На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

101 ВОПРОС ОБ ОДЕССЕ

ВОПРОС № 66: ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА НА ФРАНЦУЗСКОМ БУЛЬВАРЕ: БЫЛА? НЕ БЫЛА?


В популярном справочнике "Зодчие Украины", изданном в Киеве (1999 год) весьма авторитетным, знающим специалистом В.И. Тимофеенко, в числе осуществленных проектов С.А. Ландесмана под 1902-м годом значится и триумфальная арка на Французском бульваре.
Семен Ландесман - один из самых известных одесских зодчих конца XIX - начала XX столетия, и только лишь реестр сооруженных по его проектам блистательных зданий занял бы немало места. Достаточно назвать построенный им совместно с Леоном Влодеком знаменитый "Дом с атлантами" в начале улицы Гоголя (дом Фальц-Фейнов) - эмблему Всемирного клуба одесситов, дома Серебренникова на Екатерининской, Штеренберга и Лившица на Преображенской, дом школы Русского технического общества на Княжеской, изумительный дом Имбера на углу Преображенской и Щепкина, банк Ашкенази на Ришельевской, театр Сибирякова и здание Бессарабско-Таврического банка, школу при Когановских учреждениях на Херсонской, клинику Дю-Буше на Ясной и т. д. и т. д. Всё это охраняемые объекты культурного наследия первого порядка! Отчего же никто и никогда прежде не упоминал столь оригинальный проект (триумфальная арка, да еще на новом элитарном бульваре) в качестве осуществленного? Недавно ко мне обратились с этим вопросом - пришлось разбираться. И вот что выяснилось.
В 1902 году, после обсуждения в течение нескольких лет Городской думой и управой, был в общих чертах утвержден проект устройства бульвара по Малофонтанской дороге, получившей наименование Французский бульвар. Проект этот, в частности, предусматривал отчуждение в разных пропорциях земли от целого ряда дачных участков, устройство шоссе, посадку деревьев, а затем прокладку трамвайных путей. Самым сложным моментом здесь явился как раз пункт первый, ибо некоторые дачевладельцы не желали продавать землю и вовлекаться в строительство транспортной магистрали, да еще у себя под боком. И надо сказать, что в их доводах были свои резоны.
Возобладали, однако, намерения и чаяния большинства, ибо в перспективе улучшалось сообщение загородных домов с центром, что, в свою очередь, возвышало цены на аренду этих дач в летний период. То есть дачевладельцы предполагали получать куда более значительные прибыли. Реализация проекта, разумеется, растянулась на годы, и в результате по сторонам Французского бульвара появилось немало новых превосходных сооружений (не только вилл, но и каменных заборов с лепными украшениями, ажурных металлических решеток, калиток, беседок, входных арок и проч.), построенных при участии известных зодчих, в том числе Ю.М. Дмитренко. Из числа масштабных известны арки при входе на дачи "Отрада" (Халайджогло), Елисеевых и другие, но не триумфальная, о которой ничего не знают даже старожилы.
Автор и исполнитель проекта переустройства Малофонтанской дороги в бульвар инженер В.И. Зуев, можно сказать, жизнь положил на его реализацию. Еще на стадии составления проекта он и привлек к сотрудничеству видного одесского архитектора С.А. Ландесмана, предложив ему сделать эскиз входа на проектируемый бульвар со стороны города в виде триумфальной арки. Сотрудницы ОГНБ имени М. Горького, Евгения Каменева и Ольга Барковская, помогли мне разыскать и увидеть публикацию "Одесского листка" от 11 мая 1902 года (иллюстрированное приложение), из которой ясно: эскиз арки в тот момент был уже готов. В этом номере газеты представлено два снимка авторитетного местного фотомастера Белоцерковского: на одном из них - эскиз арки, на другом - проект расширения Малофонтанской дороги. В подписи к этим фотографиям говорится, что они отправлены "при проекте изображенной здесь дороги и арки" президенту Французской республики Эмилю Лубэ. Почему ему? Да потому, что бульвар по высочайше утвержденному предложению Думы получил свое название, во-первых, в благодарность Франции за прием российской императорской четы, а во-вторых, в связи с ответным визитом Лубэ в Санкт-Петербург. Любопытно, что в газетном сообщении Ландесман вообще не упоминается, а назван лишь автор всей реконструкции дороги Зуев.
А далее мы не находим о "триумфальной арке" никаких сообщений ни в протоколах заседаний Думы, ни в протоколах заседания Городской управы. И это притом, что все упомянутые протоколы, бюджеты и сметы устройства Французского бульвара дошли до нас в полном объеме, с иезуитским учетом расхода каждой запланированной и фактически израсходованной копейки. Отсюда следует однозначный решительный вывод: до сооружения арки дело не дошло, и она так и осталась эскизом.
И действительно, в хорошо знакомой историкам градостроительства книге В.И. Зуева "Французский бульвар в Одессе" помещена серия фотоснимков с изображениями целого ряда солидных и вместе с тем изящных новостроек, и только один неосуществленный эскизный проект "триумфальной арки". Книга издана в 1915 году, в период первой мировой войны. Не будь войны и ее последствий, как знать, возможно, вход на бульвар и был бы, в конечном итоге, оформлен так величественно, как это предполагалось с самого начала. Правда, под арку пришлось бы запустить электрический трамвай, с чем настойчивый Зуев, надо полагать, как-нибудь бы справился. Впрочем, как знать, а вдруг найдутся желающие вернуться к этому предприятию сегодня...

Олег ГУБАРЬ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.