На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

ЙОСЕФ В ДОМЕ ПОТИФАРА

Потифар, египетский царедворец и начальник палачей, заметил среди рабов исключительно красивого юношу, выставленного на продажу мидианитянами. Однако он заподозрил, что они похитили юношу, и сказал: \"Это очень странный раб. Я видел белых людей, продававших черных рабов, но мне не приходилось видеть, чтобы черные люди продавали белого человека. Можете ли вы поручиться, что никто не придет и не потребует его назад?\" Только после того, как ему предъявили купчую на этого раба, на которой стояли подписи тех, кто его продал изначально (подписи братьев), Потифар убедился в том, что Йосеф был приобретен законно.
Йосеф приступил к работе — и удивление Потифара еще более возросло. Действительно: рабы, как правило, никогда не заботятся об имуществе хозяина, а этот раб охранял и увеличивал хозяйскую собственность. Обычно рабы безнравственны, а этот — добродетелен; рабы воруют, а этот — удивительно честен. Но самое главное — Потифар не мог не заметить, что вокруг этого раба ежедневно происходят чудеса.
Он приказывал: \"Йосеф, подай мне чашу с кипящим пуншем\". Йосеф подавал чашу, но Потифар тут же менял свое желание на противоположное и требовал прохладного питья. \"Пей, — говорил Йосеф. — В чаше прохладное питье, оно утолит твою жажду\". — \"Нет, я передумал, — говорил Потифар. — Я хочу крепкого вина\". — \"Так пей же, оно давно в твоей чаше\".
Так было все время. Ашем творил для Йосефа чудеса, чтобы хоть как-то скрасить его тяжелое положение раба.
— Я вижу, ты искусный волшебник, — сказал однажды Потифар. — Но предупреждаю: не пытайся превзойти меня в колдовстве! Ты же знаешь: мы, египтяне, известны своим колдовством на весь мир.
— Я ничего не знаю о волшебстве, — ответил Йосеф, и это было чистой правдой.
— А что же ты тогда приговариваешь и пришептываешь во время работы? — удивился Потифар.
— Я прошу Ашема дать мне силы, чтобы выполнить все, что от меня требуют, и благодарю Его за все, что Он для меня делает.
— Кто такой этот Ашем? Я его не знаю. Его можно где-нибудь увидеть?
— Это невозможно, но если ты настаиваешь, то посмотри пристально днем на солнце, — сказал Йосеф.
— На солнце нельзя смотреть пристально, можно сжечь глаза. Оно слишком яркое, чтобы смотреть на него.
— Если ты не можешь смотреть на солнце, а оно — лишь одно из творений Ашема, то тем более ты не можешь увидеть Его Самого.
И сказал Ашем: \"Клянусь, что в честь Йосефа Я явлюсь Потифару\". И тогда Потифар увидел, что Шехина действительно осеняет Йосефа.

Почему Шехина пребывала с Йосефом в большей степени, чем со всеми другими братьями?
Еврей-купец, торговавший вином, нагрузил двенадцать ослов своим товаром и поехал продавать его. Внезапно один из ослов сорвался с повода и поскакал в направлении винной лавки. Купец остановил всех ослов и побежал за ним. \"Что ты делаешь? — закричал ему прохожий. — Ты бросаешь без присмотра одиннадцать ослов, чтобы вернуть одного?\" — \"Не волнуйся, — ответил виноторговец. — На улице, на глазах у всех, животных никто не тронет. Здесь мое вино находится в безопасности. Но вино, которое несет на себе убежавший осел, может пострадать, ибо кто знает, в чьи руки оно попадет?\"
Ашем сказал: \"Остальные братья — вполне зрелые люди; кроме того, они живут около отца, который всегда им может подсказать, как себя вести. Они не нуждаются в Моей постоянной помощи. Но Йосеф одинок и очень молод. Я должен быть с ним, чтобы защитить его в нужный момент\". Поэтому Шехина все время находилась рядом с Йосефом.

Следующие шесть месяцев Йосеф работал в доме Потифара, а затем еще шесть месяцев — в его поле. И всюду ему сопутствовал успех, со всеми делами он справлялся быстро и хорошо. И так получилось, что Потифар стал относиться к нему, не как к рабу, а, скорее, как к члену семьи.
— Есть в нем что-то особенное, — говорил Потифар. — Я вижу по нему, что он знатного происхождения.
Кроме того, Потифар безоговорочно верил Йосефу. Он вручил ему ключи и назначил его управлять всеми своими владениями.

ИСПЫТАНИЕ ЙОСЕФА

Теперь, когда жизнь Йосефа в доме Потифара стала относительно спокойной, он расслабился и стал походить на героя, который вышел победителем из труднейшей битвы и расхаживает с гордо поднятой головой. Он забыл, Кто помог ему стать победителем. Поэтому Ашем тут же подверг его испытанию: \"Раз ты считаешь себя непобедимым, Я пошлю медведицу, которая нападет на тебя! Посмотрим, сможешь ли ты и теперь одержать победу\".
Внешности Йосефа могла позавидовать любая девушка. Унаследовав черты лица Рахели, он был по-настоящему красив. Жена Потифара не могла не видеть, насколько прекрасен молодой раб.
Зулеха (так ее звали) обратилась к астрологам, чтобы выяснить какие-нибудь подробности о грядущей судьбе молодого раба. Предсказание было потрясающим: астрологи сообщили ей, что у нее и у Йосефа будут общие потомки! И тогда она решила приложить максимум усилий к тому, чтобы это предсказание сбылось как можно быстрее. Переодеваясь несколько раз в день, она старалась привлечь внимание Йосефа, но тот был совершенно равнодушен к ней. Она пыталась соблазнить его деньгами, предложив ему внушительную сумму, но и это не возымело действия. На протяжении года Зулеха безуспешно пыталась соблазнить Йосефа: она его и уговаривала, и угрожала ему тюрьмой.
В конце концов, подруги заметили, что она бледна и очень плохо выглядит.
— Что с тобой, Зулеха? — спросили они однажды, видя, как она страдает.
— Открою вам тайну, — ответила Зулеха. — Приходите ко мне сегодня в полдень, и мы поговорим за легким угощением.
Когда все сели за стол, Зулеха дала каждой подруге по цитрусовому плоду и столовому ножу. Когда они стали срезать кожу с плодов, Зулеха позвала своего раба.
— Йосеф! — крикнула она. А подругам сказала:
— Смотрите не порежьтесь.
Слишком поздно! У всех уже текла кровь из пальцев, но никто даже не заметил этого — ибо все, не отрываясь, смотрели на вошедшего молодого человека.
— Ну! Теперь вы видите, что мне приходится выдерживать каждый день? — пожаловалась им Зулеха. — Вы взглянули на него только один раз. Я же каждый день вижу этого молодого раба, но он не хочет даже смотреть в мою сторону!
— Он же твой раб! Прикажи ему — и он не сможет отказать тебе!
— Йосеф? Это невозможно. Я обещала ему золото, серебро. Я пыталась уговаривать его. Все безрезультатно! Он не желает меня слушать...
Но вот как-то Зулехе представилась возможность остаться с Йосефом наедине. То был день, когда разливается Нил. В такой день египтяне устраивали всенародный праздник, всюду проводили гуляния, вознося хвалу божеству реки. Конечно, Йосеф не принимал участия в этом гулянии и остался дома, чтобы заняться делами своего хозяина.
Это было ошибкой и виной Йосефа. Он не должен был оставаться с Зулехой в доме один, ибо тем самым он дал своему йецер ара (плохому началу в человеке) перейти в наступление. То было тяжелое испытание. До сих пор он делал все возможное, чтобы не оставаться наедине с женой Потифара, но сейчас сам дал ей возможность испытать себя.
(В утренней молитве мы просим: \"Не подвергай нас испытаниям!\" Наши мудрецы учат: избегайте столкновений с йецер ара; лучше уклониться, чем бросать ему вызов, а затем тратить силы на то, чтобы одолеть его в бою. Также лучше избегать знакомства с дурными людьми, чем потом пытаться избавиться от общения с ними.)
Зулеха осталась дома, сославшись на то, что плохо себя чувствует. Она надела дорогие уборы, тщательно уложила волосы, украсив их венцом из драгоценностей, в общем, решила использовать все возможные средства, чтобы наконец-то завладеть прекрасным юношей. Она села у дверей, мимо которых Йосеф должен был пройти, чтобы начать работу. Но Йосеф почему-то не шел, и тогда она решила его позвать:
— Йосеф, где ты? Почему не принимаешься за работу?
Когда Йосеф появился и хо-тел пройти мимо, она оста-новила его:
— Послушай, Йосеф. Если ты сегодня не исполнишь мою волю, я убью тебя!
Не в первый раз Йосеф слышал от Зулехи угрозы, поэтому, не придав им особого значения, хотел пройти мимо, но сейчас госпожа в буквальном смысле встала на его пути. Тогда он сказал:
— Одному из моих праотцов, Аврааму, Ашем велел принести в жертву своего сына. Может быть, и я когда-нибудь буду избран для принесения в жертву; я не хочу лишиться этой возможности и хочу остаться чистым в лице Ашема. Ашем неоднократно открывался моим праотцам. Разве он откроется мне, если я буду нечист?.. А мой отец? Что он скажет на это? Один из моих братьев получил наказание за то, что зашел к отцу в комнату и привел в беспорядок его постель. В результате он лишился права первородства, которое перешло ко мне. Ты думаешь, что я соглашусь потерять его ради тебя? Кроме того, у тебя есть муж!
— Его ты можешь бояться меньше всего, — ответила Зулеха со смехом. — Если он будет нам мешать, я убью его!
— Тогда я стану не только прелюбодеем, но и убийцей! Прошу тебя, отпусти меня с миром.
Но Зулеха была полна решимости добиться любви от Йосефа:
— Здесь никого нет. Никто ничего не узнает.
— Здесь есть Ашем! Он везде! И я боюсь Его, — ответил Йосеф.
Спор их продолжался так долго, что у Йосефа в конце концов начали иссякать силы, и он был почти готов сдаться. Но неожиданно перед его внутренним взором возник образ отца, а затем — образ матери. Он услышал, как Яаков говорит ему: \"Йосеф, сынок! На нагруднике у первосвященника в Храме будет двенадцать драгоценных камней, на каждое колено по одному камню. Если ты согрешишь, место твоего камня останется пустым!\"
Слова Яакова означали следующее: \"Свой камень получит каждое колено — кроме твоего, ибо Ашем ненавидит безнравственность\".
Этот довод мгновенно отрезвил Йосефа, и притязания Зулехи стали ему абсолютно безразличны. Тем самым он совершил истинный Кидуш Ашем, ибо от тяжелого греха его удержали не страх перед Творцом и боязнь наказания, а наставления Торы.
Когда Зулеха поняла, что ей не добиться расположения своего раба, она кинулась на Йосефа, как разъяренная львица. Ее единственным желанием было уничтожить непослушного раба. Она выхватила из-под своей одежды меч, но в этот момент Йосефу удалось вырваться и убежать. Однако в ее руках осталась его одежда.

ЙОСЕФ В ТЕМНИЦЕ

Итак, Йосефу посчастливилось вырваться от Зулехи и убежать.
\"Он может рассказать мужу о том, что здесь произошло, — подумала она, — нужно что-то предпринять\". И вот, когда подруги вернулись с праздничного гуляния, Зулеха решила посоветоваться с ними о том, что ей теперь делать.
— Есть только один выход, — посоветовали подруги. — Скажи своему мужу, что Йосеф хотел овладеть тобой силой. Потифар его накажет!
— В таком случае я попрошу вас об одной услуге, — сказала им Зулеха. — Расскажите своим мужьям о том, что Йосеф пытался соблазнить каждую из вас. Тогда все мужчины придут к моему мужу с жалобой.
Затем Зулеха собрала всех домашних и рассказала им о том, что Йосеф пытался ее соблазнить и, когда она отказала, напал на нее, как разъяренный тигр. Но она чудом вырвалась и убежала.
Тем временем вернулся домой Потифар. В воротах дома его уже встречала толпа людей, которые проклинали его любимого раба. Соседи рассказали, что этот негодяй пытался соблазнить их жен. Когда же и Зулеха рассказала ему свою историю, Потифар пришел в ярость.
— Смерть насильнику! — закричал оскорбленный муж. — Он будет приговорен к смерти немедленно.
Йосеф взмолился: \"Ашем! Ты единственный, Кто знает, что я совершенно не виновен. Неужели Ты допустишь, что меня казнят по ложному обвинению?\"
Молитва Йосефа была услышана. Что сделал Ашем? Он сделал так, что жена Потифара сама вступилась за него.
— Не надо его убивать! — сказала она мужу. — Лучше заключи его в темницу, ибо жаль тех денег, что ты заплатил за него.
На самом деле она, конечно же, не оставляла надежды, что в будущем сможет все-таки завладеть этим прекрасным юношей. Но Потифар был непреклонен в своем решении.
— Йосеф заслуживает смерти, — настаивал он. Тем не менее, вельможе пришлось изменить свое суровое решение.
В доме Потифара росла девочка по имени Аснат, его приемная дочь, которую он любил, как родную. Оказывается, Аснат видела все, что произошло, и решила рассказать Потифару правду.
— Клянусь тебе, отец, — сказала она, — я сама слышала, как Зулеха постоянно пыталась соблазнить Йосефа, а он не хотел ее слушать. Не верь ей, все это ложь!
Трудно было Потифару поверить в рассказ Аснат, поэтому он решил посоветоваться со своими жрецами. Когда те выслушали обе версии истории, они попросили принести одеяние, которое осталось в руках Зулехи, после того как Йосеф убежал от нее.
— Если оно порвано спереди, — сказали они, — мы можем заключить, что он действительно пытался соблазнить твою жену. Но если оно порвано на спине, значит, он убегал, а она гналась за ним и пыталась задержать его.
Обследовав одежду Йосефа, они обнаружили, что она порвана именно на спине.
— Правду говорит Йосеф, а не твоя жена, — заключили жрецы.
В конце концов Потифар сказал Йосефу:
— Знаю, что ты не виноват.
Но я вынужден заключить тебя в темницу, ибо об этой истории говорит уже весь город. У меня нет другого способа спасти свою репутацию и репутацию моей жены!

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.