На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ, СТРАНА ИЗРАИЛЯ…


Раввин Элиягу ЭССАС

Эрец-Исраэль, Земля Израиля, — страна особая… Давайте коснемся хотя бы нескольких особенностей нашей земли, отмеченных в Торе или в словах пророков. Итак:

1. Эрец-Исраэль — эрец хемда — желанная страна. Так определил ее Всевышний устами пророка Йермиягу (Книга Йермиягу, гл. 3). Действительно, никогда евреи не переставали тосковать по этой земле, никогда не забывали ее, никогда не оставляли надежду туда вернуться.
2. Эрец това у-рехава — земля хорошая и широкая. Это (Шмот, гл. 3) только одно из многих мест в Торе, где земля Израиля определяется как плодородная (това) и достаточная для заселения всех евреев.
3. Шмама, шейеш ба браха — бесплодие, которое на самом деле благословенно. В предсказании исторического процесса, согласно которому будет период галута (изгнания), Всевышний так сказал (Ваикра, гл. 26): "А землю эту превращу Я в бесплодную пустыню".
Все, что касается галута, конечно, является наказанием нашему народу, кроме одного обстоятельства: превратив землю Израиля из цветущего сада в бесплодную пустыню, Всевышний держал ее в этом состоянии вплоть до начала массового возвращения евреев на свою родину (примерно сто лет тому назад). Никакие захватчики — византийцы, крестоносцы, арабы — не смогли возвратить плодородие этой земле и тем самым укрепиться на ней! Так было предсказано в Торе, так и получилось.
4. Эрец арим у-вкаот — страна гор и долин. Это место в Торе (Дварим, гл. 11), где — в контексте всей главы — говорится о большом земледельческом потенциале страны Израиля, на первый взгляд, представляется странным: горы — не то, что в таких случаях принято хвалить. Но наши мудрецы указали в Талмуде, что таким образом Всевышний раскрыл суть земли Израиля: в ней, относительно небольшой стране, расположены различные климатические районы, каждый из которых может быть необычайно плодородным и давать плоды своего, особого свойства. Таких районов — двенадцать, по числу сыновей Яакова, от которых пошли двенадцать основных типов евреев (двенадцать колен Израиля, как их иногда называют). Это — и царственное величие колена Иегуды, и погруженность в Тору колена Иссахара, и деловой размах колена Зевулуна, и солидная хозяйственность колена Ашера. Каждому колену выделена часть Эрец-Исраэль, наиболее подходящая для раскрытия духовного потенциала каждой этой общности-колена.
Вот как 3200 лет тому назад земля Израиля была поделена между потомками сыновей Яакова (названия городов я привожу современные). От Иерусалима и южнее — колено Йегуды. Оно занимало всю южную часть Эрец Исраэль, отсюда название — Иудея. Внутри него, вокруг Беэр Шевы, жило колено Шимона. От Иерусалима и севернее (километров на 30) — колено Биньямина. К западу от него — вокруг Тель-Авива — колено Дана. Севернее Биньямина (до широты Натании) — колено Эфраима. Между Натанией и Хайфой (на западе, на востоке граница переходила Иордан и простиралась далеко к востоку от реки) — колено Менаше. От Хайфы и на север вдоль морского побережья — почти до Бейрута — колено Ашера. К востоку от Хайфы — область колена Зевулуна, у озера Кинерет, примерно от Тверии до Цфата, жило колено Иссахара. Территория от Цфата и к северу — за горы Хермона — принадлежала колену Нафтали.
Мы уже отметили, что колено Менаше расположилось по обе стороны реки Иордан. На востоке от Иордана находились и другие два оставшиеся колена: к югу от Менаше — колено Гада. А еще южнее, то есть к востоку от Ям Амелах, — колено Реувена.

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ: ВОЗВЫШЕННАЯ И ДУХОВНАЯ

Внимательный читатель мог заметить, что целое колено — потомки Леви — было "забыто". Но ошибки тут нет. Колено Леви (левиты, как их иногда называют) не получило собственного удела. Левиты, эти учителя народа, которым еще было поручено нести посменно службу в Храме, были рассеяны по всей стране Израиля.
И еще одну функцию выполняло это колено, быть может, наиболее важную. Хотя они и трудились на благо общества, но мудрые Законы Торы не определили им "твердого оклада". Нет, обучая людей, служа им и молясь за них, левиты должны были иметь уровень жизни, являвшийся функцией от уровня жизни всего общества. Ибо общество давало им маасер — десятую часть урожая. Это помогало левитам полнее ощущать связь с судьбой народа, которому они служили. И это помогало каждому еврею обретать этот бесценный дар — умение отдавать, а через это возвышаться и глубже постигать то, о чем просил нас Всевышний: "Приведу Я вас в землю хорошую, но и вы должны помнить: не хлебом единым жив человек, а по слову Всевышнего (на самом деле) живет он".
И здесь-то мы и подходим к нашей теме — Новому году деревьев. Еврейские праздники имеют одну цель — помочь подняться еще на одну духовную ступеньку. Не через отрицание окружающего мира, не через презрение к "земному", а через очищение его и возвышение, через облагораживание и освящение должен идти еврей к вершине духовности, делающей человека Человеком: не хлебом единым жив человек, а по слову Всевышнего живет он.
И чтобы помочь нам в этом, выбрал Всевышний, Творец мира, из всех стран именно эту — Эрец-Исраэль, страну, потенциал которой безграничен, которая, если только мы этого достойны, "течет молоком и медом". Но для этого нам нужно уметь отдавать и освящать.
Отдавать. Все, что выращено нами на земле Израиля, — выращено не только для нашего потребления, но и для того, чтобы закрепить и укрепить наше умение отдавать.
Снят урожай — и столько-то (желательно около двух процентов) нужно было отдать коэну (священнику). Называлось это — отделить труму (возношение).
Затем — десятая часть, маасер, как уже указывалось, отдавалась левиту.
Затем — десятая часть от оставшегося, маасер шени, откладывалась в сторону, с тем чтобы в праздник всей семьей прийти в Иерусалим и использовать ее для праздничной трапезы, на которую приглашали также нуждающихся и левитов. В третий же и шестой годы семилетнего цикла этот маасер полностью отдавался бедным. В седьмой же год (год шмиты) весь урожай вообще принадлежал народу — хозяин не мог продать его или отложить про запас — им пользовались все.
Здесь перечислены только некоторые из Законов Торы, помогающие человеку отдавать. Во всей своей полноте эти и другие законы, связанные с землей Израиля, могли выполняться, только когда в Иерусалиме стоял Храм. В наши дни, пока третий Храм еще не построен, раввинат Израиля и отдельные раввинские суды участвуют вместе с земледельцами в отделении определенной доли урожая. Это и засчитывается сегодня, при отсутствии Храма, как выполнение заповеди о трумот и маасерот. Только после того, как это сделано, и земледельцы, и все мы, простые потребители, можем есть плоды земли Израиля.

ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ШВАТА — НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ

То, что обычно представляется будничным, хотя и очень важным, "земным" делом — обрабатывать землю, выращивать урожай и кормить народ, — для нас, евреев, оказывается неразрывной частью величайшей духовной задачи, возложенной на нас Всевышним.
И поэтому даже земля, выделенная Им еврейскому народу, оказывается "пропитанной" духовными элементами. Она живет и переживает вместе с нами — и наши подъемы (помогая нам), и наши падения (поддерживая нас). Поэтому плоды ее, нашей земли, — не просто зерновые, овощи и фрукты, они прежде всего плоды, рожденные на нашей земле, духовные частички, делающие нашу жизнь возвышеннее и осмысленнее.
Тора особенным образом выделяет плодовые деревья.
И действительно, разберем такой вопрос: как же получается, что в конце зимы мы отмечает некий Новый год, да еще будто бы не наш собственный, а деревьев? Мы уже знаем, что одну десятую часть урожая евреи во времена Храма отдавали левитам, а вторую — съедали в Иерусалиме или отдавали нуждающимся. Поскольку основная суть этой заповеди — поделиться тем, что пришло к тебе в этом году, надо определить, когда именно начинается год. Тогда все, что пришло к нам до начала Нового года, относится к прошлому году, и от этого урожая соответствующим образом отделяют маасерот. А все, что после Нового года, — есть урожай нынешнего года, естественно, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Наши мудрецы установили, что земля Израиля как бы пробуждается от зимней спячки в месяце Шват, пятом месяце после Рош а-Шана. За предшествующие два месяца обычно выпадает достаточное количество дождей, и в деревьях пробуждается животворная сила, они к этому времени уже полностью готовы к плодоношению. Мудрецы установили и точную дату: пятнадцатый день месяца Шват. Поэтому все плоды, завязавшиеся до этого дня, относятся к прошлому году, а остальные — к нынешнему. Таким образом, считается, что пятнадцатое Швата — Новый год деревьев. Не будучи "полным праздником", как, например, Песах или Суккот, Ту би-Шват в еврейской традиции — день праздничный, со своим настроением и обычаями. По сути, он является праздником Эрец-Исраэль, земли Израиля. И неудивительно, что уже сотни и сотни лет во многих синагогах и ешивах в этот день раввины и учителя изучают и преподают законы и обычаи, связанные с землей Израиля, а в перерыве устраивают трапезы, главным элементом которых являются плоды деревьев, и особенно плоды, выращенные на земле Израиля.
В еврейский домах в Ту би-Шват вечером семья собирается за праздничным столом, украшенным многочисленными фруктами. Многие считают важным собрать пятнадцать видов фруктов, а некоторые — даже тридцать видов! Перед едой произносят браху — благословение: "Барух Ата А-донай Э-лоэйну мелех аолам, боре при аэц" — "Благословен Ты, Всевышний, творящий плод дерева". На столе в Ту би-Шват всегда много плодов. С каких начать? Общее правило: каждый начинает с самых любимых. Но если на столе находятся плоды, которыми славится земля Израиля (и которые упомянуты в Торе), то принято начинать с них (вся еврейская традиция пронизана уважением к земле Израиля!). Это маслины, финики, виноград, инжир, гранат… А еще сложилась традиция: в Ту би-Шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев.
…Рассказ о Ту би-Шват хорошо завершает небольшой отрывок из Талмуда. Шел однажды человек в жару по пустынной дороге — изголодавшийся и усталый. И вдруг увидел дерево, плоды которого были сладки, в тени которого прохладно, и рядом протекал прозрачный ручей. Утолил человек жажду, поел сладких плодов и отдохнул в тени.
А перед тем как вновь отправиться в путь, обратился он к дереву и сказал:
— Дерево, дерево, как мне благословить тебя?
— Чтобы плоды твои были сладки? Так они уже сладки.
— Чтобы в тени твоей людям было хорошо и прохладно? Так это уже и теперь так.
— Чтобы ручей протекал здесь и поил бы тебя и людей? Так ведь течет здесь ручей.
Вот как я хочу благословить тебя:
— Пусть все деревья, которые вырастут из семян плодов твоих, будут такими, как ты...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.