На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ВАЙЕХИ


Последние 17 лет жизни Яакову пришлось жить в Египте, — подчеркивается в самом начале главы. Именно пришлось, ибо вне Земли Израиля жизнь для него была неполноценной. Этот посыл многое определит в нашей главе Вайехи (в переводе на русский язык это слово означает "и жил"). Мы завершаем чтение первой книги Торы — Берешит. Перед нами развернута панорама Творения мира: создание человека и возникновение человечества, появление первого еврея — Авраама, история жизни его сына Ицхака… И вот теперь — умирает сын Ицхака Яаков. Каждый из обозначенных этапов (мы упомянули только те, которые имеют отношение к нашему рассказу) — поворот в судьбах мира, каждый — моделирует реальную историю поколений, еврейского народа и всего человечества.
В самом начале Творения (Берешит) отсутствует свет, отсутствует свобода выбора. Только с проявлением в мире этих элементов — "Да будет свет…", чуть позже — "И разделил Всевышний между нижней водой и верхней…", а потом — "И повелел Адаму не есть с того дерева…" — Вселенная обрела Цель: свет, добро и зло (разделение), возможность выполнять или не выполнять Повеление…
Но и в конце книги Берешит, в нашей главе, говорится о том же. Родоначальники еврейского народа, Яаков и его сыновья, — в изгнании, символом которого стал Египет (об этом пойдет речь в последующих главах, в книге Шемот). В глубоком смысле изгнание — жизнь без света.
У потомков Яакова нет и свободы выбора — они вступили в период рабства. А раб принадлежит хозяину, им распоряжаются, как вещью. Но так же, как в начале Творения, и на этапе рабства зарождаются те же элементы (свет, разделение и свобода выбора), которые обеспечат существование еврейского народа и гарантируют выполнение евреями своей миссии в этом мире.
Глава Вайехи, прежде всего, сообщает, что Яаков прожил в Египте 17 лет. Далее мы узнаем, что всего он прожил 147 лет. А поскольку в Торе уже сказано, что Яаков пришел в Египет в возрасте 130 лет (47:9), неясно, какую дополнительную информацию мы получаем, узнав о семнадцатилетнем пребывании Яакова в Египте. При помощи такого повторения Тора дает нам понять, что эти 17 лет — вне ряда предыдущих 130-ти. Сами по себе они бессмысленны. Яаков чувствовал это, не хотел переселяться в Египет с Земли Израиля, даже когда ему стало известно, что его сын Йосеф пользуется огромным влиянием при дворе египетского фараона. Только прямое повеление Всевышнего заставило Яакова отправиться в Изгнание.
Такова была отведенная ему Всевышним роль — провести подготовительную работу для Исхода из египетского рабства. Его работа состояла в том, чтобы, во-первых, завещать своим сыновьям совершить после его смерти конкретные действия, которые продемонстрируют всем принципиальную, абсолютную необходимость покинуть Египет и вернуться на Землю Израиля. Это — свет. Во-вторых, Яаков должен был раскрыть внутренний потенциал своих сыновей и дать им свободу выбора: или они реализуют свое предназначение, выполнив часть общей задачи еврейского народа, или используют свой потенциал в неправильном направлении. Читаем: "…и позвал своего сына Йосефа и сказал ему… сделай мне истинное добро — не хорони меня в Египте" (47:29). Йосеф обещал. Тогда Яаков повысил уровень завещания, сказав сыну: "Поклянись!". Иначе говоря, предъявил ему абсолютное требование…
В первой фразе главы Торы Шемот говорится, что сыновья Израиля идут (находятся в процессе перехода) в Египет. Но нам известно, что саму Тору народ Израиля получил после Исхода, через Моше, который родился в Египте. Почему же глагол идти стоит в настоящем времени? Однако вспомним, что Тора дана Всевышним всем поколениям на все времена, вспомним, что событийный ряд в ней — лишь поверхность, скрывающая глубинные мысли, и употребление такой формы глагола нам уже не покажется странным. Настоящее время здесь дает нам понять, что каждый из нас — в процессе движения в Египет.
На иврите Египет — Мицраим. Основу этого слова составляют буквы ц и р, образующие понятие узкий, зажатый. Если сузить горизонты видения мира, можно предположить, что Вселенная — только материя, что в ней нет места духовному, нет места Творцу. Что бывает, когда человек придерживается подобной точки зрения? Всевышний через пророков предупреждал: если вы не признаете Меня Хозяином мира, будете рабами у хозяев (у других людей). Это предупреждение вполне однозначно: узость мировоззрения, подмена Мудрости Всевышнего различными преходящими философскими теориями — прямой путь в Египет.
В четвертой книге Торы — Бамидбар — рассказывается, что по Слову Всевышнего расселились 12 колен Израиля в Эрец-Исраэль. Каждому колену была дана Творцом определенная часть территории. Девяти коленам предназначалось жить к западу от реки Иордан. Два колена поселились к востоку от Иордана.
И одно — половина на западе, половина — на востоке. Два колена — Реувена и Гада, — поселившиеся в восточной части, происходили от Леи (Гад — сын ее служанки, наложницы Яакова). Чье колено разделено надвое? Конечно же, колено Менаше. Первая половина оказалась рядом с Эфраимом (линия Рахели), вторая — рядом с Реувеном и Гадом (линия Леи) (см. книгу Бамидбар, 34:13-15).
…Призвал Яаков всех своих сыновей. И определил потенциал каждого. Про первого, старшего сына Леи, Реувена сказал: "Начало моей силы… Превосходишь [остальных братьев] и в подъеме и в духовной силе…". Что это значит?
В своем комментарии Раши объясняет: подъем — это вознесение рук, как это делали коэны, служители в Храме. Духовная сила — признак лидерства, царства. Иначе говоря, в Реувене были заложены возможности стать родоначальником царей и коэнов. Однако слова, которые произнес Яаков далее — "Быстрота твоя, как бурный поток воды — не даст тебе [следовать этому пути]", — свидетельствуют о том, что Реувен не использует эти возможности.
В чем же истинное призвание Реувена? Яаков намекает на его способности к глубокому переживанию и раскаянию. От других пойдет род царей и коэнов, но умение переживать, признавать и исправлять ошибку — свойство колена Реувена.
И действительно, в Танахе (Библия) есть книга, условно названная "Двенадцать пророков". В этой книге — двенадцать относительно небольших книг, содержащих записи пророчеств. И первый пророк — Гошеа. Его книга посвящена тшуве (возвращению к Всевышнему) каждого еврея и всего народа, возвращению к заповеданному Им образу жизни. И никого из нас, наверное, не удивит, что Гошеа принадлежит колену Реувена.
Следующие по старшинству сыновья Яакова — Шимон и Леви. Обращаясь к ним, Яаков называет их "братьями", вскрывая их способности быть братьями, ладить друг с другом, друг другу сопереживать. И воспринимается вполне естественно, что от Леви произошли служители Храма (левиты и коэны), от которых требуется особый дар сопереживания с народом, а от Шимона — учителя детей младшего возраста. Нужно ли объяснять, что человек, обделенный способностью к сопереживанию, не может учить детей?
Однако утонченности чувств недостаточно, для того чтобы стать царем. Здесь нужны другие качества.
И Яаков указывает, что потомков Шимона и Леви ожидают трагические испытания, а особенно сильно они споткнутся на своем пути дважды — в истории с Корахом и разведчиками (об этом говорится в книге Бамидбар).
Кто же из сыновей Яакова возьмет на себя роль Лидера? Кто из них станет родоначальником царей? Следующий по старшинству, четвертый сын Яакова, — Иегуда. Он унаследует качества лидера. Он поведет еврейский народ и будет царем. На иврите царь — мелех, производное от слова лех — идти. Итак, мелех ведет людей, берет на себя ответственность.
В предыдущей недельной главе Ваигаш рассказывалось, как Иегуда выступил в защиту своего брата Биньямина и был готов ответить жизнью за его судьбу, за мир и покой своего отца. Иегуда мог бы воззвать ко всем братьям, но он на коллективную ответственность ни разу даже не намекнул. Наверное, он был вправе сослаться на внешние обстоятельства, из-за которых могло случиться несчастье. Но нет, он все взял на себя и лично отвечал за происходящее. Чувство ответственности — первое, самое необходимое условие, чтобы стать руководителем, лидером, царем. Существует и второе условие: настоящий лидер должен понимать, что он — не Б-г на земле, что Хозяин всего сущего — не человек (даже если он царь), а — Всевышний. И только Он Один.
Но откуда у Иегуды эти способности? При рождении ему дали имя Иегуда, в составе которого в ивритском написании все четыре буквы центрального Имени Всевышнего — "юд", "гей", "вав", "гей". Кроме того, в имени четвертого сына Яакова есть буква "далет", обозначающая скромность (далет — от корня дал, скромный). А все слово иегуда означает — уметь благодарить. Его трактовка на более глубоком уровне — постоянно осознавать Присутствие Творца и чувствовать, сколь скромное место занимает человек по отношению к Нему. Окружающие распознают личность, наделенную подобными качествами, принимают такого человека и выдвигают его на вершину пирамиды, ибо глубоко осознают, что это выдвижение — справедливо.
Яаков предсказывает в своем завещании: "Иегуда — в этом [имени] твоя суть. Братья признают тебя. Врагов [народа] ты отбросишь… кто собьет тебя [с твоего пути]?" (49,:8-9). В следующей фразе Яакова — новое пророчество: "Не отойдет скипетр от Иегуды…". Навеки, вплоть до окончания мировой истории, когда вновь выстроится пирамида еврейского мироустройства, из колена Иегуды выдвинется глава этой пирамиды, как в свое время во главе нашего народа встал царь Давид — прямой потомок Иегуды.
Рассказывается в нашей главе и о смерти Яакова, о его захоронении в Хевроне (Кирьят-Арба) и о последних распоряжениях Йосефа. Теперь мы готовы перейти к следующей книге Торы — Шемот…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.