На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ РАБОТЫ

КОЦЕР - СОБИРАТЬ УРОЖАЙ

Известно, что в Синайской пустыне строители Мишкана (переносного Храма) использовали красители, получаемые из трав, которые нужно было сначала посеять, а потом собрать. Отсюда запрет на сбор урожая, то есть на жатву, которая таким образом становится ав-мелаха, основным видом новой категории запрещенных в Субботу работ. Внешняя форма работы "жатва" - сорвать или срезать растение с земли, а ее цель - прекращение роста растения.
В качестве толадот (производных) в категорию коцер (сбор) входят любые операции, нарушающие связь растения с его питательной средой и приводящие к прекращению роста.
Нельзя собирать фрукты с деревьев, но можно сорвать их с ветки, отломившейся от дерева в пятницу: плоды на ней считаются сорванными, так как их связь с питательной средой уже нарушена. Нельзя срывать грибы или мох, даже если они растут не на земле.
Разбирая законы посева, мы затронули тему цветочного горшка с отверстием внизу. Там говорилось, что поскольку влага земли проникает через отверстие к корням растений, они считаются растущими на земле. В горшках, не имеющих внизу отверстия, цветы растут автономно от почвы, не беря от нее влаги. То же самое можно сказать, если между горшком и землей есть преграда, мешающая почвенной, наружной влаге попадать внутрь. Следовательно, поднять горшок, стоящий на земле, и поставить его на стол - это производная жатвы (сбора урожая), так как в результате растение, которое до сих пор как бы росло на земле, оказывается - пусть на короткое время - полностью изолированным от нее. Более того, по постановлению мудрецов, в Субботу вообще нельзя переносить горшок с отверстием с места на место, потому что поднимая, мы отдаляем его от земли, а это весьма напоминает жатву. Сказанное верно и по отношению к цветочным горшкам, находящимся в доме, так как полы прикрепленных к земле строений не считаются достаточной преградой.
В Субботу разрешено ходить по газону, не опасаясь вырвать траву подошвами туфель: даже если это произойдет, перед нами непреднамеренное следствие разрешенного действия. Однако по длинной траве ходить с коляской или бегать не следует. Причина в том, что в данном случае отдельные травинки неизбежно будут вырваны (псик-рейша), а значит, отсутствие намерения нас не спасет.
Нельзя ломать ветви деревьев - как свежие, так и сухие. Многие авторитеты утверждают, что ломающий сухие ветки не нарушает Закон Торы, так как неживая часть дерева не впитывает от земли влагу и другие питательные вещества. Тем не менее, мудрецы это действие запретили, опасаясь, что если сегодня мы сломаем сухую ветку, то в следующую Субботу сломаем почти сухую, а затем и свежую.
Поскольку все согласны, что ломать свежие ветви - это запрет Торы, то спрашивается, не возвели ли мудрецы "ограду" вокруг этого запрета? Возвели. Вот действия, которые, по их мнению, могут привести к тому, что забывшись, человек сорвет ветку или плод дерева:
1. Нельзя лазить на деревья.
2. Растущие деревья вообще нельзя никак использовать; например, сидеть или опираться на них со всей силой, вешать на ветви и сучки какие бы то ни было предметы или снимать их с ветвей. Причем запрет распространяется не только на сами деревья, но и на все, что к ним непосредственно прикреплено. Так, нельзя повесить сумку на гвоздь, вбитый в ствол дерева, или снять ее с гвоздя. Но в сумку, висящую на гвозде, можно класть вещи и вынимать их, потому что в данном случае используется не дерево и даже не гвоздь, а сумка. Аналогично, в Субботу можно сидеть в гамаке - только если он привязан не к самим деревьям, а к вбитым в деревья гвоздям, при условии что сами деревья не будут раскачиваться. Нельзя приставлять к дереву лестницу или подниматься по ней и спускаться, даже если она приставлена с пятницы. Но можно снимать высохшее до наступления Субботы белье с веревки, привязанной к гвоздям, но не к самому дереву.
Предметы обихода, которые принято убирать по окончании пользования, нельзя оставлять на дереве до наступления Субботы, чтобы не снять их по ошибке в Субботу. Впрочем, некоторые авторитеты разрешают оставить высохшее белье на веревке, привязанной к дереву.
Запрет пользоваться деревьями касается только той части растений, которые возвышаются над землей выше 30 сантиметров. Частями деревьев, расположенными ниже, пользоваться можно. Дело в том, что по талмудическому правилу, все низкое, что находится в этом узком диапазоне, рассматривается как сама земля. Стало быть, разрешено сидеть на корнях деревьев или на невысоких пнях. И несомненно, можно сидеть и лежать на траве. Также разрешено безбоязненно дотрагиваться до любого дерева, но только не качать его.
3. Нельзя есть в Субботу опавшие плоды: мудрецы опасались, что войдя во вкус, мы забудем, что сегодня Суббота, и сорвем с дерева что-нибудь еще. Пробудить наш аппетит может не только нежный вкус спелого плода, но и его аромат, поэтому мудрецы запретили нюхать фрукты, растущие на деревьях и кустах. Но разрешается наслаждаться запахом цветов, растущих на грядке или в горшке. Поскольку человек может наслаждаться запахом, не срывая растение, мудрецы здесь не опасались нежелательных последствий. Более того, если мы не достаем носом до ароматного цветка, можно приблизить его к себе рукой; правда, действовать при этом надо осторожно, чтобы его не сорвать.
4. Нельзя ездить верхом на животных. Причина - в том, что тот, кто едет верхом, например, на лошади, может сорвать прут для хлыста. Со временем мудрецы расширили запрет, включив в него любые формы использования животных в Субботу, - даже там, где нет опасений сорвать ветку...

МЕАМЕР - ВЯЗАТЬ СНОПЫ

В категорию "вязания снопов" входит не только сбор уже сжатых колосьев в снопы, но и любые операции, цель которых - собрать вместе растения или плоды, разбросанные там, где они выросли. Поэтому нельзя в Субботу собирать под деревом опавшие плоды (даже если они опали еще в пятницу) - это ав-мелаха, основной вид данной категории.
Если фрукты рассыпались не в том месте, где они росли, а во дворе или дома, куда их привезли после сбора урожая, то по Закону Торы собирать их можно, потому что, согласитесь, на вязание снопов такое действие мало похоже. Все же мудрецы, не запретив собирать фрукты, раскатившиеся по двору, потребовали выполнения непременного условия - собирать их измененным образом: не в ящик и не в сумку, а лишь понемногу, по мере необходимого, то есть не больше, чем надо для еды. На фрукты, рассыпавшиеся внутри дома, по мнению большинства комментаторов, указанный запрет не распространяется.
И еще. Фрукты, просыпавшиеся на землю в одном месте и не раскатившиеся в стороны, можно положить в ящик или сумку. Тут, правда, есть одна тонкость: если фрукты упали в грязь, то теперь их придется поднять, как только что было сказано, измененным образом.
Прессовать инжир или нанизывать его плоды на нитку, по Закону Торы, нельзя даже дома. Эти действия, в отличие от сбора колосьев или фруктов, принято делать не только в поле или в саду, но и в любом другом месте, поэтому их можно рассматривать как производные от меамер, вязания снопов.
В Торе написано (Шмот 31:16): "Пусть сыновья Израиля соблюдают Субботу, чтобы сделать Субботу вечным заветом в поколениях. Между Мной и сыновьями Израиля она - знак навеки, ибо шесть дней созидал Всевышний небо и землю, а в седьмой день прекратил (созидание)...".
Суббота - знак Союза между еврейским народом и Творцом. Раби Исраэль Меир Акоэн (Хафец-Хаим), живший в конце XIX века, уподобил этот знак Союза вывеске при входе в магазин. Иногда случается, что магазин стоит закрытым долгое время, но пока на нем весит вывеска, каждому ясно, что хозяин еще не оставил свое заведение. Видимо, бизнес торговца переживает временные трудности, но он сам еще не отчаялся: придет время - и лавка снова откроется. Однако если вывеску сняли, значит, все кончено: лавочка, что называется, закрыта. Так и еврей, начавший нарушать законы Субботы: он "снял вывеску", порвал связь с Хозяином мира. В наше время верно обратное утверждение: для тех, кто возвращается к Торе, баалей-тшува, настоящее возвращение к иудаизму начинается именно с соблюдения законов Субботы.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.