На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

АНТИБАД


(Окончание. Начало в № 594.)

Краткое содержание предыдущих серий

Один молодой москвич, не политик, не известный журналист и не т. п. — обычный человек, написал в Интернете вроде обычное сообщение. Его пожилые родители собрались потратить 600 долларов на чудо-лекарство, рекламу которого слышали по радио. На поверку реклама оказалась недобросовестной.
Это сообщение за несколько дней породило многотысячное общественное движение, назвавшее себя "АнтиБАД" (БАД — биологически активная добавка.) (www.antibad.info). Для начала они начали звонить и высказывать свое мнение "фармацевтической" фирме и радиостанции, разместившей рекламу, заблокировав своими звонками их телефоны. Затем — собирать информацию и действовать разными методами в отношении других видов недобросовестной рекламы. Число антибадовцев растет в геометрической прогрессии. На это были вынуждены отреагировать телеканалы, газеты, журналы. На момент написания этой статьи антибадовцы собирают подписи под письмом в правительство — это не просто общественная стихия, а серьезный юридический факт. Обо всем этом мы рассказали в нескольких прошлых номерах.

В интернет-обсуждениях вопросов связанных с АтиБАДом, кроме подавляющего большинства, были и другие мнения, возражения. То есть кроме антибадовцев существуют сторонники БАДов. Я имею свою гражданскую и человеческую позицию и в данном случае отношусь именно к большинству. Но и мнение меньшинства хотелось бы отобразить. Честно признаюсь, что при таком огромном объеме информации я не имею возможности найти все сообщения, противоречащие мнению большинства. Но несколько десятков нашел. Среди них нет ни одного, утверждающего, что цена пищевых добавок соразмерна их лечебному эффекту. Некоторые ссылаются на законы рынка, но это не главный их довод. Все они вкратце сводятся к совсем другому тезису, вот он: шум в Интернете и в СМИ спланирован и устроен специально, по заказу конкурентов фирмы, производящей и продающей "Гравикол 21", и рекламирующей его радиостанции "Эхо Москвы" (тут к делу пришивают еще и политическую подоплеку).
Что по этой гипотезе сказать? Случаи как бы похожие были. Например, наш, одесский, всемирно известный мудрец Анатолий Вассерман подробно исследовал и доказательно описал в статье на своем сайте awas.ws успешную кампанию корпорации "Дюпон" по антирекламе фреонов. Другими исследователями описана антирекламная кампания против микроавтобусов автозавода ГАЗ в начале 2000-х. Читатель, вы ее должны помнить: когда в течение нескольких месяцев по многим телеканалам каждый день показывались аварии микроавтобусов "Газель". Фокус достаточно простой: 95 процентов всех маршруток тогда были этой марки. При неизменном (увы, неизбежном) проценте аварийности все аварии в эфирное время не влезут. Но можно выбирать для показа наиболее трагичные аварии именно с "Газелями" и игнорировать, не показывать по телевизору аварии автомобилей других марок, чтобы получить требуемый эффект. Для этого приходится оплачивать работу съемочных групп и, главное, эфирное время — это очень дорого.
Когда антирекламные кампании относятся к товарам с рыночным оборотом в сотни миллионов и даже миллиардов (как фреоны) долларов, то они, как показывает практика, могут быть экономически целесообразны.
Какова оценочная стоимость кампании АнтиБАД, если делать ее традиционными методами? Например, платить всем участникам "общественного" движения за "общественную работу"?.. Это десятки тысяч людей, большинство из них москвичи с соответствующим уровнем средних зарплат и запросов. Или финансировать инфраструктуру общественного движения, как сделала фирма "Дюпон" с экологами? Такие затраты соизмеримы со всем оборотом всех пищевых добавок в России и русскоязычном пространстве.
Ни одна из известных антирекламных кампаний не сопровождалась общественным движением, набравшим такую массовость с такой фантастической скоростью. Конечно, для конкурентов было бы заманчиво потратить пусть даже несколько тысяч долларов на гонорары нескольким людям, которые частными сообщениями запустят такой гигантский процесс. У меня нет никаких иллюзий по поводу нравственных качеств наших бизнесменов: если бы они могли, они бы так и сделали. Но с таким же успехом они могли попытаться вызвать нашествие инопланетян или, вот более приземленная аналогия, — горную лавину.
Однажды человек в горах может крикнуть слово (волшебное?) — и сходит снежная лавина в тысячи тонн. Но даже если он сам в этой лавине не погибнет, — никому это еще не удавалось два раза с заранее предсказанным результатом. Нет таких технологий. Чтобы сорвать лавину, реально требуется многочасовая работа артиллерийского дивизиона и компьютерные расчеты с научной базой, которая подороже снарядов и изношенных пушечных стволов.
На сегодняшний день не существует социальных технологий, позволяющих создавать такое массовое общественное движение с таким минимальным расходом ресурсов.
Может быть, эти технологии секретны? Ну, теоретически нельзя исключать случая, что мы именно сейчас увидели первое в мире применение новой социальной технологии.
Исторический опыт, отображенный в учебниках военного дела, говорит, что всякое оружие (или другая военная технология) наиболее эффективно только при ПЕРВОМ применении. Как только факт того, что такое возможно, становится известным, очень быстро появляются защитные, противодействующее средства, а потом и такое же оружие у противника.
Тот же исторический опыт говорит, что стихийным явлениям человечество противостоит куда менее эффективно. Со многими болезнями в богатых странах еще как-то справляются. Опять-таки с гигантскими затратами ресурсов.
А землетрясения, цунами и пр. происходят и у них, сытых. Хотя и болезни, и буйства стихии известны человечеству всю историю.
Исходя из сказанного, считаю гипотезу о "заказе конкурентов" практически невероятной. Я в нее не поверю, пока не увижу многократного... хотя бы несколькократного исполнения таких заказов, с доказательствами, что это были именно заказы, — с заранее предсказанным результатом.
А пока то, что произошло с АнтиБАДом, я отношу к стихийным явлениям социальной природы. Но к приятным. Как хорошая погода — солнечный и теплый день посреди зимы.

Михаил КОРДОНСКИЙ.

ОТ РЕДАКЦИИ
Пока наша газета рассказывала об истории возникновения нового общественного движения "АнтиБАД", его создатели и активисты... закрыли сайт antibad.info, объявив о том, что решили прекратить свою деятельность.

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.