На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

Большая стройка в условиях неопределенности


Деловая жизнь в Украине не то чтобы замерла, но слегка притормозила свой разбег. Все ждут, когда будет сформировано правительство. Конечно, и так почти полгода наше прежнее правительство пребывало в "чемоданном настроении" в ожидании досрочных выборов Верховной Рады. И на бизнесе это практически не отразилось. Но одно дело — правительство все-таки есть, и правила игры ясны. Другое дело — ситуация полной неопределенности перед сменой премьера. Кто знает, возможно,
с приходом нового главы правительства политика страны в отношении бизнеса или отдельных вопросов экономики государства сделает поворот в направлении до 180 градусов.

* * *
Ситуация неопределенности в стране вечно продолжаться не может. И когда новые министры займут свои места, а правила игры будут определены, в регионах должны быть готовы принять инвестиции, которые существенно активизируют деловую жизнь. И готовиться к этому нужно уже сейчас. По мнению председателя одесского облсовета Николая Скорика, если есть возможность во благо наших людей привлечь финансы из Евросоюза без ущерба для национальной безопасности страны, то для этого нужно использовать все возможности.
Например — Еврорегион "Нижний Дунай" (проект трансграничного сотрудничества между Украиной, Молдовой и Румынией; с украинской стороны в нем участвует Одесская область). Очередное заседание совета Еврорегиона прошло в Одессе.
За девять лет существования эта структура не отметилась ни одним сколько-нибудь значимым проектом в области экономики, и ее деятельность ограничивалась всего лишь декларацией благих пожеланий, пока пост председательствующего на два года (2007-2008-й) не занял бывший банкир, а именно — сам Николай Скорик. Он сразу решил зарегистрировать Еврорегион как юридическое лицо. Для чего? Для открытия банковского счета, на который и будут приходить инвестиции. "Без финансов любая организация остается декларативной. А без привлечения денег от Европейского Союза невозможно добиться подвижек в работе Еврорегиона", — уверяет он.
Вопрос о создании юридического лица будет рассматриваться на следующем заседании, в начале 2008 года.
Один из проектов, под который инвестиции нужны, — организация паромных перевозок через Дунай между Украиной и Румынией. Этот вопрос не решается уже много лет. Специалисты рассматривают несколько вариантов переправы. Это Орловка — Исакча, Рени — Галац, Рени — Тулча и Измаил — Тулча. Новый председательствующий строго обязал транспортную комиссию в ближайшее время определить приоритетный маршрут и сроки осуществления проекта. "Если же ни один невозможно реализовать, то пусть комиссия четко и честно скажет об этом", — отметил Н. Скорик.
Еще один проект, который рассматривался на заседании, — организация авиамаршрута между аэропортами в Тулче, молдавском Кагуле и Измаиле или Одессе. По словам Н. Скорика, если такое сообщение будет налажено, и базовым аэропортом с украинской стороны станет Измаил, это поможет привлечь инвестиции в реконструкцию этого аэропорта. Один из возможных инвесторов — компания "Южные авиалинии", по словам Н. Скорика, уже разработавшая план реконструкции измаильского предприятия.

* * *
Участники заседания совета Еврорегиона дипломатично обходили такие скользкие вопросы в украино-румынских отношениях, как судьба острова Змеиный и глубоководного судового хода (а попросту — канала) Дунай — Черное море. Дескать, это вопросы государственной важности, а мы тут занимаемся развитием сотрудничества на уровне регионов.
А пока преимущества украинского канала по гирлу Быстрое перед румынским аналогом — Сулинским каналом — оценили многие судовладельцы. Особенным спросом украинский канал пользуется у российских грузоперевозчиков. "Дельта-лоцман" — предприятие Минтранссвязи, обеспечивающее лоцманское сопровождение, проводку судов и безопасность мореплавания в украинских акваториях, в частности, — по каналу "Дунай — Черное море", — уверяет, что среди иностранных судов, прошедших по этому глубоководному судовому ходу, 43 процента — российские. Всего же с момента возобновления судоходства по каналу в мае этого года до начала декабря по нему прошло 755 судов, из которых порядка 40 процентов — под иностранными флагами. За это время каналом воспользовались грузоперевозчики 23 стран, среди которых — Турция, Азербайджан, Грузия, Румыния, Швейцария.

* * *
Наш же город определяет объекты инвестирования, не дожидаясь правительства и не привлекая к этому Еврорегион. Таксомоторные стоянки — из таких объектов. В то, чтоб они выглядели по-европейски, нужно вложить минимум 514 тысяч гривен. Причем значительная часть средств пойдет на организацию "карманов" для стоянки машин. Остальные — на изготовление табличек на иностранных языках (чтоб интуристы не промахнулись) и так далее.
На последнем заседании исполком одесского горсовета утвердил сеть из 45-ти стоянок для такси. Из них 24 — в Приморском районе, 5 — в Малиновском, 6 — в Киевском и 10 — в Суворовском. Часть из них — 37 — планируется разместить на уже существующих парковках.
Долго спорили, за чьи деньги всю эту красоту наводить — за городские или инвестиционные, и склонились ко второму варианту. Хотя это, по общему мнению членов исполкома и депутатов, и не совсем правильно…

* * *
А вот 200 метров побережья одесские власти инвестору не отдали — депутаты проявили бдительность. Компания "Аркада" попросила отдать ей в концессию (или иначе — сдать в эксплуатацию) часть берегозащитных гидросооружений в районе 8-й станции Большого Фонтана, так называемый Южный мыс.
Дело в том, что в этом районе "Аркада" строит элитный коттеджный комплекс, из окон которого новые жильцы будут наблюдать весьма непрезентабельную картину — нагромождение поломанных бетонных плит на побережье. А если летом вдруг кому-то искупаться захочется в этом месте? Плиты, с которых в свое время приучили купаться горожан, сейчас, по словам начальника городского управления инженерной защиты территорий Владимира Соколова, в "травмоопасном", и даже "аварийном" состоянии. И все равно граждане упорно стремятся туда, чтобы выкупаться и позагорать. Если это будет рядовой гражданин или гость Одессы, — полбеды. А если житель элитного коттеджа? "Аркада" заботится о своих покупателях. Потому и попросила этот участок, чтобы привести его в порядок и обустроить там набережную. Общедоступную.
По которой каждый желающий будет гулять совершенно бесплатно.
Депутаты в благотворительность застройщика не поверили, усмотрели в этом "скрытую приватизацию" побережья и воспротивились такому возмутительному надувательству. И очень кстати вспомнили, что приводить прилегающую к стройке территорию строители должны безвозмездно, то есть даром, просто прежнее руководство города, давая "Аркаде" разрешение, не включило соответствующий пункт в договор. Так что теперь эта компания должна будет приводить плиты в порядок безо всякой концессии.

* * *
Кстати, о строительстве. Несмотря на дороговизну квартир, Одесса переживает строительный бум. Практически каждую неделю национальное кредитное агентство "Кредит-рейтинг" присваивает рейтинг облигациям двух-трех одесских застройщиков.
Что такое строительные облигации? Фактически это форма расчета за квартиру в новострое. Сейчас строительство жилых домов финансируется на условии долевого участия: часть денег вносит застройщик, часть — покупатели квартир. Несколько лет назад по стране прокатился ряд скандалов, связанных с тем, что недобросовестные застройщики, собрав с покупателей взносы за квартиры в "виртуальных" домах, просто исчезли вместе деньгами. После этого правительство запретило брать за долевое участие "живыми деньгами" и ввело строительные облигации. И теперь покупатели квартир приобретают облигацию, стоимость которой зависит от стоимости квартиры. Эти ценные бумаги становятся гарантией того, что будущий жилец получит квартиру в новом доме.
И именно ту, о которой договаривался с продавцом.
Все облигации обязательно должны получить кредитный рейтинг. Он фактически определяет степень надежности ценных бумаг, а следовательно, и проекта. На рейтинг влияют многие обстоятельства: зависимость фирмы-застройщика от других компаний, работала она с прибылью или с убытками, больше или меньше стоимость облигаций стоимости всей фирмы и др. На рейтинг может повлиять и район, в котором строится дом, и класс жилья (элитное, эконом-класса или социальное).
Так что, приобретая строительные облигации, поинтересуйтесь их рейтингом, и, возможно, подумайте о покупке квартиры в другом доме. Рейтинг uaА выше, чем uaB, а тот, в свою очередь, выше, чем uaС. Впрочем, рейтинг облигаций может со временем меняться в сторону повышения или понижения, — все зависит от деятельности фирмы, их выпустившей.
За последнюю неделю "Кредит-рейтинг" присвоил рейтинг uaB облигациям фирмы "Тирас", которая строит дом на ул. Королева, 5/2. А облигациям компании "Жилстрой-Инвест-К" рейтинг повышен — с уровня uaCCC до уровня uaВ. Эта фирма строит жилье
на улице Армейской, 11.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.