На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

ЛЕГКОМЫСЛИЕ И НЕБРЕЖНОСТЬ

Практически все дети иногда оставляют куртки или книги где попало. Лучше всего сказать в таком случае: "Ты оставил свой портфель в гостиной". Или позовите ребенка и скажите ему: "Посмотри-ка, что нужно убрать на место". Если он оставил вещи на кухне, можно сказать: "Мне трудно работать, когда здесь валяются твои вещи". Помогают и обсуждения: "Дети, что там с книгами? Вы их разбросали по всему дому. Что будем делать?".
Но если дети привыкли раскидывать вещи и устраивать беспорядок, стоит применять более решительные меры. Мать может собрать всех детей и сказать им: "Очень неприятно просить вас следить за своими вещами. С другой стороны, я не хочу их убирать сама. Так что с этого момента, если я нахожу вашу вещь не на месте, я кладу ее в эту сумку". Детям нужно показать, где находится сумка (а лучше коробка), — можно вешать ее в чулане на кухне или класть в какое-то отдаленное место, чтобы дети испытывали максимум неудобства от своей неаккуратности. Иногда можно собрать все валяющиеся предметы на полку или даже на холодильник, чтобы их немедленно разобрали. Но все это следует делать спокойно и вежливо. Этот метод потеряет большую часть своего эффекта, если мы начнем, например, словами: "Я собираюсь научить вас, дети, не оставлять ваши вещи раскиданными по дому".
У детей еще есть привычка раскидывать вещи и полотенца по всей ванной. Лучше всего спокойно позвать ребенка и с легким жестом руки сказать ему: "Посмотри". Больше ничего не придется добавлять: ребенок поймет намек и сделает то, что нужно. Может быть, есть смысл обсудить это, но в другое время.
Иногда неплохо применить юмор. Например, указав на брошенную пижаму, можно сказать: "Ой, как я хочу быть под подушкой!". Или, увидев тюбик зубной пасты без крышки: "Я так хочу быть с моей крышечкой!". Это позволит выразить то, что мы хотим передать, лучше всяких нравоучений. Можно выдумать и другие, новые, удивительные способы решения проблемы беспорядка. Допустим, поднять раскиданные книги, вручить их ребенку и сказать: "Ну, ты прямо настоящий библиотекарь".
Детям, которые часто бросают вещи где попало, не стоит помогать их разыскивать. Если ребенок приходит с жалобой: "Я не могу найти свою записную книжку", — нужно просто ответить: "Мне очень жаль", — и воздержаться от всяких наставлений. Так он может научиться класть свои вещи на место. Чтобы развить у него чувство ответственности, пусть оплачивает из своих карманных денег или сбережений (если они у него есть) школьные принадлежности, которые он потерял. А если речь идет о свитерах, пиджаках, обуви или кошельках, пусть хоть что-то внесет на покупку новых. Это хорошее наказание, которое может побудить в дальнейшем к внимательному отношению.
И чем меньше при этом вы скажете, тем лучше. Дети обычно довольно самокритичны, и им не нужны наши упреки. Хорошая идея — написать на всех детских вещах, которые могут потеряться, имена детей.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Поскольку обычно именно матери занимаются наведением порядка, им чаще всего и приходится разговаривать с детьми на эту тему. В результате дети иногда приходят к выводу, что порядок — не такая серьезная вещь, потому что она волнует только одного из родителей. Поэтому важно, чтобы и отец иногда подчеркивал важность порядка в комнате и во всем доме.

ЧИСТОТА И ВНЕШНИЙ ВИД

Когда наши мудрецы говорят о ступенях совершенствования характера, то на четвертое место ставят чистоту (Авода зара, 20б и Магарша, там же). Как моют ежедневно королевские статуи, так и мы, сотворенные по образу Б-га, должны содержать наше тело в чистоте (Шабат, 50б; Ваикра раба, 34:3). Чистота также рассматривается как аспект святости (Брахот, 53б, основана на Ваикра, 11:44).
Приучая детей к чистоплотности, родителям следует быть терпеливыми и гибкими. Нерезонно ожидать, что ребенок всегда будет чистым, и мать, которая на этом настаивает, только изведет себя и его. Обычно такое требование порождено беспокойством матери о том, что о ней будут думать окружающие. Но осознав это, она должна поработать над собой, чтобы стать свободнее и преодолеть зависимость от мнения посторонних.
С другой стороны, детей нужно аккуратно одевать. Напоминая им, что следует заботиться о внешности, родители могут сказать: "Взгляни на себя и посмотри, что надо сделать с рубашкой". Это лучше, чем постоянно напоминать: "Заправь рубашку".
Детям, которые не любят мыть руки, стимулом может служить немножко крема каждый раз, когда они вымыли руки. Постарайтесь сохранять вежливость и доброжелательность, приучая детей к чистоте. Избегайте таких высказываний: "Как ты так перемазался?" или "Снимай немедленно всю эту грязь, это нужно сразу же постирать!". Старшему ребенку следует просто спокойно напомнить, что нужно помыть руки, а младшего отвести к умывальнику, сказав: "Иди, руки нужно помыть". Надо быть терпеливыми и не подталкивать ребенка, чтобы он мылся в спешке. Пусть за это время будет сделано чуть-чуть меньше, но результат в смысле развития положительного отношения к чистоте будет того стоить.
Небольшой стул около умывальника способствует самостоятельности ребенка. Поможет развить хорошие привычки и маленькое зеркало. Крючки для полотенец должны висеть низко, к ним следует пришить прочные вешалки для крючков.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.