На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

ПОРЯДОК И ЧИСТОТА

Беспорядок съедает много времени, беспокоит и причиняет неудобства. А привычка к порядку не только дает возможность действовать продуктивно, но и помогает развить организованное и эффективное мышление — "ибо человек формируется своими действиями" (Сефер Гахинух, 16.
См. также Месилат Йешарим, 7). В перечне выдающихся качеств великих мудрецов раби Акиву хвалят за прекрасно организованное сознание (Гитин, 67а; Раши к словам "ошар бадум"). (Может быть, именно это свойство позволило ему заложить основу всего Талмуда (Сангедрин, 86а).) История рассказывает о раввине, который преодолел дальнюю дорогу в ешиву, чтобы увидеть, каковы успехи его сына. По приезде он сразу пошел в его комнату и, заметив, что в комнате полный порядок, вышел в уверенности, что с учением сына тоже все в порядке (цитируется по книге раби Йоэля Шварца, стр. 80).
Родители должны развить в детях такое отношение: "Это наш дом, и мы трудимся вместе, чтобы поддерживать его в порядке и чистоте". Некоторые матери рассматривают детей как помеху своим усилиям по поддержанию дома в порядке. Такая позиция отражается в подобных высказываниях: "Посмотри, что ты сделал с полом в кухне, который я только что вымыла!". Это не способ, для того чтобы развивать дух сотрудничества и совместной работы.

ВОСПИТАНИЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА

Один из главных способов приучения к порядку — показать детям, как убирать игрушки. Мать должна внушить им, что у каждой игрушки есть свое место: "Пусть поезд будет здесь, мозаику нужно положить сюда...". Нижняя полка лучше, чем ящик для игрушек, куда все сваливают. Игрушки, в которых много деталей, нужно укладывать в твердые коробки или пластиковые контейнеры, как в детских садах. Можно использовать как контейнеры и большие бутылки из-под моющих средств с отрезанным верхом. Поскольку маленькие дети часто любят играть рядом с матерью, хорошо, если есть грузовик с избранными игрушками, который можно прикатить из одной комнаты в другую. Для этого годится и пластмассовая коробка: ребенок сам перетащит ее, куда ему надо.
Маленькие дети будут с удовольствием убирать игрушки, если научить их рассматривать это как вид игры. Дети обычно получают большое удовольствие, наводя порядок вокруг себя. Но мы должны дать им достаточно времени и не ожидать совершенства. Если нет старшего брата или сестры, чтобы помочь младшему убрать, тогда поначалу вместе с ребенком это должна делать мать, постепенно делая все меньше и меньше, пока он не научится всю работу выполнять сам. А если сказать потом: "Ах, как прекрасно теперь выглядит комната!" — это усилит удовлетворение ребенка и поможет развить у него любовь к порядку. Если мы помогаем ему с благожелательностью, то это тоже создает у него положительное отношение.
К четырем годам большинству детей уже не нужно помогать в сборе игрушек; но иногда мы должны охотно приложить к этому руку.
Поскольку неразумно ожидать, что детская комната всегда будет в порядке, родители должны установить определенное время, когда там следует убирать. Самое лучшее — перед ужином. И нам не нужно будет постоянно напоминать детям о том, что нужно прибрать свою комнату, — это может вызвать у них негативное отношение к чистоте как к тяжкому бремени. Но перед тем как начать убирать, нужно заблаговременно предупредить детей: например, установить будильник, чтобы он прозвонил через пятнадцать минут. Тогда дети будут знать, сколько минут им еще осталось поиграть до начала уборки, — это сократит пререкания.
Закончив уборку, они зовут маму — проверять. Такие комментарии, как "Хорошая работа" или "Я расскажу папе, как хорошо ты сегодня потрудился", поощряют ребенка. А если комната выглядит не так, как надо, можно указать, что еще нужно сделать.
Ужин подают, только когда все уже в порядке.
Хотя для уборки выделяют специальное время, ребенка нужно приучить сохранять какой-то минимум порядка и во время игры. К примеру, можно установить правило, что одновременно ребенок вынимает не больше двух игрушек. Игрушки, в которых есть маленькие части, следует держать в коробках на верхней полке, чтобы дети не могли их взять сами без спроса.
Все это может оказаться совсем не так просто, когда есть несколько детей, и одни готовы поддерживать порядок, а другие — нет. Аккуратный ребенок может сердиться на своих менее аккуратных брата или сестру. И если он будет жаловаться на беспорядок, который те устроили, мать может отвести его в сторонку и сказать с пониманием:
"Я знаю, ты нервничаешь из-за того, что твоя сестра разбросала игрушки по всей комнате, но раздражаться бессмысленно. Почему бы тебе просто спокойно не напомнить ей о том, что нужно положить все на место?".
Умные родители не станут вступать в дискуссии о том, кто именно вынул ту или иную игрушку. Лучше убирать комнату совместными усилиями. Но если старший ребенок делит комнату с младшими, то ответственность за чистоту должен нести старший. Хорошо поощрять у детей сотрудничество. Если один ребенок, например, возражает: "Я эти кубики не вынимал — почему я должен их убирать!" — можно с улыбкой ответить: "Я знаю, но все-таки убери их на место". А если ребенок пригласил друзей поиграть, следует напомнить ему, чтобы они помогли убрать игрушки, прежде чем пойдут домой.
Детей нужно приучать класть свою одежду на место. Даже маленький ребенок может научиться нести грязное белье в корзину; а старшие дети могут еще и складывать и вешать одежду. И здесь мать, обучая ребенка, должна ему помогать и подбадривать его подобными комментариями: "Хорошо, когда в комнате порядок; тогда все легко найти!".
Как можно раньше начинайте требовать от ребенка, чтобы он приводил в порядок свою постель. Когда он еще слишком мал, попросите старших детей делать это за него. Даже если это приведет к тому, что ребенок пару раз опоздает в школу, следует соблюдать правило уборки постелей (конечно, ситуация осложняется, если ребенок едет в школу на автобусе или другом транспорте). Но если ребенок выскакивает из дома, не убрав постель, нужно так ее и оставить до его возвращения.
И когда он придет, сказать ему без всяких наставлений и порицания: "Ты сегодня оставил постель неубранной. Займись этим сейчас, пожалуйста".

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.