На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«ДРУЖИТЬ С ТЕМИ, С КЕМ ИГРАЕШЬ; ИГРАТЬ С ТЕМИ, С КЕМ ДРУЖИШЬ»


Таков жизненный и творческий девиз знаменитого российского джазового пианиста Андрея Кондакова (между прочим, уроженца Днепропетровска, где и сейчас живут его отец, брат и сестра с семьями). На днях почти при аншлаге в Большом зале Одесской филармонии Кондаков выступил в составе необыкновенного квартета, куда вошли кроме него Аркадий Шилклопер (валторна), Вячеслав Гайворонский (труба) и Владимир Волков (контрабас). Концерт был организован Первым радио "1 FM". А своеобразной прелюдией к нему оказалось триумфальное выступление того же Кондакова с бразильскими музыкантами, которое состоялось в Одесском русском драматическом театре в середине июля при участии тех же организаторов.
За кулисами после концерта пианист признался:
— Вообще-то, каждый музыкант уникален по-своему, у него свой дух, пластика. Никогда не знаешь, чем закончится такое соединение, но самое главное, что всех нас объединяет настоящая человеческая дружба. Это для нас очень важный момент. Все проекты, с которыми я связан, — проекты дружеские. Не очень хочется играть с людьми, преодолевая сдержанность отношений, — такие ситуации случаются незапланированно. В этом нет ничего страшного, профессионал всегда сможет найти общий язык с другим профессионалом. Но я предпочитаю проекты, основанные на дружбе. Мы не боимся рисковать, мы доверяем друг другу в человеческом и музыкальном смысле. И если по отдельности мы сотрудничали друг с другом, то вместе оказались на сцене в первый раз. Ощущения? Острые! Здесь необходим такт, умение слышать друг друга, идти навстречу. Иногда даже в ущерб своим амбициям создавать музыку вместе, это коллективный акт творчества. Были любопытные моменты. Может быть, не все получилось идеально, в любой импровизации есть удачи и отдельные мелочи, которые неудачами называть, наверное, все же нельзя… Было хорошее настроение, был кураж, было доверие, и не было во время музицирования недовольства друг другом… Мы играли сегодня, как дети. Ощущали, что мы любимы, и любовь с Одессой у нас — взаимная.
Отец музыканта Владимир Андреевич, приехавший на концерт из родного Днепропетровска (сам Кондаков давно живет в Санкт-Петербурге), по секрету рассказал, что его сын стремится играть не просто
с друзьями, а с музыкантами равного и даже превосходящего таланта. Ибо это способствует творческому росту. А еще он уверен, что Андрей имеет некую большую цель, о которой не любит распространяться…
Андрей Кондаков известен одесским слушателям еще и в связи с концертными мероприятиями, организованными Клубом высокой музыки, и было особенно приятно произнесенное им со сцены приветствие в адрес одесского джазового пианиста и композитора Юрия Кузнецова, который присутствовал на концерте в качестве слушателя. Буквально два месяца назад тот же Кузнецов в рамках Джаз-карнавала представлял одесской публике лучшую валторну мира (без всякой натяжки) Аркадия Шилклопера, который впервые выступал в нашем городе на официальных подмостках в составе ансамбля Pago Libre.
На этот раз звучали авторские композиции (каждый из солистов является и создателем оригинальных произведений) без экзотического колорита, на грани джаза и так называемой новой академической музыки.
К сожалению, мне не хватило в этой атмосфере чересчур толерантного музицирования по отдельности каждого из музыкантов (Шилклопера уж точно было маловато), хотелось как раз схватки амбиций, победной виртуозности на грани эпатажа (а названные джазмены — виртуозы, еще какие!). Возможно, все это еще появится в их дальнейших совместных выступлениях, если состав будет тот же. Но тем не менее, концерт удался, программа оказалась пусть холодноватой (что делать, если "некоторые любят погорячее!"), зато изысканной.
Аркадий Шилклопер со сцены назвал нашу аудиторию "тонкой и трепетной", имея на это все основания. Рафинированные композиции "Детская песенка", "Плач", "Танец викингов", "Колыбельная" предназначались для слушателя с опытом и вкусом, а такие в Одессе имеются. В достойный диалог с великим трубачом мирового масштаба вступил Вячеслав Гайворонский, солируя в "Посвящении Майлсу Дэвису". Изысканным (опять же!) хулиганством стала импровизация на "вечнозеленый" Take the A train (никто в этой какофонии тему не узнал, объявлена она была лишь тогда, когда все закончилось).
Очень интересно, хотя и с некоторой очевидной опаской выстраивали свое общение на сцене два духовика. После концерта Вячеслав Гайворонский так охарактеризовал свой опыт игры в диалоге с валторной Шилклопера:
— Когда встречаются два музыканта, которым есть что сказать, моментально находятся общие точки соприкосновения, иногда чисто ассоциативные. Каждый из нас их развивает или осмысливает по-разному, в этом — интрига… Нет одинаковых людей, нет одинаковых мыслей — так и в музыке…
— Какой процент был отведен импровизации в сегодняшнем концерте?
— Сегодня — очень большой…
В процентах не скажу, не считал.
— Вы ощутили, что Одесса вас любит?
— Да, в Одессе всегда очень приятно, город удивительно человечный, абсолютно автономный по своей сути, по осмыслению своего места в культуре вне контекста политики и прочего. Потрясающее качество этого города…
— На сцене только что находились четыре великих музыканта. Я не поверю, что ни у кого из них нет одесских корней…
— У меня их точно нет, у других ребят, насколько я знаю, тоже. Это ужасно. Но есть вариант: полюбить здесь настоящую одесскую красавицу и пустить корни!

Увы, как ни сладостно звучат на слух одессита имя "Аркадий" и фамилия "Шилклопер", гордиться родством со знаменитым музыкантом Одессе не приходится. Правда, отец легендарного валторниста родом из Бердичева, а это уже кое-что! Аркадию Шилклоперу несколько неожиданным показался мой вопрос:
— Насколько мне известно, вы можете ответить джазовым критикам в печати, причем очень хлестко и точно… Вы вообще, пишущий человек?
— Я пишу, но редко, нельзя сказать, что я какой-то там журналист, просто бывают особые музыкальные события в моей жизни, которые вдруг меня вдохновляют на то, что я начинаю писать. Скажем, я был на концерте Эрмето Паскуаля два года назад и, конечно, был настолько воодушевлен и необычной игрой самого маэстро, и необычной музыкой, и всем, что происходило на сцене, что взял и написал об этом для журнала Jazz.ru. Ну, это просто такой внутренний эмоциональный накопившийся потенциал, который вдруг выплескивается независимо от меня, а потом я сам читаю и думаю: "Ничего ведь написал…". Были и случаи, когда я отвечал в печати на рецензии. Журналисты видят это все не всегда изнутри, и часто пользуются очень красивым слогом, при этом для них важно использование каких-то поверхностных терминов…
— А знаете, не везде углубление в терминологию уместно. Когда пишешь для издания с широким кругом читателей, не только для специалистов, еще можно употребить слово "унисон", но "секвенция", но "модуляция"…
— Дело даже не в этом, дело в том, что музыкальные структуры и формы строятся по различным законам. Когда рецензент пишет о каком-либо концерте, то бывает очень странно читать поверхностные вещи с использованием терминов, которые могут только запутать публику: "паттерны"…
— "Модальный плюрализм"…
— Да-да-да, еще какие-нибудь "плагальные обороты" и так далее. Люблю в связи с этим рассказывать анекдот, который я переиначил с известного анекдота о слесаре. Знакомится девушка в баре с парнем и спрашивает его:
"А вы вообще кто?". Он отвечает: "Я музыкант". "Ах, музыкант! Эти ваши модуляции, секвенции, эти ваши плагальные обороты, эти ваши незаконченные каденции, эти ваши зеркальные репризы"…
— "…Эти ваши ракоходные пентахорды"…
— "…Так вот я в этом ничего не понимаю!". Это мне очень нравится, когда ничего не понимают, перечислив перед этим полный комплект. Поэтому бывает так, что я действительно начинаю отвечать и разбирать рецензента, потому что какая-то санитарная норма должна быть.
Аркадий Шилклопер, говоря о своем дальнейшем концертном графике, рассказал, что летит с Андреем Кондаковым и Владимиром Волковым в Саратов, затем в Москву, откуда уже с Сергеем Старостиным и Михаилом Альпериным — в Осло, где они выступят с камерным оркестром в четырех концертах. После чего окажется в Нижнем Новгороде, где у него первая репетиция с оркестром (музыкант написал семь аранжировок для оркестра, валторны и альпийского рога, над этой программой он работал последние два месяца), на следующий день концерт. Потом — концерт в Дзержинске и каникулы с семьей в Вупертале… При этом Аркадий продолжает играть классическую музыку. Два года назад он выступал на фестивале "Моцартиана", играл Концерт Моцарта для валторны с оркестром, уже в этом году, первого ноября, сыграл в Москве с оркестром Башмета Концерт Даниэля Шмидера для альпийского рога и большого оркестра (это было в Доме музыки в рамках фестиваля "Цюрих — Москва"). Концерт будет записываться для Швейцарского радио, возможно, выйдет пластинка, но не скоро, в 2009-м году, тогда же он будет широко исполняться в Австрии и Швейцарии.
Конечно, на этом фоне Одессе не приходится рассчитывать на слишком частые визиты музыкантов подобного класса. Однако коль скоро в Одессе уже обозначились два сильных организатора джазовых концертов, Клуб высокой музыки и Первое радио "1 FM", надеяться можно. Во всяком случае, довольные как организацией концертов, так и приемом со стороны публики музыканты настроены приезжать к нам как можно чаще. Вот только Владимиру Волкову немножко не повезло с одолженным контрабасом: по словам музыканта, инструмент оказался совершенно неприспособленным для исполнения джаза. Надо же, а из зала все воспринималось на ура…

Мария ГУДЫМА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.