На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ОДЕССА БУДЕТ ЖИТЬ ПО ПЛАНУ


В феврале будущего года на сессию одесского горсовета планируется вынести Генеральный план города. Проект этого документа, разработанного киевским институтом "Гипроград", был рассмотрен и утвержден на заседании горисполкома. "Теперь важно, чтобы эту работу оценил город", — подчеркнул городской голова Эдуард Гурвиц.

Авторы Генерального плана рассматривают Одессу как многофункциональный город-регион. Как рассказал директор "Гипрограда" Юрий Белоконь, в проекте определена "зона совместных интересов города и области": от Григорьевского до Сухого лимана. Она и будет основой для создания города-региона. С критикой этой — одной из стратегических линий Генерального плана — уже выступил и председатель Одесского областного совета Николай Скорик. Политик отметил: "Я противник образования города-региона. Как в Евросоюз страна может вступить лишь после повышения уровня жизни до европейского, так и о расширении территории города можно говорить, только когда будут освоены имеющиеся земли".
Н. Скорик добавил, что в законодательстве нет понятия "зоны совместных интересов" Одессы и прилегающих к ней районов, в частности — Овидиопольского и Коминтерновского, которое ввели разработчики Генплана. Так что, можно предположить, что дискуссия будет продолжена…
Между тем, по словам главного проектировщика Татьяны Несвит, авторская группа видит город как узловой центр Евроазиатского транспортного коридора, главный контактный центр Причерноморского региона. Специалист заявила, что у Одессы есть большой потенциал развития. Сейчас порядка 2 тысяч гектаров (11 процентов территории) свободны от застройки. Это земли в районе полей фильтрации, поселка Котовского, аэропорта, Ленпоселка, Жеваховой горы, аэродрома Школьный. Разработчики предлагают максимально использовать эти земли: в частности, на бывших полях фильтрации предполагается построить крупный жилой комплекс "Хаджибеевский"; здесь же на 200 гектарах — создать ландшафтный парк. Проект также предусматривает полный вынос предприятий нефтехимического комплекса за черту города, замену морально и физически устаревшего жилья, использование территории Одесского морского торгового порта от морвокзала до мыса Ланжерон для нужд города. "Развитие морского порта здесь недопустимо", — подчеркнула Татьяна Несвит. По ее мнению, в этом районе необходимо построить международный туристический центр. Также предполагается сооружение намывного острова в Одесском заливе.
По мысли разработчиков Генплана, следует упорядочить промышленную зону, за счет чего город получит дополнительно порядка 1 тысячи гектаров земли. Промузлы будут располагаться в районе Кулиндорово, Пересыпи, Овидиопольской дороги, Застав.
В районе железнодорожного вокзала и вдоль Люстдорфской дороги планируется расположить жилые центры, а в районе Пересыпи — международный деловой центр. Согласно плану, в Одессе будет построено дополнительно порядка 11 миллионов квадратных метров жилья, причем 92 процента всей жилой застройки составят многоэтажные здания.
Вместе с тем высотность новой застройки в исторических ареалах Одессы должна быть ограничена (как предельные обозначены высоты зданий в 18,6 и 21,3 метра). Как сообщила член группы по разработке Генерального плана Елена Сердюк, специалисты выделили два исторических ареала в Одессе: центральный исторический и Французский бульвар. Первый охватывает Молдаванку и районы вокруг одесского порта. Дома высотой 18,6 метра там будут строиться внутри кварталов, а 21,3 метра — на пересечениях улиц. Ареал Французского бульвара сохранит парковый характер застройки с дискретным размещением малоэтажных домов.
В историческом центре города предполагается полностью сохранить памятники архитектуры. Новая застройка возможна, но только с разрешения органов по охране памятников. По словам Е. Сердюк, если будут выполняться рекомендации авторов Генплана касательно застройки и реконструкции центральной части, Одесса может претендовать на включение в списки ЮНЕСКО.
Что ж транспортной проблемы в Одессе, разработчики предлагают решать ее радикально: в частности, создавать улицы с односторонним движением и магистрали непрерывного движения. По словам одного из авторов проекта Дмитрия Жукова, одна из таких магистралей, "север — юг", уже разрабатывается. Она свяжет поселки Котовского и Таирова через поля орошения и улицу Балковскую. Вторую магистраль предлагается запустить от автовокзала по ул. Грушевского с выходом на Киевскую трассу. На одностороннее движение планируется перевести ряд улиц: Разумовскую и Колонтаевскую, а также Канатную и Маразлиевскую. Последнюю предполагается продлить до улицы Приморской. Намечено и строительство магистрали вдоль склонов. Кроме того, разработчики предлагают построить новый железнодорожный вокзал в районе Столбовой. Существующий ныне также будет принимать поезда, но его предполагается увести под землю.
В Генплане предусмотрено и более 45 новых транспортных развязок. Одна ветка скоростного рельсового подземного транспорта (аналога метро) будет пущена от нового вокзала через центр с выходом к рекреационной зоне, вторая — с поселка Котовского к старому вокзалу. Общая протяженность веток — 38 километров. Автовокзал предполагается разделить на небольшие автостанции и вынести на подъезды к городу. Большинство трамвайных маршрутов задумано заменить троллейбусными, поскольку это более маневренный вид транспорта. При этом разработчики предлагают оставить "исторический" маршрут № 5. Общая же протяженность автобусных маршрутов увеличится на 70 километров.
На заседании горисполкома проект Генерального плана Одессы был в целом одобрен. Вместе с тем был высказан ряд замечаний и предложений.
В частности, директор "Одессагорэлектротранса" Валерий Новиков и секретарь горсовета Александр Прокопенко не согласились с планами замены трамваев на троллейбусы. По мнению первого, трамвай — более экологически чистый и удобный транспорт, с большей пассажировместимостью.
Депутат горсовета Александр Коробчинский (фракция "Не так!") и архитектор Василий Мироненко выступили против ограничения высотности застройки на Молдаванке. Также В. Мироненко не понравилась идея превращения склонов в зеленую зону. Депутат Вячеслав Крук (фракция БЮТ) попросил внести в Генплан намывные территории. Кроме того, развернулась дискуссия, что более перспективно — организация подземного и надземного транспорта или намыв острова, через который можно пустить пассажирские маршруты в объезд центральной части города…
Теперь, после внесения соответствующих изменений, проект Генерального плана города будет представлен на общественное обсуждение, затем — на экспертизу, и после этого — депутатскому корпусу Одессы.

Е. С.
(По материалам ИА "Одесинформ".)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.