На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РЕЦЕНЗИЯ

А «ЗОРИ» ЗДЕСЬ ЯВНЫЕ…


Мария ГУДЫМА "Тиква"

Последняя премьера Одесского русского драматического театра вызывает абсолютно у всех зрителей среднего и старшего поколения стойкую ассоциацию со знаменитой повестью Бориса Васильева "А зори здесь тихие", а также ее блестящей экранизацией. Безусловно, пьесы на темы Великой Отечественной войны должны идти на сценах городских театров, ведь молодежь наша сегодня имеет досадно смутное представление о прошлом. Но только тут не каждое лыко должно быть в строку. Некоторые критики поспешили заступиться за белорусского драматурга Алексея Дударева, автора пьесы "Не покидай меня…", подчеркнув, что свой сюжет он заимствовал не у другого писателя, а у войны. Нисколько не оспаривая данное утверждение, замечу: похожие сюжеты лучше воплощать настолько талантливо, чтобы не снижать планку, установленную предшественником. Между прочим, никак не забыть один из последних "детско-юношеских" фильмов Одесской киностудии, чей сценарий выглядит явной пародией на повесть Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть", а "картинка" — пародией на французскую экранизацию повести…

Ну да пусть с этим разбираются наследники писательницы и режиссер, если узнают, конечно, о таком "незаурядном" произведении искусства. Неблагодарная задача — разбираться, кто у кого какой сюжет позаимствовал, да их, сюжетов, не так и много, как кажется. Вернемся к премьере "Не покидай меня…". Увы, пьеса — самое слабое место одесского спектакля. Старожилы театра перешептываются: "Такие "лобовые" агитки, "Бей фашистов" и так далее, актеров заставляли произносить со сцены в пятидесятых годах, в семидесятых это уже считалось неприличным!". Увы, похоже, что именно Борис Васильев "закрыл тему", талантливо воспроизведя трагедию юных советских девушек, сознательно принесенных в жертву на войне. И Дударев лучше не сделал. Может, стоило взять в работу повесть Васильева, сделать ее инсценировку, не мудрствуя лукаво? В пользу пьесы Дударева можно сказать только то, что она предоставляет возможность молодым актрисам поиграть с костюмами и реквизитом, когда героини переодеваются в актрис. К этому располагает конкретный сюжет: при Белорусской наступательной операции был подготовлен план уничтожения центрального узла немцев, в котором участвовали переодетые артистками девушки, погибшие при выполнеии задания, как и капитан, готовивший их к операции.
Предвижу недовольство молодых зрителей, у которых с ассоциациями полный порядок ввиду отсутствия таковых. Им проще! Как бы то ни было, режиссура, игра актеров оказываются на порядок выше текста. Постановку осуществил заслуженный артист Украины Анатолий Антонюк, и ясность его видения, внятность режиссерских ходов могли бы стать хорошим уроком для московской триады режиссеров, обычно "правящей бал" на сцене нашей русской драмы.
В спектакле роль капитана Михасева талантливо исполняет заслуженный артист Украины Борис Смирнов, который на этот раз не комикует, а вполне "по Станиславскому" переживает трагедию сложившейся ситуации, а также систему отношений между всеми участниками группы. Каждая девушка годится ему в дочери, каждая по-своему становится дорога, но долг велит вести на смерть эти юные существа…
Конечно, без молодой актрисы Татьяны Коноваловой (в спектакле она играет лейтенанта Веронику Кремис) постановка не могла бы состояться. Броская внешность и незаурядное дарование уже сделали ее героиней сороковых годов на экране. В довольно-таки посредственном фильме Алексея Пиманова "Три дня в Одессе" Танина роль разведчицы Карасевой — едва ли не самая заметная. Есть в Тане что-то от советской (именно советской, никакой иной!) Маты Хари. При этом Веронику Кремис зрителям жаль ничуть не меньше, чем абсолютно не готовых к военным подвигам Алю Ладысеву (Ольга Кондратьева) и Ядвигу Гурскую (Ольга Салтыкова). Удачное приобретение театра — студентка художественно-театрального училища и выпускница театрального лицея Лана Крымова. В спектакле она дебютирует в роли самой юной героини по имени Зина Батян. Будем надеяться, первый опыт Ланы на этих подмостках не станет последним, заявила она о себе очень убедительно. Ее Зина непосредственная, смешливая, озорная, у зрителя возникает протест против самой мысли, что такие девчонки должны жертвовать собой, покрывая промахи военачальников, едва не проигравших ту далекую войну в самом начале…
Так что несмотря на все шероховатости текста новый спектакль русской драмы вполне способен заинтересовать и тронуть. Только не отпускает досадное ощущение: можно было сделать то же самое с гораздо большим эффектом, прибегнув к литературной основе, позволяющей раскрыть тему на ином уровне глубины и силы.

Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.