На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ХОРЕШ — ПАХАТЬ
В эту категорию работ входит все, что представляет собой подготовку земли к посеву, включая действия, улучшающие состояние почвы. Например, нельзя в Субботу копать землю, делать на ней борозды и углубления или, наоборот, засыпать углубления землей (выравнивать). Все действия, похожие на перечисленные, но не направленные на разрыхление или улучшение почвы, в эту мелаху не входят. В частности, рытье котлованов и выравнивание площадки для строительства относятся к категории боне (строить). Но вот рытье ям, ради того чтобы получить грунт, не является, согласно цели, ни вспашкой, ни строительством, а потому такое рытье надо рассматривать как мелаха шеэйна цриха легуфа: оно запрещено только мудрецами. В толадот, производные от вспашки, входят все операции, совершаемые для той же цели (улучшения почвы), но не с землей как объектом действия, а с другими предметами — камнями, травой и пр. Так, например, в Субботу нельзя очищать участок от мусора, полоть сорняки около корней деревьев, удобрять землю.
Два слова о ненамеренных действиях, напоминающих вспашку. Разрешено тащить стул по земле, несмотря на то, что в результате может образоваться борозда. Но если стул настолько тяжел, что появление борозды неизбежно (на языке Талмуда псик-рейша), его придется нести на руках. Но вот детскую коляску по мягкому грунту везти можно — хотя при этом на земле образуются борозды. Причина разрешения: действие, в результате которого земля придавливается под нашими ногами и колесами коляски, не считается рытьем ям.
Запрещено подметать двор в Субботу, так как это неизбежно ведет к выравниванию поверхности и засыпанию мелких ямок. Впрочем, этот запрет к деревянным и каменным полам не относится, их можно подметать щеткой или веником из синтетических волос. Но не следует пользоваться метелкой или веником из соломы, потому что они с легкостью ломаются, а это создает некоторую галахическую проблему. И еще, несмотря на то, что разрешено подметать деревянные и каменные полы, все же мыть их не принято не только тряпкой (что связано с запретом выжимать), но и резиновой шваброй (магав гуми).
В случае необходимости, когда вода пролилась на пол, многие современные авторитеты разрешают собрать ее резиновой шваброй. Добавим, что можно собрать с ковра крошки и другой мусор с помощью щетки (только не той, что специально для этого приспособлена), а если это не помогает, то коврик можно даже вытряхнуть, но не с силой.

ЗОРЕА — СЕЯТЬ
В общую категорию "посев" входят действия, способствующие произрастанию растений. Нельзя не только сеять зерна, но и производить любую операцию, которая помогает росту дерева или растения: сажать саженцы, делать прививку или отвод, подрезать ветви растений (это способствует их быстрому росту), разрежать густые насаждения, полоть грядки, поливать. Посев зерен, производимый еще при строительстве Мишкана, считается ав-мелаха, основным типом работ для данной категории. Посадка саженцев, напоминающая этот основной тип как целью, так и формой, — тоже ав. Но уже прополка, прививка и поливка соответствуют основному типу только целью, а поэтому они являются производными работами, толадот. Эти запреты касаются всех, даже тех, кто далек от работы в поле или в саду. К примеру, когда мы едим сливу или абрикос, нельзя выбрасывать косточку на землю там, где она может прорасти.
Заметим, что категории посева и жатвы (о ней речь пойдет ниже) не ограничены операциями, производимыми непосредственно на земле; посадка растения в цветочном горшке — тоже посев. В то же время мы знаем, что Тора запретила мелахот, только если они исполняются принятым у людей образом. И лишь мудрецы запретили их делать даже измененным образом, — чтобы люди могли избежать ошибки. Поэтому, хотя некоторые декоративные растения сажают в горшках, все же для подавляющего большинства растений принятый способ посева — именно в земле, а значит, посев в горшках запрещен исключительно мидерабанан. То же самое можно сказать о поливе и подрезке.
Но если горшок, у которого в дне есть отверстие, стоит на земле, влага почвы проникает через отверстие к корням высаженных в том горшке растений, а поэтому последние считаются растущими прямо на земле. Вывод: по Субботам в таких горшках нельзя сеять по Закону Торы. Говоря чуть выше о том, что посадка в горшках запрещена только мудрецами, мы имели в виду горшки, в которых нет отверстия снизу, так что растения, растущие в них, вполне автономны от земли вне горшка и не берут извне даже влагу. (Горшок, имеющий маленькие отверстия для выхода излишков воды, тоже считается "горшком без отверстия".)
Если между горшком и землей есть преграда, мешающая проникновению влаги из почвы в горшок, то он приравнивается к "горшку без отверстия". Примером может служить обычный цветочный горшок, стоящий на подоконнике или столе. Поставить его на землю в Субботу — это производная от посева, так как в результате растение, которое до сих пор росло автономно от земли, оказывается как бы высаженным на ней. Более того, горшок с отверстием, который висит на некотором возвышении от земли, так что воздух отделяет его от почвы, тоже нельзя поставить на землю. Согласно большинству авторитетов, Закон Торы в данном случае не нарушается (ибо воздух — недостаточная преграда между растением и землей), но мудрецы запретили так поступать во избежание ошибок. Развивая ту же логику, можно прийти к выводу, что нельзя перенести в другое место горшок с отверстием, уже стоящий на земле: его поднятие напоминает жатву, а установка на новом месте на земле это как бы новый посев.
Отметим, что для того чтобы горшок назывался "горшком без отверстия", требуется не только отсутствие самого отверстия, но и ряд дополнительных условий. Во-первых, ветви растений, растущих в нем, не выходят за пределы горшка, свешиваясь над землей. Во-вторых, важен материал, из которого сделан горшок. Дело в том, что некоторые материалы, пропускающие влагу, такие как пористая глина и легкое дерево, не могут считаться преградой между землей и растением. Стало быть, нельзя переносить растения в глиняных горшках и деревянных кадках, стоящих на земле, даже если в их днищах нет отверстий. На горшки из металла и пластика этот запрет не распространяется; более того, даже глиняный горшок, стоящий на металлической подставке, можно смело с этой подставкой переносить с места на место, — но все это при условии, что ветви растений не свешиваются за пределы горшка.
Не совсем ясно, является ли пол преградой, достаточной для того, чтобы стоящий в доме горшок приравнять к горшку без отверстия. С одной стороны, с трудом можно себе представить, будто влага земли, на которой стоит наш дом, способна просочиться через бетонный фундамент, перегородки и песок подполья, через подвал и ряд этажей до отверстия на дне горшка с фикусом, мирно стоящего рядом с окном. С другой стороны, известно, что по Закону Торы нельзя в Субботу высаживать растения в грунте, рассыпанном на скале. В данном случае влага и питательные вещества от "матери-земли" не просочатся к корням растений, но в этом нет нужды, потому что грунт лежит на скале, прикрепленной к земле, и является ее неотъемлемой частью. Грунт, скала и вся земля — это одно целое, то, что мы называем землей. То же самое в нашем случае: здание, прикрепленное к земле, мало чем отличается от скалы, и если нам пришло в голову насыпать грунт на крыше дома, устроив там зимний сад, мы рискуем нарушить запрет посева. И совсем не исключено, что то же самое можно сказать о горшке с отверстием, стоящем на полу нашей квартиры.
К последнему мнению склоняются ведущие авторитеты последнего времени; поэтому на горшок с отверстием, находящийся в доме, распространяются все упомянутые выше запреты. Все, кроме одного: можно не беспокоиться по поводу того, что ветки нашего растения выходят за пределы горшка, особенно если мы живем не на первом этаже. На практике это означает, что даже живя на верхнем этаже высотного дома, мы можем свободно переносить в Субботу с одного места квартиры в другое только металлические или пластиковые горшки, а также те, что стоят на подставках из этих материалов, перемещая их вместе с подставками. И в любом случае нельзя перенести горшок на новое место, если условия роста растений там лучше (например, из комнаты на балкон). Тем не менее, можно открывать занавески напротив цветочных горшков, несмотря на то, что яркий солнечный свет помогает цветам расти (только не следует делать это намеренно, с целью помочь растению).
В Субботу нельзя замачивать семена в воде, чтобы они проросли, поскольку обычно так делают перед их посевом. Причем запрет касается даже тех случаев, когда их замачивают отнюдь не для посева, — об этом должны помнить люди, употребляющие зерна проросших злаков в пищу. Посев на воде тоже запрещен, поэтому не следует класть луковицы и косточки авокадо на банку с водой, чтобы они пустили корни.
Тем, кто ест в саду, нельзя мыть там руки из-за запрета поливать растения. Запрет действует и в том случае, когда отсутствует намерение поливать растения: так как полив здесь неизбежен (псик-рейша), нельзя сказать, что моющий руки над грядкой вовсе не занимается поливом растений. Даже в чужом саду нельзя мыть руки: напомним, что действие псик-рейша, не приносящее человеку никакой пользы, тоже запрещено, — хотя и мидерабанан. Во время еды в саду нужно быть осторожным, чтобы не пролить какую-либо жидкость на землю (этот закон в особенности актуален в праздник Суккот, когда люди обедают вне дома).
Мудрецы, возводя ограду вокруг закона, запретили ставить в Субботу цветы в воду, поскольку это напоминает полив растений. Также нельзя менять воду в вазе или добавлять к старой воде новую. Вынув стебли из воды, мы можем возвратить их при условии, что на них нет нераспустившихся бутонов: ведь если в дальнейшем они раскроются, это произойдет из-за того, что мы в Субботу поставили цветы в воду. В Йом-тов можно добавить свежей воды, но полностью поменять воду в вазе нельзя. Эти правило становятся особо актуальным в праздник Суккот, когда многие держат лулав в воде, чтобы он не завял.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.