На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

МЕЛАХОТ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ КОЖ

ЦАД — ОХОТИТЬСЯ

При сооружении Мишкана строителям требовались шкуры, которые шли на покрытие Переносного храма, и красители для шерсти — в частности, голубая краска, которую делали из особого моллюска. Но животных для получения шкур и моллюска для получения краски требовалось сначала поймать. Отсюда — новая мелаха, суть которой — в поимке животного, то есть в охоте, лишении его свободы. Причем Законом Торы запрещено ловить лишь те виды животных, на которых принято охотиться; остальных (например, комаров) нельзя ловить по постановлению мудрецов. Уже упоминалось, что Тора запретила мелахот исключительно в тех случаях, когда преследуется цель, которая была у строителей Мишкана. В противном случае она называется мелаха шеэйна цриха легуфа и запрещена только мидерабанан.
В эпоху работы над Мишканом животных ловили для прямого их использования, — например, ради шкур или получения красящей жидкости. Стало быть, и сегодня человек, изловивший в Субботу карася на уху, нарушил запрет Торы. Но если само животное человеку не нужно, а ловит он его, чтобы избавиться от его присутствия, то это мелаха шеэйна цриха легуфа, работа, запрещенная только мудрецами; причем иногда они такое действие разрешают.
Почему разрешают? Потому что любое постановление мудрецов не распространяется на случаи, при которых человеку может быть нанесено повреждение или физическая боль. Следовательно, применительно к нашей теме, созданий не опасных, но все же способных причинить боль, можно ловить, при условии, что на них не принято охотиться. А опасных животных разрешено ловить в любом случае.
Перейдем к примерам. Представьте себе, что в квартиру заползла змея. Даже если ее укус не опасен для жизни, она может нанести вред (не смертельно укусить). Так что, несмотря на принадлежность к разряду животных, являющихся объектами охоты, змею можно поймать в Субботу: ведь она сама нам не нужна, и все, в чем мы заинтересованы, — избавиться от нее. По этой причине Тора не запрещает поймать в Субботу змею (мелаха шеэйна цриха легуфа), залезшую в наш дом. Но и запрет мудрецов на этот случай тоже не распространяется, поскольку змея может нанести вред. Аналогично, можно ловить пчел и ос. Вошь, укус которой не причиняет вреда, но безусловно неприятен, тоже можно поймать, ибо она не относится к разряду животных, за которыми охотятся.
Замечание: разрешение ловить животных, способных укусить, еще не дает нам права их убивать. Поэтому не стоит пытаться прихлопнуть комара в теплый субботний вечер, как бы ни досаждало это вредное насекомое своим жужжанием и намерением отведать нашей крови. Впрочем, есть случаи, когда разрешено убивать животных, от которых исходит угроза в наш адрес; об этом речь пойдет ниже. В Субботу нельзя ставить ловушки и капканы. Если в нашем доме завелись мыши, то мышеловки расставим еще с пятницы.
Мы помним, что Галаха позволяет производить разрешенные в Субботу действия, которые непреднамеренно могут привести к совершению мелахи. Но действие, неизбежно приводящее к мелахе (псик-рейша), запрещено даже в том случае, когда у нас нет никакого намерения эту мелаху совершать. Вывод: нельзя делать то, что неизбежно приведет к ловле животного, даже если мы об этом не помышляем. Например, если муха залетела в банку, не стоит банку прикрывать сверху ладонью, блюдцем или просто салфеткой. Если в дом зашел зверь, то закрытие двери будет равносильно его поимке, поэтому в этом случае нельзя закрыть дверь даже для охраны имущества. Аналогично, если в комнату залетел воробей, не будем закрывать окно; ведь этим действием мы неизбежно лишим его свободы. А что надо делать? Сначала выгоним его и лишь затем прикроем окно. Но если выгнать птицу не удается, а нам очень холодно, окно можно закрыть сразу. Почему? Потому что на воробьев охотиться не принято; так что ловить их в Субботу нельзя только мидерабанан, а мудрецы, как мы только что отметили, не устанавливают свои запреты, если в результате человеку будут причинены физические страдания
(в данном случае от холода).
Теперь о домашних животных — их лишить свободы невозможно по определению, поскольку, будучи прирученными, они ею не обладают. Так что запрет охоты на них не распространяется. И все же мудрецы не разрешают ловить животных, которые, даже живя взаперти (в клетках, стойлах и пр.), обычно стараются увернуться от хозяйских рук. И уж тем более нельзя ловить домашнее животное, которое, "взбунтовавшись", рвется наружу. Параллельно заметим, что в любом случае нельзя брать животное в руки — даже любимого котенка, ибо оно — мукце, объект, запрещенный в Субботу.
Несколько практических правил. Если в Субботу открылась дверка клетки с канарейками, не надо ее закрывать — это ловля птиц! Нельзя доставать рыбок из аквариума — это рыбная ловля! Но уходя из дома, можно закрыть за собой дверь, оставляя собаку или кошку взаперти. В Субботу можно кормить домашних животных, которые находятся на попечении человека, но нельзя кормить диких животных и птиц, живущих на воле; например, голубей на площади. В праздник (Йом-Тов) правила становятся более строгими: некоторых домашних животных тоже нельзя кормить. При этом животные, которые у нас живут, делятся на две группы. Первая — те, на кого не распространяется запрет охоты (кошки, собаки и пр.), их можно кормить обычным образом. Вторая — те, кого нельзя ловить (куры, утки и пр.), им корм дают не в привычном месте, а на некотором удалении от него, чтобы напомнить себе и другим, что их ловить сегодня нельзя. Эти правила установлены только для праздников, когда можно резать животных и варить их мясо.
В Субботу — когда мы не режем и не варим — нет опасения, что, забывшись, человек примется кого-то ловить на своем скотном дворе. Разрешено выпускать на волю любое животное в Субботу — здесь нет отличий от будней.

ШОХЕТ — УБИВАТЬ

Мишкан был сооружен из материалов, которые жертвовались людьми. Но среди прочего требовались кожи; а животные, как известно, добровольно свои шкуры не приносят. Поэтому их надо было зарезать. Суть мелахи — в умерщвлении живого существа (в том числе насекомых) любым способом. Но мы знаем, что иногда приходится убивать представителей фауны отнюдь не из-за утилитарных целей, а, например, защищаясь. Вот случаи, когда мудрецы разрешили убивать животных, представляющих опасность:
1) даже если в данную минуту они ничем не угрожают, но могут напасть (ядовитые змеи, скорпионы, бешеные собаки и т. п.);
2) если за человеком гонится не опасное для его жизни животное, которое все же способно причинить вред или сильную боль, причем нет возможности обезвредить его, не убив.
Это общие правила; о деталях следует расспросить сведущего раввина.
Нельзя распылять в Субботу аэрозоль с ядом, убивающим комаров, тараканов и прочих насекомых. Нельзя раскладывать яды для мышей и крыс по той причине, что несмотря на то, что мы их не убиваем своими руками, все же наши действия являются косвенной причиной их смерти. Подобного рода действия (грома) Торой не запрещены, но мудрецы наложили на них запрет.
Можно смело ступать по земле, не опасаясь раздавить муравья или другое насекомое: непреднамеренное действие (это миткавен) в Субботу не запрещено. Но в местах, кишащих насекомыми или, допустим, дождевыми червями, где мы наверняка кого-то раздавим, ходить нельзя. Потому что псик-рейша запрещено делать даже непреднамеренно.
Нельзя смывать попавших в раковину или унитаз насекомых. Но если нет другого выхода (например, надо спустить воду в туалете), это можно сделать.
Мы рассматриваем мелаху убоя, а еще проще — убийства. Толада этой работы — пускание крови при помощи укола, удара, разреза и т. д. В Торе сказано: "Ибо кровь — это душа". Под словом "душа" здесь имеется в виду жизнь, животворная сила организма, которую Тора связывает с кровью. Из этого стиха следует, что способствовать даже самой незначительной потере крови — это значит совершить своего рода акт лишения жизни. Убийство в миниатюре. Причем запрет Торы нарушается, даже если в результате удара кровь не вышла наружу, а собралась под кожей, образовав гематому, синяк.
Вывод: драться в Субботу строжайшим образом запрещено. Нельзя также выдавливать кровь из раны или высасывать ее из кровоточащей десны. Нельзя чесать раздражения на коже, если очевидно, что при этом они будут расчесаны до крови (псик-рейша). Можно вынуть занозу иглой, но осторожно, чтобы не вышла кровь; хотя кровопускание в этом случае — мелаха шеэйна цриха легуфа, все же мидерабанан оно запрещено. Если, пытаясь вынуть занозу, мы видим, что не избежать выделения крови, можно вынуть занозу только в том случае, когда она причиняет боль или может привести к заболеванию. Здесь действует выше разобранное правило: в случае физического страдания мелаха шеэйна цриха легуфа не запрещена мудрецами.
И еще несколько замечаний на "медицинскую" тему. В Субботу нельзя вскрывать гнойный нарыв принятым у врачей способом, то есть проделав в коже аккуратное отверстие, через которое в течение некоторого времени будет выходить гной. Делать любое отверстие, через которое можно что-либо извлечь, запрещено. Однако разрешено проколоть или выдавить нарыв, не заботясь о сохранении аккуратного отверстия, так как образованное отверстие само по себе не нужно — это мелаха шеэйна цриха легуфа, а поскольку гнойник причиняет боль, такое действие не попадает под запрет мудрецов. Кровь, которая, возможно, выйдет вместе с гноем, ничего не меняет: она уже выделилась из капилляров и скопилась в гнойнике, поэтому ее выход наружу не связан с запретом кровопускания. Все же не следует нажимать на нарыв, после того как гной вышел, чтобы не выдавить свежую кровь.

МЕАБЕД — ДУБИТЬ ШКУРУ

После забоя животных с них снимают шкуру, затем приступают к ее обработке для выделывания кожи. Тот же порядок работ соблюдался при сооружении Мишкана: забой, снятие шкуры, обработка. В последнюю мелаху включаются все действия, представляющие собой этапы дубления (обработка известью, солью или другими химикатами) или, наоборот, размягчения кожи. Поэтому в Субботу нельзя смазывать необработанную кожу жиром, так как это приводит к ее размягчению. На уже обработанную кожу жир не так действует, — и все же мудрецы запретили ее смазывать — из опасения, что люди по ошибке распространят разрешение и на те кожи, которые не обработаны.
Отсюда следует, что нельзя смазывать туфли даже маслом. Использование гуталина и ваксы относится к другой работе — мемареах. Добавим, что нельзя начищать щеткой и другими "сапожными" предметами уже смазанные гуталином туфли, но можно смахнуть пыль рукой; некоторые авторитеты разрешают и тряпочкой — только осторожно, чтобы не начистить.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.