." находится в руках германских граждан", на самом деле "Дженерал моторс" по-прежнему "активно представлен двумя американскими управленцами в совете директоров". Однако вне зависимости от числа членов — германских или американских — в разных руководящих советах и комитетах, "Дженерал моторс" в Соединенных Штатах могла наложить вето или разрешить любую из проводимых операций. Хотя, когда война началась, законы и приказы вермахта определяли особенности военного производства на "Опеле". Как и любое государство, находящееся в состоянии войны, только рейх определял, какое оружие будет изготавливаться на его милитаризованных заводах. А значит, компания "Дженерал моторс" сама решила продолжать работу в Германии, продолжать подчиняться военным приказам рейха. Завод "Опеля" в Бранденбурге был мобилизован и превращен в завод по изготовлению самолетных моторов для бомбардировщиков люфтваффе. Позже на заводах "Опель" производили наземные мины и торпедные детонаторы.

К середине 1940-го года — вне зависимости от согласия Слоуна — Вашингтон назначил "Дженерал моторс" главным военным поставщиком союзников. Слоуну пришлось подчиниться.
В июне 1940 года Слоун вернул Муни в Соединенные Штаты, чтобы поставить его во главе программы по подготовке Америки к войне. Муни был назначен советником нового президента "Дженерал моторс", "ответственным за все переговоры с Вашингтоном относительно оборонного оборудования". Это назначение привело в ужас комитет антинацистского бойкота, который прекрасно помнил о награждении Муни в 1938 году медалью "За службу Рейху".
Когда в конце 1940 года Белый дом начал требовать, чтобы "Дженерал моторс" порвала все дела с латиноамериканскими автомобильными дилерами, подозреваемыми в симпатии нацистской идеологии, Слоун категорически отказался.
К апрелю 1941 года у помощника государственного секретаря США Адольфа Берла, в обязанности которого входило выявление нацистских сил и сторонников в Латинской Америке, лопнуло терпение в отношении Слоуна и его коллег. Берл распространил меморандум, в котором заявил, что "отдельные руководители в "Дженерал моторс" симпатизируют или сотрудничают с пронацистскими организациями. Это настоящая "пятая колонна", значительно более страшная, чем многие другие вещи, происходящие в настоящее время". Берл потребовал расследования ФБР.
Расследование ФБР о связях ведущих руководителей "Дженерал моторс" с Гитлером обнаружило тайный сговор Муни с Германией, но не выявило никаких свидетельств нелояльности к Америке. Слоун в результатах этого расследования даже не упоминался.

Дружественный нацистский попечитель

11 декабря 1941 года германские дипломаты в Вашингтоне обратились в Государственный департамент, чтобы передать объявление войны Германии против Америки. Все прямые контакты между "Дженерал моторс" и его дочерним предприятием "Опель" в Германии были вынужденно прерваны.
После объявления войны Америке все американские корпоративные интересы в Германии или оказавшиеся под контролем Германии были переданы под юрисдикцию назначенного рейхом "попечителя" имущества, принадлежащего врагу. В обязанности попечителя входило такое руководство предприятием, которое бы позволило ему максимально эффективно и прибыльно работать, сохраняя все имущество и прибыль до решения их судьбы после войны.
В случае "Опеля" Карл Люер, президент компании "Опель" и видный член нацистской партии, был назначен рейхом на роль попечителя компании. (Предвидя начало военных действий, "Дженерал моторс" сделала Люера президентом "Опеля" в конце 1941 года, как раз накануне начала войны для США.) Другими словами, действующий и утвержденный "Дженерал моторс" президент "Опеля" продолжал руководить предприятием все годы войны.

С 1941 по 1945 годы "Дженерал моторс" построила и управляла оборонными предприятиями союзников. Генерал Льюис Клей, ответственный за заключение и выполнение контрактов на поставку материалов, признался: "Я должен был запустить гигантскую, никем не виданную программу по снабжению. Кто бы мог сделать такое? И я пошел в "Дженерал моторс".
"Дженерал моторс" также пожинала финансовые плоды своих отношений с Третьим рейхом. Дружественный нацистский попечитель продолжал получать прибыль для компании в течение всех военных лет. "Опель" производил грузовики, двигатели для бомбардировщиков, наземные мины, взрыватели для торпед и другие военные материалы, значительная часть которых делалась руками тысяч узников трудовых лагерей. Получаемые прибыли, а также принадлежность "Дженерал моторс" 100 процентов акций сохранялись попечителем, назначенным рейхом.
После войны, начиная с 1948 года, "Дженерал моторс" начала возвращать себе контроль над производствами "Опеля" и над его имуществом, а также над замороженными дивидендами.
"Дженерал моторс" также получила 33 миллиона долларов "военных репараций" — поскольку союзники разбомбили ее германские предприятия.

Послесловие

"Нам бы хотелось нажать кнопку обратной перемотки и изменить некоторые вещи, которые г-н Слоун думал и говорил", — сказал корреспонденту ЕТА пресс-секретарь компании Том Уилкинсон.
Это заявление было сделано после выхода в ЕТА материалов под общим заголовком "Автопроизводитель Гитлера".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.