На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

ЛЕКАРСТВА ОТ ЗАСТОЯ


Последние события показали, что безвластие в стране не уничтожило деловую жизнь в регионах, а лишь на время затормозило. И жизнь стенами Верховной Рады не ограничивается, и парламентские баталии очень незначительно влияют на нашу повседневную действительность.

* * *
В тот день, когда депутат-"регионал" Владислав Лукьянов вырвал карточку для голосования у спикера Верховной Рады и тем самым сорвал голосование по кандидатуре премьера, в Одессе произошло событие не столь космического масштаба, но гораздо более важное для "среднестатистического украинца". Речь идет об открытии второй очереди таблеточного производства на ОАО "ИнтерХим".
Это предприятие было создано 15 лет назад — совместно специалистами-биохимиками Одесского института физики и химии им. ак. Богатского и бельгийской фармацевтической компанией, которая сегодня носит название Sotramo International. Первые годы предприятие занималось разработкой новых лекарственных препаратов, а также производством субстанции для таблеток. Знаменитый амиксин, который сейчас стал лекарством № 1 в борьбе с гриппом, разработан на этом предприятии.
В 2003 году "ИнтерХим" запустил первую очередь таблеточного производства и самостоятельно занялся выпуском лекарств — как авторских, так и по лицензиям других компаний. Сегодня из 130 фармацевтических заводов Украины только на семи есть участки, сертифицированные по международному стандарту GMP (в переводе на русский язык эта аббревиатура означает "надлежащие условия производства"). Одно из этих предприятий — одесский "ИнтерХим".
Вторая очередь производства позволит увеличить объем выпуска лекарственных препаратов в 4,5-5 раз — со 100 миллионов таблеток в год до полумиллиарда. (Для сравнения — гигант фармацевтической промышленности Украины "Дарница" выпускает в год 4 миллиарда таблеток.)
Нужно отметить, что наращивание мощностей произошло без значительного увеличения производственных площадей — преимущественно за счет установки нового оборудования.
Общий объем инвестиций в создание второй очереди составил 7 миллионов долларов. Около 2/3 суммы затрачено на приобретение 4 единиц технологического оснащения. Новая "умная" техника помогла свести к минимуму ручной труд при производстве лекарств.
А управляющий компьютер следит за ее исправностью.
И в случае сбоя иностранные специалисты фирм — изготовителей оборудования смогут на расстоянии устранить неполадку.
Но увеличение количества выпускаемых лекарств — не единственная задача предприятия. Ежегодно оно внедряет в производство два-три новых препарата. Так, в этом году "ИнтерХим" приступил к выпуску трифедрина и теофедрина. По словам председателя правления компании Анатолия Редера, начиная выпуск этих лекарств, одесские специалисты поставили пред собой задачу вытеснить с украинского рынка импортные аналоги, в основном — не всегда качественные индийские. А в 2008 году руководитель компании обещал украинским потребителям два новых эффективных препарата снотворного действия. Это — авторские разработки специалистов "ИнтерХима".

* * *
Если модернизация одесского фармацевтического предприятия уже завершена, то одесский аэропорт только приступил к реконструкции. В нынешнем году на выполнение нулевого этапа этих работ было выделено из городского бюджета порядка 12,5 миллиона гривен. Из них почти 5,5 миллиона израсходовано на ремонт взлетно-посадочной полосы. Теперь аэропорт может принимать большегрузные самолеты без ограничения взлетной массы. По словам начальника аэропорта Светланы Пустыльниковой, авиакомпании заинтересованы в том, чтобы аэропорт принимал именно такие суда. К сожалению, в этом году предприятие должно было отказывать авиакомпаниям в приеме этих самолетов.
В следующем году реконструкция будет продолжена. Среди запланированных работ — разработка проекта аэровокзального комплекса (сюда входит здание аэровокзала, перрон, рулежная дорожка, аварийно-спасательная станция и т. д.). В общем все намеченные на 2008 год работы оцениваются в 1 миллиард 285 миллионов гривен.
Теперь перед руководством города, в собственности которого находится аэропорт, стоит задача поиска средств на реконструкцию. Задача нелегкая, если учесть, что город хочет привлечь инвестора, но так, чтобы аэропорт остался в коммунальной собственности, и чтоб городское руководство не потеряло влияния на ситуацию на предприятии. Для этого выбрана форма совместной деятельности без создания юридического лица.
Уже поступило около 20 предложений от различных инвесторов. Но выдвинутые ими условия не устроили владельца аэропорта.
Инвестиции — не единственный вариант финансирования работ. По мнению специалистов горсовета, гораздо выгоднее взять кредит в банке. Уже проведены переговоры со Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития. Но гораздо легче получить заем в одном из отечественных банков. На очередном заседании рабочей группы по реконструкции аэропорта интересный вариант предложил депутат горсовета, председатель правления банка "Пiвденний" Вадим Мороховский. По его мнению, оптимальный вариант решения проблемы — создать пул банков. Сюда можно будет привлечь и зарубежные финансовые учреждения. А залогом может служить строящийся аэровокзальный комплекс. По расчетам банкира-депутата, если взять кредит в 100 миллионов евро на пять-семь лет, этих средств хватит на реконструкцию. Аэропорт без особых проблем сможет погасить заем, а город останется полноправным владельцем предприятия. В то время как инвестор будет претендовать на объекты, в которые вложит деньги.
В. Мороховского поддержали начальник управления финансов Светлана Бедрега и вице-мэр Вахтанг Убирия. "Единственный возможный выход — получить деньги в наших банках, и именно в таком варианте", — считает заместитель городского головы.

* * *
А Министерство транспорта не оставляет надежды получить одесский аэропорт в свою собственность. Несмотря на то, что Министерство экономики разъяснило городским властям Одессы, что это невозможно сделать без решения сессии, пока еще министр транспорта Николай Рудьковский принял протокольное решение забрать в ведение министерства взлетно-посадочные полосы аэропортов всех городов, которые будут принимать финальные матчи чемпионата по футболу Евро-2012. Основание — государство обещало выделить на реконструкцию этих аэропортов деньги (Одессе, например, обещали 361,83 миллиона гривен), а Минтранс будет координировать распределение этих средств.
Одесситы в очередной раз отказались выполнять распоряжение министра транспорта.
Начальник аэропорта Светлана Пустыльникова считает, что аэропорт — это целостный технологической комплекс, и передача его отдельных частей другому владельцу может привести к росту тарифов и снижению уровня безопасности. Так что передавать министерству взлетно-посадочную полосу — нецелесообразно.

* * *
Городские власти приветствуют далеко не каждое предприятие, которое строится в Одессе. Вот, например, всем известная фирма "Чумак", как выяснилось, построила на полях орошения маслозавод... не купив земельный участок и не получив соответствующих разрешений на строительство. Когда месяца два назад представители городских управлений "обнаружили" в Одессе новое предприятие, оно... уже год как работало.
Мало того что город не получает от фирмы денег за использование земли, свою законную долю на развитие инфраструктуры — за разрешение на строительство (а этой самой инфраструктурой — дорогами, коммуникациями — предприятие активно пользуется), так неизвестно, как завод оплачивает коммунальные услуги, если он нигде не числится. Кроме того, в этом районе, согласно Генплану, будет строиться жилой комплекс и разобьют парк.
Теперь мэр Эдуард Гурвиц настаивает на том, чтобы этот самострой был снесен. Правда, не все так просто — на это должно быть соответствующее решение суда. Сейчас иск горсовета к предприятию рассматривает Хозяйственный суд, а пока Суворовская райадминистрация уже отключила завод от электроснабжения.
Кроме того, по данным вице-мэра Михаила Кучука, прокуратура возбудила уголовное дело по факту самовольного захвата земельного участка.

* * *
А вот мини-рынок на улице Ицхака Рабина (от Дома мебели до рынка стройматериалов "Малиновский") все необходимые разрешения на размещение получил. Но все равно будет демонтирован, поскольку срок действия этих документов истек. По словам начальника городского управления развития потребительского рынка Александра Малина, демонтаж рынка будет проводиться в несколько этапов. Возможно, ряд объектов будет переформатирован, чтобы работу единовременно потеряло как можно меньшее количество людей.
Первый вице-мэр Анатолий Ворохаев считает, что со временем все мини-рынки и некапитальные объекты торговли в Одессе должны быть снесены. Сегодня, когда практически на каждом углу есть супермаркет, в таких рынках нет необходимости.
Перед городским головой Эдуардом Гурвицем стоит нелегкая задача — привести в порядок город и защитить людей, которые в результате ликвидации таких рынков могут остаться без работы. Для того чтобы их трудоустроить, есть несколько вариантов. Например, как считает А. Ворохаев, они могут взять в аренду лотки в супермаркетах (многие магазины практикуют такую форму работы с частными предпринимателями). Или устроиться продавцами в крупные торговые центры, вроде "Метро".
Кстати, второй такой гипермаркет строится в Овидиопольском районе, на границе с Одессой. К слову, на землях сельскохозяйственного назначения. То есть предназначенных не для строительства, а для земледелия. Как владельцам немецкой фирмы удалось добиться изменения целевого назначения участка — неизвестно. Но компания уже объявила о наборе персонала.

* * *
Гораздо более удачный вариант — тот, что предлагает фирма "Летучий голландец", которая владеет радиорынком за Пересыпским мостом, на улице Одария. Эта компания намерена построить на месте рынка торговый центр, куда и переместятся все торгующие. Таким образом, и интересы города будут соблюдены — территория, которую сегодня иначе как блошиным рынком не назовешь, будет приведена в порядок. И одесситы не потеряют свои рабочие места.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.